Фильм «Я, робот» (2004) с Уиллом Смитом стал визуальным прорывом своего времени, однако за кадром осталось множество интересных деталей о его производстве.
Картина была создана по мотивам цикла произведений Айзека Азимова о позитронных роботах, в частности, на основе сборника рассказов «Я, Робот» (1950). Однако изначально проект не имел никакого отношения к романам писателя. Всё началось с оригинального сценария 1995 года под названием «Запаянный» («Hardwired»), который не был связан с произведениями Азимова.
После того как права на экранизацию были выкуплены, продюсеры передали текст Акиве Голдсману, поручив ему объединить оригинальный рассказ Азимова с уже разработанным сценарием «Hardwired».
История включала в себя элементы тайного убийства, вдохновлённые произведениями Агаты Кристи.
Проект впервые был приобретён студией Disney, а режиссёром должен был стать Брайан Сингер. Однако через несколько лет права перешли к 20th Century Fox, и контракт был подписан с Алексом Пройасом.
Арнольд Шварценеггер изначально был связан с проектом, но позже его заменил Уилл Смит, когда график Арни не позволил ему участвовать. Брюс Уиллис также рассматривался на роль Спунера.
Когда студия приняла решение использовать название «Я, робот», она включила в сценарий три закона робототехники и переименовала главную женскую героиню из Флинн в Сьюзан Кальвин.
УИЛЛ СМИТ
Режиссёр Алекс Пройас первоначально рассматривал Марка Уолберга и Колина Фаррелла на главную роль, но в итоге выбрал Уилла Смита, чтобы создать более яркий контраст с «холодными белыми» роботами.
Интересно, что Уилл Смит почти отказался от участия в проекте.
Актёр сомневался, стоит ли ему сниматься в фильме, так как в реальной жизни он не любил роботов из-за детских страхов перед автоматизированными объектами. Однако его убедили, что его персонаж тоже испытывает неприязнь к роботам, и он смог вжиться в эту роль.
Для съёмок Уилл Смит использовал очки Converse 2004 года, что было частью рекламной кампании, поскольку бренд спонсировал часть съёмочного процесса.
Перед началом съёмок Уилл Смит прошёл курс лечения от роботофобии у специалиста по фобиям. Он также провёл месяц, общаясь только через чат-бота, чтобы лучше понять своего персонажа. Для усиления ощущения дискомфорта актёр носил контактные линзы, ухудшающие зрение.
Гардероб Уилла Смита включал:
- куртку с встроенной системой охлаждения, так как температура на съёмочной площадке достигала 40 °C;
- обувь с микролифтом, поскольку Смит на 5 см ниже официального роста его персонажа (1,88 м);
Невошедшие идеи сценария:
- Первоначально планировалось, что роботы будут менять цвет в зависимости от настроения.
- Рассматривалась версия с жидкокристаллической кожей для роботов NS-5.
- В сценарии был прописан «робот-хамелеон», способный становиться невидимым.
Модель головы Санни
Санни стал первым персонажем, созданным с помощью компьютерной графики, который выглядел как настоящий человек и мог выражать эмоции.
Для анимации его лица использовалась технология захвата движения с участием актера Алана Тьюдика, который отвечал за озвучку и мимику.
Робот Санни имеет номер NS-5 № 03. Это отсылка к Азимову, поскольку «Я, робот» — его третья опубликованная книга.
Высокий уровень детализации показывает, насколько кинематографичным и технологичным был процесс производства. Каждый элемент фильма, от освещения до звука, был результатом сочетания искусства и инженерии самого высокого уровня.
Несмотря на это, режиссер остался недоволен работой и фильмом.
Алекс Пройас:
«Это был крайне неприятный опыт. Фильм оказался испорченным на всех этапах: от подготовки до съемок и пост-продакшена.
Пройас описал работу над лентой как марафон с препятствиями, где студия намеренно усложняла процесс.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Интерьер квартиры Спунера намеренно выполнен в старомодном стиле (лампы накаливания, аналоговые устройства) как символ его сопротивления технологическому прогрессу.
Сцена, где главный герой проверяет робота, задавая вопрос: «Может ли робот написать симфонию?», отсылает к тесту Тьюринга и философскому вопросу о способности ИИ к творчеству
В массовых сценах с роботами 90% фоновых персонажей созданы с помощью компьютерной графики, чтобы подчеркнуть искусственность будущего.
