Найти в Дзене
Ксюш, а расскажи

🌟АВА топ 5 запросов

🌟АВА топ 5 запросов. Запрос №2 нежелательное поведение

Поведенщики работают с поведением, все логично 💪

Чаще всего беспокоят родителей или учителей/воспитателей те виды поведения, которые:

⚫️Могут нанести вред здоровью ребенка или окружающих (самоагрессия, агрессия, поедание несъедобных предметов, залезать на на высокие поверхности и тд)

⚫️Проявляются ярко, интенсивно, сильно выделяют среди других детей и мешают семье выходить с ребенком в социум (чаще это поведение с функцией самостимуляции, но бывает и нет, там может быть облизывание предметов или своих рук, жевание одежды, вокализации, крики или истерики, падения на землю и тд)

⚫️Не вписываются в представления родителей о том, как должен вести себя ребенок (отказ от любых требований, протесты по незначительным поводам, требование выполнять его ритуалы, раскидывание предметов по дому или наоборот складывание всех игрушек в одном месте и тд)

🙂Мне больше нравится термин «проблемное поведение», потому что мне кажется он больше подходит по смыслу.

Нежелательное, как будто не желаемое для кого-то, а проблемное обозначает нам что есть проблема, которую нужно решить.

✍️В АВА есть критерии, что мы считаем проблемным поведением, которое будем брать в коррекцию:

✔️Опасное поведение

✔️Поведение мешающее ребенку обучаться или социализироваться

✔️Поведение мешающее всей семье

Что на этот запрос предлагают и говорят 🔠🔡🔠 специалисты?

🟣Проблемное поведение прежде всего вредит самому ребенку. Важно понять, что он не назло вам это делает, не вредничает, не манипулирует. Чаще всего его наличие говорит нам про дефицит каких-то навыков, то есть ребенок не умеет делать, что-то и поэтому демонстрирует проблемное поведение, потому что оно подкреплялось. И это не вина родителей, это просто работа законов поведения, то что «сработало», «прокатило» (подкрепилось) будет происходить чаще. Один раз сработало упасть у кассы с криком, чтобы купили все таки шоколадку, скорее всего следующий раз человек продемонстрирует это поведение. А альтернативной формы у него просто нет.

🟣У нас есть широкий спектр инструментов, через которые мы работаем с поведением. Минимизируем вероятность происхождения проблемного поведения, учим альтернативным формам, управляем последствиями, чтобы создать новые связки.

Их можно разделить на такие группы:

Проактивные методы

(предотвращение проблемного поведения)

🔵Адаптация заданий/своей речи/требований под уровень ребенка

🔵Изменение окружающей среды

🔵Расписания, визуальная поддержка

🔵Сенсорные перерывы

🔵Установление правил и предсказуемости

Цель: снизить вероятность возникновения проблемного поведения

Обучение новым навыкам

Мы не просто убираем нежелательное поведение, а учим ребёнка более адаптивным способам достижения той же функции.

⚫️Интенсивный тренинг коммуникации

⚫️Обучение ребенка просить о помощи, времени, перерыве с помощью карточек, жестов и тд

⚫️Навыки саморегуляции

⚫️Дыхательные техники, использование карточки «тайм-аут», сенсорные стратегии

⚫️Дифференцированное подкрепление (это отдельные методы вмешательства, которым специалисты обучаются)

🔵Подкрепление альтернативного или замещающего поведения, несовместимого с проблемным

⚫️Социальные и академические навыки

⚫️Обращение к взрослому словами вместо крика, использование вспомогательных средств при выполнении заданий

⚫️Визуальное расписание и последовательности

🔵Мотивационная система подкрепления

Реактивные методы

(действия в момент проблемного поведения)

🔵Чёткий алгоритм реакции взрослого

🔵Минимизация подкрепления нежелательного поведения

🔵Безопасное прекращение ситуации

Цель: эффективно реагировать на уже возникшее поведение