Найти в Дзене

ОН ХОТЕЛ ВОЕВАТЬ ВО ИМЯ БОГА — И БОГ ДАЛ ЕМУ ВРАГА…

Имя этому врагу было невежество. Амбициозный и почти обаятельный Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, мечтал о сражениях даже тогда, когда уже облачился в сутану священника. Только он не предполагал, что его полем боя станет кафедра педагога, оружием — книги и грифель, а итогом — иезуитская модель образования, ставшая образцом для светских и церковных школ. Её чёткая структура и стандарты влияют на школьные программы и сегодня. Давайте посмотрим, как всё начиналось. НАЧАЛО В 1551 году святой Игнатий Лойола основал Collegio Romano (Римский колледж, впоследствии ставший ядром Папского Грегорианского университета) как «свободную школу грамматики, гуманизма и христианского учения». Вскоре колледж начал стремительно расти, получая привилегии на присвоение степеней (папские буллы 1552–1556 гг.), а в 1584 году обрёл собственное здание благодаря поддержке папы Григория XIII. Иезуитская школа изначально задумывалась как часть миссии Общества Иисуса — сочетание духовной целостности и пра

Имя этому врагу было невежество.

Амбициозный и почти обаятельный Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов, мечтал о сражениях даже тогда, когда уже облачился в сутану священника.

Только он не предполагал, что его полем боя станет кафедра педагога, оружием — книги и грифель, а итогом — иезуитская модель образования, ставшая образцом для светских и церковных школ. Её чёткая структура и стандарты влияют на школьные программы и сегодня.

Давайте посмотрим, как всё начиналось.

НАЧАЛО

В 1551 году святой Игнатий Лойола основал Collegio Romano (Римский колледж, впоследствии ставший ядром Папского Грегорианского университета) как «свободную школу грамматики, гуманизма и христианского учения».

Вскоре колледж начал стремительно расти, получая привилегии на присвоение степеней (папские буллы 1552–1556 гг.), а в 1584 году обрёл собственное здание благодаря поддержке папы Григория XIII.

Иезуитская школа изначально задумывалась как часть миссии Общества Иисуса — сочетание духовной целостности и практической образовательной программы. Цель была двойной: воспитать компетентных духовных лидеров и одновременно дать выпускникам культурный и риторический багаж для успешной карьеры в обществе.

СТРУКТУРА

Учёба в колледже делилась на несколько ступеней:

грамматика (начальный курс латинского),

studia humanitatis (гуманитарный цикл: латинская и греческая литература, риторика),

философия и теология (высшие курсы).

Таким образом, Collegio Romano объединял в себе и школу, и университет под одной крышей.

Колледж опирался на орденских преподавателей, отличался строгой иерархией и чёткой регламентацией учебного процесса. Особое внимание уделялось подготовке и контролю учителей.

КАК ПРОХОДИЛИ ЗАНЯТИЯ

Основу составляли чтение и анализ классических текстов, написание сочинений, ораторские упражнения и диспуты. Позднее в некоторых предметах (астрономия, естествознание) стали применять и лабораторно-практические методы.

Кроме штатных иезуитских профессоров, приглашались выдающиеся учёные. Так, лекции в Римском колледже читал и Галилео Галилей.

ПРЕДМЕТЫ

Программа сочетала классический канон и прикладные дисциплины:

1. Латинская грамматика и риторика — сердцевина обучения; особое внимание уделялось композиции и публичной речи.

2. Греческий язык и античная литература — для продвинутых гуманитарных курсов.

3. Философия — логика, метафизика, моральная философия.

4. Теология и каноническое право — фундамент для будущих священников и администраторов.

5. Практические науки — арифметика, геометрия, механика, астрономия; в отдельных школах — основы естествознания.

Ratio Studiorum (1599) — зачем это было нужно?

В 1599 году иезуиты опубликовали Ratio Studiorum — свод правил и методических указаний для своих школ.

Он не создавал новые дисциплины, но фиксировал уже сложившуюся систему: учебные планы, обязанности ректора и преподавателей, правила экзаменов и контроля знаний.

Этот документ стал своего рода «педагогическим паспортом» иезуитской сети, обеспечив ей стабильность и быстрое распространение по всей Европе.

ОСОБЕННОСТИ И НОВШЕСТВА

Систематизация. Единые стандарты и инструкции позволили масштабировать модель на десятки школ.

Cura personalis — забота об ученике. Иезуиты соединяли академическую подготовку с нравственным воспитанием и вниманием к личности — предвестие современных гуманистических педагогик.

Практическая направленность. Риторика, публичные выступления, подготовка к управленческой и церковной карьере.

Профессионализация преподавания. Жёсткая дисциплина и наставничество внутри ордена обеспечивали высокий уровень учителей и престиж дипломов.

РЕЗУЛЬТАТ

За короткое время иезуиты выстроили сеть учебных заведений, моделью для которых стал Римский колледж.

Их высокий стандарт сделал обучение престижным и желанным. Тысячи учеников, воспитанных в иезуитских коллегиях, стали блестящими учёными, ораторами и политическими деятелями.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ

Иезуитская идея соединить академическое знание с этическим воспитанием и вниманием к индивидуальности ученика до сих пор влияет на мировую педагогику.

- Ваш Гид - Искусствовед в Риме и Ватикане