🌟АВА топ 5 запросов. Запрос №2 нежелательное поведение
Поведенщики работают с поведением, все логично 💪
Чаще всего беспокоят родителей или учителей/воспитателей те виды поведения, которые:
⚫️Могут нанести вред здоровью ребенка или окружающих (самоагрессия, агрессия, поедание несъедобных предметов, залезать на на высокие поверхности и тд)
⚫️Проявляются ярко, интенсивно, сильно выделяют среди других детей и мешают семье выходить с ребенком в социум (чаще это поведение с функцией самостимуляции, но бывает и нет, там может быть облизывание предметов или своих рук, жевание одежды, вокализации, крики или истерики, падения на землю и тд)
⚫️Не вписываются в представления родителей о том, как должен вести себя ребенок (отказ от любых требований, протесты по незначительным поводам, требование выполнять его ритуалы, раскидывание предметов по дому или наоборот складывание всех игрушек в одном месте и тд)
🙂Мне больше нравится термин «проблемное поведение», потому что мне кажется он больше подходит по смыслу.
Нежелательное, как будто не желаемое для кого-то, а проблемное обозначает нам что есть проблема, которую нужно решить.
✍️В АВА есть критерии, что мы считаем проблемным поведением, которое будем брать в коррекцию:
✔️Опасное поведение
✔️Поведение мешающее ребенку обучаться или социализироваться
✔️Поведение мешающее всей семье
Что на этот запрос предлагают и говорят 🔠🔡🔠 специалисты?
🟣Проблемное поведение прежде всего вредит самому ребенку. Важно понять, что он не назло вам это делает, не вредничает, не манипулирует. Чаще всего его наличие говорит нам про дефицит каких-то навыков, то есть ребенок не умеет делать, что-то и поэтому демонстрирует проблемное поведение, потому что оно подкреплялось. И это не вина родителей, это просто работа законов поведения, то что «сработало», «прокатило» (подкрепилось) будет происходить чаще. Один раз сработало упасть у кассы с криком, чтобы купили все таки шоколадку, скорее всего следующий раз человек продемонстрирует это поведение. А альтернативной формы у него просто нет.
🟣У нас есть широкий спектр инструментов, через которые мы работаем с поведением. Минимизируем вероятность происхождения проблемного поведения, учим альтернативным формам, управляем последствиями, чтобы создать новые связки.
Их можно разделить на такие группы:
Проактивные методы
(предотвращение проблемного поведения)
🔵Адаптация заданий/своей речи/требований под уровень ребенка
🔵Изменение окружающей среды
🔵Расписания, визуальная поддержка
🔵Сенсорные перерывы
🔵Установление правил и предсказуемости
Цель: снизить вероятность возникновения проблемного поведения
Обучение новым навыкам
Мы не просто убираем нежелательное поведение, а учим ребёнка более адаптивным способам достижения той же функции.
⚫️Интенсивный тренинг коммуникации
⚫️Обучение ребенка просить о помощи, времени, перерыве с помощью карточек, жестов и тд
⚫️Навыки саморегуляции
⚫️Дыхательные техники, использование карточки «тайм-аут», сенсорные стратегии
⚫️Дифференцированное подкрепление (это отдельные методы вмешательства, которым специалисты обучаются)
🔵Подкрепление альтернативного или замещающего поведения, несовместимого с проблемным
⚫️Социальные и академические навыки
⚫️Обращение к взрослому словами вместо крика, использование вспомогательных средств при выполнении заданий
⚫️Визуальное расписание и последовательности
🔵Мотивационная система подкрепления
Реактивные методы
(действия в момент проблемного поведения)
🔵Чёткий алгоритм реакции взрослого
🔵Минимизация подкрепления нежелательного поведения
🔵Безопасное прекращение ситуации
Цель: эффективно реагировать на уже возникшее поведение