Часто кажется, что величайшие научно-фантастические фильмы остались в прошлом. «2001: Космическая одиссея», «Чужой», «Нечто», «Назад в будущее» и «Парк Юрского периода» вышли до 2000-х. Эти фильмы стали золотым стандартом, но с тех пор Голливуд, похоже, впал в ностальгию. Каждый год выходит очередной перезапуск, сиквел или приквел, пытающийся выжать из старых хитов всё до последней капли. А если нет, то это какая-нибудь безвкусная стриминговая помойка вроде «Электрического государства» или последней «Войны миров» Айс Кьюба.
Но научная фантастика ещё не умерла окончательно. За последнее десятилетие несколько режиссёров сняли фильмы, которые могут сравниться с легендарной классикой. Они пошли на большой риск, рассказали оригинальные истории и вывели жанр на новые захватывающие горизонты. Итак, представляем десять лучших шедевров научной фантастики последнего десятилетия, отсортированных от самых выдающихся к самым выдающимся.
____________________________
Аннигиляция / ‘Annihilation’ (2018)
«Аннигиляция» Алекса Гарленда — фильм, который одновременно кажется и сном, и кошмаром. Он рассказывает о группе учёных, которые отправляются в таинственную зону под названием «Мерцание», где законы природы теряют смысл. Зона действует как призма: она преломляет и полностью меняет контекст молекулярного состава всего, что попадает внутрь. Растения, животные и даже люди начинают мутировать, и это кажется необъяснимым.
Визуальные эффекты здесь просто невероятные. Здесь есть растения, растущие в форме людей, аллигаторы с акульими зубами и, конечно же, самая жуткая сцена с медведем за всю историю кино. Если вы её видели, то знаете, почему она навсегда застревает в вашей памяти. Это идеальное сочетание ужаса и научной фантастики, по сравнению с которым культовое нападение медведя на человека из «Выжившего » кажется безобидным.
____________________________
Кто она? / ‘The Artifice Girl’ (2022)
Этот инди-шедевр остался незамеченным для большинства, но «Кто она?» заслуживает звания шедевра современной научной фантастики. Сюжет повествует о гиперреалистичном ИИ-боте, созданном для ловли интернет-хищников. Но он стремительно развивается, выходя за рамки своего предназначения, и её создатель никогда не ожидал подобного развития. Звучит как обычный фильм про «ИИ, вышедший из-под контроля», вроде M3GAN или AFRAID, но это совсем не так. «Девушка-искусительница» — это очень трогательный и вдумчивый взгляд на то, что на самом деле означает создание искусственной жизни и какое место она занимает в нашем мире.
Весь фильм, по сути, представляет собой три длинных диалога. Никаких взрывов, никаких футуристических городских пейзажей, никаких сражений гигантских роботов с помощью компьютерной графики. Только диалоги. Но это одни из самых захватывающих диалогов, которые вы когда-либо слышали в научно-фантастическом фильме. Каждая строчка имеет вес и заставляет вас думать об ИИ так, как большинство фильмов этого не делают. В какой момент искусственная жизнь перестает быть искусственной? И что это говорит о человеческом существе? «Кто она?» доказывает, что жанр научной фантастики способен на гораздо большее, чем феерия визуальных эффектов, созданная Голливудом. Иногда всё, что нужно, — это комната, несколько персонажей и идеи, достаточно масштабные, чтобы изменить ваше видение мира.
____________________________
Прибытие / ‘Arrival’ (2016)
«Прибытие» Дени Вильнёва изменило восприятие историй о вторжении инопланетян. Вместо того, чтобы сосредоточиться на сражениях и разрушениях, «Прибытие» представило нам очень человечную историю о времени, судьбе и выборе, который формирует нашу жизнь. Сюжет начинается с того, что по всему миру внезапно появляются 12 космических кораблей, и лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс) получает приглашение на общение с инопланетянами.