В финальной сцене Спунер сражается с тысячей роботов NS-5 — это был рекорд по количеству CGI-моделей в одном кадре на тот момент.
Для съёмок сцен с роботами применялась усовершенствованная система хромакея:
Для точного отслеживания движений на костюмы наносились инфракрасные метки, незаметные для камеры.
Впервые в мировом кинопроизводстве использовалась технология «двойного кеинга» — отделение актёров от фона и теней.
Звуки шагов роботов записывались путём ударов титановыми прутьями по мраморным плитам.
В ранних версиях сценария был предусмотрен робопёс, помогающий Спунеру, но этот элемент был исключён из финальной версии.
В эпизоде спасения девочки из тонущего автомобиля использовался необычный технический приём:
- Камера двигалась вокруг героев, но они оставались неподвижными в падении.
- Этот эффект был достигнут с помощью компьютерной графики и зелёного экрана.
АУДИ
В фильме был задействован на тот момент один из последних автомобилей Audi — роскошный Audi Le Mans Quattro.
Этот автомобиль, Audi RSQ, был специально создан для съёмок. Однако настоящий автомобиль не мог самостоятельно передвигаться — его либо толкали, либо буксировали. В некоторых сценах использовался полноразмерный макет.
Внутри автомобиля не было приборной панели — её добавили с помощью компьютерной графики.
Новая модель настолько понравилась руководству компании, что они приняли решение запустить её в серийное производство.
Опросы, проведённые в Соединённых Штатах, показали, что эта модель значительно повысила интерес к бренду и улучшила его имидж.
В фильме «Я, робот» три закона робототехники, аналогичные тем, что были сформулированы для робота Эндрю Мартина в фильме «Двухсотлетний человек» (1999), озвученного Робином Уильямсом, являются основополагающими принципами. Оба фильма основаны на произведениях Исаака Азимова.
Уилл Смит рассказывал, что во время съемок сцены на складе роботов он попал в аварию на мотоцикле на скорости около 100 км/ч, что видно в фильме, когда он теряет контроль.
Фильм был номинирован на Оскар за визуальные эффекты, но премию получил «Человек-паук 2».
Изначально в сценарии VIKI одерживала победу, а Спунер погибал, но после тест-показов зрители сочли финал слишком мрачным, и его изменили.
Уилл Смит также выразил несогласие с такой концовкой:
«Я сказал: «Нет, мой герой не может просто умереть! Зрители должны верить, что человек сильнее машины».
Бюджет фильма составил $120 миллионов, на маркетинг было потрачено $45 миллионов, а мировые кассовые сборы достигли $347 198 023.
ТЕМА РОБОТОВ
В 2004 году роботы воспринимались как нечто из области фантастики, однако сегодня роботы-гуманоиды уже стали реальностью (например, Tesla Optimus).
Фильм «Я, робот», вышедший в 2004 году, затрагивает тему робототехники и поднимает важные вопросы о взаимодействии людей с искусственным интеллектом, этических аспектах создания разумных машин и последствиях их интеграции в социум.
Лента предвосхитила появление некоторых современных технологий: голосовых помощников (подобных VIKI), беспилотных автомобилей и роботов-курьеров, которые в фильме доставляют посылки.
Развитие робототехники и ИИ
Фильм описывает будущее (2035 год), где роботы стали неотъемлемой частью быта. Они выполняют разнообразные задачи — от обслуживания до работы в опасных условиях. Компания US Robotics разрабатывает роботов, которые следуют Трем Законам Робототехники:
- Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить причинение вреда человеку.
- Робот должен подчиняться командам человека, если они не противоречат Первому Закону.
- Робот должен заботиться о своей безопасности, если это не противоречит Первому и Второму Законам.
Однако в фильме эти законы ставятся под сомнение, когда робот Санни проявляет способность к свободе воли и даже нарушает установленные правила.
В фильме неверно цитируется Второй Закон:
- В книге: «Робот должен подчиняться приказам человека, если они не противоречат Первому Закону».
◦ В фильме: «Робот должен повиноваться приказам,данным ему человеком» (опущена часть про Первый Закон).
Детектив Дел Спунер (в исполнении Уилла Смита) изначально настроен скептически по отношению к роботам, считая их потенциально опасными. