Подростки, верящие в порталы за грань реальности. Форум, где люди учатся управлять снами. Призрак по имени «Красные руки». Ритуальные жертвоприношения. Звучит как сюжет романа? А что, если все части этой истории уже существуют — не на бумаге, а в реальности? Разбираемся, как реальное преступление, научные эксперименты, мифы и онлайн-сообщества вдохновили Алекса Норта на написание романа «Тени теней».
О чём книга и почему её критикуют.
На «Тени теней» Алекса Норта уже вышло много различных отзывов. Одни хвалят его за закрученный сюжет и атмосферу страха, другие ругают за перебор с мистикой и затянутость повествования.
Главный герой — Пол Адамс — спустя 25 лет возвращается в родной городок, чтобы навестить умирающую мать. Все эти годы Пол Адамс пытался забыть события, которые произошли с ним в детстве. Но вскоре он понимает, что прошлое не хочет его отпускать. В романе вас ждет: группа подростков, увлеченная культом «осознанных» снов, мрачный Гриттенский лес, таинственный призрак «Красные руки» и человеческие жертвоприношения, многочисленные описания подростковых переживаний, записи в дневниках сновидений и их обсуждения, призванные создать атмосферу страха и неизбежности грядущего.
В романе две линии: детективная — в настоящем времени, где детектив Аманда Бек расследует серию убийств, и псевдомистическая — в воспоминаниях Пола, раскрывающих историю культа сновидений и непосредственно связанная с событиями в настоящем. Детективная линия выстроена отлично: события вытекают одно из другого, как звенья цепи, а полицейское расследование чуть отстаёт от читателя, давая ему шанс самому докопаться до истины и сравнить свои догадки с выводами полиции. Псевдомистическую обычно критикуют за излишнюю затянутость.
Источники вдохновения.
При написании романа Алекс Норт черпал вдохновение не столько в своем воображении, сколько в криминальной хронике, научных исследованиях, философских трактатах и интернет-форумах.
Источник первый. Дело Слендермена.
31 мая 2014 года две 12-летние девочки Анисса Вейер и Морган Гейзер в Уокешо, США, совершили покушение на убийство своей подруги Пэйтон Лейтнер. Они заманили подругу в лес и нанесли ей 19 ножевых ранений. На преступление их подтолкнуло увлечение «крипипастами» — историями, в сюжете которых часто фигурируют сверхъестественные силы и странные существа. Девочки решили, что именно таким образом они смогут доказать свою верность вымышленному персонажу Слендермену.
Пострадавшая получила серьезные травмы, но, к счастью, выжила. Расследование и судебный процесс продолжались несколько лет. Девочки были признаны психически недееспособными и помещены в психиатрические лечебницы. Инцидент вызвал дебаты о роли интернета в жизни общества и его влиянии на детей. Сайт «Крипипасты Вики», из которого девочки узнали про Слендермена, был заблокирован во всех школах Уокешо. В 2021 году одна из девочек, Анисса Вейер, была условно-досрочно освобождена из психиатрической больницы. Морган Гейзер в настоящий момент продолжает отбывать сорокалетний срок в Институте психического здоровья Уиннебейго.
Источник второй. Форум сновидцев.
В начале романа, пытаясь установить причины одного из убийств, детектив Аманда Бек выходит на довольно специфический форум под названием «Нераскрытое и непознанное». Там участники обсуждают странные сны, делятся методами достижения осознанности во сне, дневниками сновидений. Именно здесь находиться связь между подозреваемыми и их общим увлечением «выходом в сон». Звучит как вымысел?
DreamViews (https://www.dreamviews.com/forum.php) — один из крупнейших англоязычных форумов, посвящённых осознанным сновидениям. На нём пользователи активно обсуждают: техники входа в осознанный сон, ведение дневников снов, эксперименты по управлению снами, а также такие феномены, как выходы из тела, астральные проекции и пророческие сны. Количество тем — свыше 150 тысяч, постов — более 2 миллионов. Это живое, активное сообщество, где люди годами изучают границы сна. Совпадение? Не думаю!
Источник третий. Осознанные сновидения.
Современное понятие осознанного сновидения ввёл в оборот голландский психиатр Фредерик ван Эден в 1913 году. Однако долгое время это явление считалось скорее фантазией, чем научным фактом — до тех пор, пока в 1980-х годах американский психофизиолог Стивен Лаберж не доказал его существование экспериментально. Лаберж, работавший в Стэнфорде, разработал методику, позволявшую людям сигнализировать о своём состоянии осознанности во время сна, используя предварительно оговорённые движения глаз. Первое доказательство было получено в результате эксперимента с использованием электроэнцефалографии. Проведённые в 1980-х — 2010-х годах исследования подтвердили, что во время осознанных снов люди могут физиологически спать, осознавая, что они спят, и преднамеренно выполнять различные действия внутри сна. Его работы легли в основу современных исследований сознания, сна, нейрофизиологии и, возможно, одного романа Алекса Норта.
Осознанные сновидения изучаются и в нашей стране. Например, в лаборатории нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН проводятся исследования механизмов сна, в том числе и феномена осознанности.
Хотя большинство исследований указывают на безопасность осознанных снов для здоровых людей, некоторые учёные — как зарубежные, так и российские — предупреждают: интенсивные практики могут стирать грань между сном и бодрствованием. Это особенно актуально для людей с предрасположенностью к психотическим состояниям. И снова — прямая параллель с романом.
Источник четвертый. Освобождение от реальности.
Если Лаберж — отец научного подхода к осознанным снам, то Карлос Кастанеда — их пророк в мире мистики. В своей книге «Искусство сновидения» (1993) американский писатель, антрополог, этнограф и философ описывает учение своего наставника — шамана дона Хуана Матуса из племени яки. По его словам, сны — не просто продукт мозга, а портал в параллельные миры. Осознанность во сне, по Кастанеде, — это шаг к свободе от обычной реальности. Этот подход сильно отличается от научного, но именно он даёт почву для мистических интерпретаций, таких как в «Тенях теней». Образы леса, культа духов и «выхода» в иное измерение — всё это перекликается с кастанедовскими концепциями.
Вишенка на торте: мастерство обмана.
Самым запоминающимся стал фокус автора с подменой жертвы. Норт настоящий мастер иллюзий, он скроет от вас не убийцу, а жертву! Он сделает это в самом начале, будет виртуозно поддерживать иллюзию весь роман, чтобы в самом конце огреть вас по лбу неожиданной правдой. Это не просто поворот сюжета — это искусно спланированная с самого начала психологическая иллюзия. Вспоминая момент озарения, не могу не восхититься тем, насколько ловко автор обвёл меня вокруг пальца.
Итоги.
Было увлекательно «копать» под текст, выискивая возможные источники вдохновения. И хотя Алекс Норт никогда официально не говорил, что использовал форум DreamViews или труды Лабержа и Кастанеды, параллели очевидны.
Автор соединил реальные практики осознанных сновидений, научные и философские концепции, реальное преступление, добавил атмосферу подросткового страха и одержимости тайнами и изюминку, возможно подсмотренную в одном знаменитом фильме Маноджа Нелльятта Шьямалана, номинированном на шесть премий «Оскар».
В итоге получился гибрид научной идеи, мифа и психологического триллера, и даже если повествование местами кажется затянутым, финал полностью оправдывает ожидания.
P.S. Первый эпизод серии «Тайны сюжета: как создаются детективы» доступен по ссылке ниже.