Если Вильнёв и умеет что-то делать лучше всех, так это создавать ощущение потустороннего, величественного и возвышенного. Каждый кадр в этом фильме гипнотизирует, от него невозможно отвести взгляд. Звуковое оформление не менее мощное и придаёт фильму жуткую, завораживающую атмосферу. Фильм даже получил «Оскар» за лучший звуковой монтаж. К тому же, Адамс играет одну из самых трагичных ролей за всю свою карьеру. Немногим научно-фантастическим фильмам удаётся одновременно передать такую интимность и эпичность, но «Прибытие» справляется с этим с мастерской точностью.
____________________________
Человек-невидимка / ‘The Invisible Man’ (2020)
Фильм Ли Уоннелла «Человек-невидимка» основан на идее классического хоррора и придаёт ей современный научно-фантастический оттенок. Сюжет разворачивается вокруг Сесилии (Элизабет Мосс), которая застряла в абьюзивных отношениях с богатым учёным-оптиком. Фильм начинается с того, что она совершает напряжённый побег посреди ночи. В конце концов ей удаётся сбежать, но куда бы она ни пошла, ей кажется, что за ней кто-то следит. Вскоре Сесилия начинает подозревать, что её бывший создал костюм, который делает его совершенно невидимым, и использует его, чтобы следить за ней.
Но он не пытается убить её. Вместо этого он медленно разрушает её жизнь, шаг за шагом, пока у неё не остаётся ничего и никого. Он изолирует её от друзей и семьи, губит её репутацию и толкает на грань безумия. Это пугающий взгляд на насилие и манипуляцию, обставленный как научно-фантастический триллер, который будет держать вас в напряжении до самого последнего кадра.
____________________________
Планета обезьян: Война / ‘War for the Planet of the Apes’ (2017)
Не стоит списывать трилогию Мэтта Ривза «Планета обезьян» со счетов, считая её очередным голливудским ребутом. Его взгляд на франшизу был захватывающим, заставляющим задуматься и на много лет опередившим другие ребуты, такие как «Мир Юрского периода» и «Терминатор». «Планета обезьян: Война» стала его эпическим завершением истории Цезаря (Энди Серкис), и многие считают её лучшим фильмом трилогии. Фильм даже получил наивысший рейтинг франшизы на Rotten Tomatoes — 94%.
В нём есть масштабные боевые сцены и потрясающие постапокалиптические пейзажи, но то, что выделяет «Войну» на фоне остальных, — это её личная и эмоциональная составляющая. Фильмы «Обезьяны» всегда были аллегорией расизма и рабства, но здесь это проявилось наиболее ярко и жестоко. Ривз, словно зеркало, смотрит на человечество и исследует самые тёмные страницы нашей истории, рассказывая душераздирающую историю мести, геноцида и дегуманизации тех, кого считали «другими».
____________________________
Дикий робот / ‘The Wild Robot’ (2024)
«Дикий робот» — новейший фильм в этом списке, и он уже кажется классикой. Это анимационный фильм о Роз, роботе, который просыпается на удалённом острове после кораблекрушения. В отсутствие людей Роз учится адаптироваться и выживать, выстраивая связи с животными на острове.
Анимация захватывает дух, а история полна тепла. Вы будете смеяться, плакать и снова плакать. Но к концу вы почувствуете надежду и радость, которые мало какой фильм способен подарить. Неудивительно, что у него почти идеальный рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 97% , а зрителей — ещё больше — 98%!
____________________________
Марсианин / ‘The Martian’ (2015)
«Марсианин» Ридли Скотта — история выживания на Марсе, и это, безусловно, один из самых увлекательных научно-фантастических фильмов последнего десятилетия. После несчастного случая во время миссии астронавт Марк Уотни (Мэтт Дэймон) остаётся на Марсе и считается погибшим. Не имея пути домой и имея ограниченные запасы продовольствия, он вынужден полагаться на науку и творческий подход, чтобы выжить в ожидании спасения.
