В мире искусства есть титаны, изображавшие героические битвы и религиозные экстазы, а есть мастера, воспевавшие простые человеческие радости. Имя немецкого художника Эдуарда фон Грютцнера (1846–1925) прочно связано с одним из самых обаятельных сюжетов — монахами, наслаждающимися хорошим вином или пивом. Его картины — это не карикатура и не обличение порока, а глубокая, тёплая и с юмором запечатлённая философия жизни. Давайте же заглянем в уютные кельи его героев.
От сына крестьянина до придворного живописца
История Грютцнера — это путь таланта и упорства. Родившийся в простой крестьянской семье, он сумел поступить в престижную Мюнхенскую академию художеств. Его учителем был знаменитый Карл Теодор фон Пилоти, мастер масштабных исторических полотен. Но душа Грютцнера лежала к чему-то более камерному и душевному — жанровой живописи.
Успех пришёл к нему не сразу, но был оглушительным. В конце XIX века немецкая буржуазия, уставшая от пафоса, жаждала искусства, которое говорило бы с ней на языке бытового комфорта и доброго юмора. Картины Грютцнера идеально отвечали этому запросу. Его популярность стала так велика, что в 1886 году он получил дворянский титул и приставку «фон», а баварский принц-регент Луитпольд стал его покровителем. Художник, писавший весёлых монахов, сам стал знатной персоной!
Галерея счастливых ценителей: самые знаменитые картины
Грютцнер был невероятно плодовит, и его «монашеская серия» насчитывает десятки работ. Каждая из них — это законченная история со своим характером.
Взгляните на картину «Дегустатор-бенедиктинец». Перед нами не просто монах, а истинный гурман и знаток. В данный момент весь его интеллект сосредоточен на бокале с рубиновым напитком. Он не торопится, он смакует. Его лицо озарено лёгкой, знающей улыбкой. Он поднял бокал к свету, чтобы оценить цвет и прозрачность вина. Это момент высочайшего эстетического и чувственного наслаждения.
А вот сценка «Монашеский завтрак». Здесь царит более непринуждённая, товарищеская атмосфера. Монахи собрались за массивным деревянным столом. У всех улыбки и радость в глазах. Грютцнер мастерски передаёт фактуры: игра света на оловянных кружках, блеск кувшина, мягкие складки одежд. От картины веет таким теплом и добродушием, что самому хочется оказаться за этим столом.
Особого внимания заслуживает «Фальстаф в монастыре» — цикл работ, вдохновлённый шекспировским персонажем, обжорой и хвастуном. Грютцнер «переодевает» его в монашескую рясу, создавая идеальный образ жизнелюбивого и лукавого брата, который любит хорошо поесть и выпить гораздо больше, чем соблюдать пост.
Почему его монахи так цепляют зрителя?
Секрет обаяния героев Грютцнера прост: в них нет и тени лицемерия. Это не грешники, тайком нарушающие обет, а люди, искренне радующиеся дарам жизни. Художник наделяет их очень человеческими, узнаваемыми чертами:
- Мудрость и опыт. Седина, мудрый взгляд, книги вокруг — это не простые братья, а учёные мужи, которые ценят хороший напиток как часть культуры и традиции.
- Искренняя радость. Их улыбки не наигранны, а идут от сердца. Это улыбки удовлетворения, вкуса, момента покоя и уюта.
- Отсутствие суеты. Его герои всегда погружены в момент «здесь и сейчас». Они учат зрителя искусству осознанности и умению находить счастье в малом.
Грютцнер не морализирует. Он приглашает нас посмотреть на жизнь с доброй улыбкой. Его картины — это гимн простому человеческому счастью, которое можно найти в тёплой келье, в кругу друзей или в бокале старого доброго вина.
В следующий раз, когда вам захочется замедлиться и порадоваться текущему моменту, вспомните этих мудрых и таких человечных монахов. И я желаю вам, чтобы на вас смотрели с такой же любовью и трепетом, как монах с картины фон Грютцнера смотрит на своё вино!