Это жёсткая научная фантастика, рассказанная в максимально сенсационно увлекательной манере. Скотту каким-то образом удаётся заставить все тонкости выращивания картофеля в космосе казаться захватывающим развлечением. Дэймон держит весь фильм на волне своей невероятным обаянием, и невозможно не сопереживать Уотни в каждой неудаче.
____________________________
Из машины / ‘Ex Machina’ (2014)
«Из машины» стал режиссёрским дебютом Гарленда и сразу же сделал его одним из величайших новых режиссёров Голливуда. История повествует о Калебе (Домналл Глисон), молодом программисте, который решает провести неделю в уединённом доме технического гения. Там он становится человеческим компонентом теста Тьюринга и проверяет, может ли невероятно сложный искусственный интеллект по имени Ава (Алисия Викандер) сойти за человека.
Весь фильм происходит внутри этого гладкого, гиперсовременного дома из стекла и бетона, и каждый кадр выглядит невероятно. Но что действительно делает Ex Machina незабываемым, так это то, как фильм затягивает вас в свои игры разума. Когда Калеб начинает разговаривать с Авой, вы начинаете задаваться теми же вопросами. Действительно ли она осознает себя? Чувствует ли она что-нибудь? Или она только притворяется, что чувствует, играя на сочувствии Калеба, потому что неудача означала бы конец ее существования? Гарланд осторожно берет все эти сомнения, которые вы питал на протяжении всего фильма, и наконец фокусирует их в третьем акте, и оставляет вас совершенно опустошенным.
____________________________
Дюна / ‘Dune’ (2021)
Легендарный научно-фантастический роман Фрэнка Герберта долгое время считался неэкранизируемым. Он насыщенный, сложный, полон странных миров и многослойной политики. Но Вильнёв справился с этой задачей и подарил нам фильм, который ощущается масштабным во всех отношениях. История повествует о Поле Атрейдесе (Тимоти Шаламе) и его семье, которые берут на себя управление пустынной планетой Арракис, источником ценнейшего вещества во вселенной: спайса-меланжа. Спайс служит топливом для межзвёздных путешествий, продлевает жизнь, усиливает умственные способности и даже способствует предвидению.
«Дюна» — шедевр визуального и звукового оформления. Каждый кадр похож на картину, а звуковое оформление действительно подчёркивает инопланетную природу этого мира. Неудивительно, что фильм получил «Оскар» и награды за лучшие визуальные эффекты, лучший звук, лучшую работу художника-постановщика, лучшую музыку, лучший монтаж и лучшую операторскую работу. И он не просто покорил критиков; фанаты полюбили его ещё больше. На Rotten Tomatoes «Дюна» имеет впечатляющие 83% рейтинга критиков и ещё более высокие 90% рейтинга зрителей.
____________________________
Всё везде и сразу / ‘Everything Everywhere All at Once’ (2022)
Everything Everywhere All at Once — это лучший фильм о мультивселенной. Он рассказывает историю среднестатистической женщины средних лет по имени Эвелин (Мишель Йео), которая внезапно обнаруживает, что связана с бесчисленными версиями себя в бесконечных реальностях. Она должна использовать все эти жизни и навыки, чтобы сражаться со странными и сбивающими с толку опасностями из мультивселенной, поскольку судьба мира висит на волоске. Фильм бросает Эвелин в одну дикую реальность за другой, и каждая из них страннее предыдущей. Есть мир с ситуацией из «Рататуя» в реальном времени, мир, где у людей вместо пальцев хот-доги, анимированная вселенная и даже реальность, где все просто камни.
Но, как и в любом великом научно-фантастическом фильме, за всей этой абсурдностью скрывается глубоко эмоциональная история о любви, семье и мучительном вопросе о том, что могло бы быть, если бы мы сделали другой выбор. Фильм одновременно трогательный и захватывающий. На Rotten Tomatoes фильм получил 94% положительных отзывов и даже «Оскар» за лучший фильм. Он не только для поклонников научной фантастики; он действительно подходит всем и каждому.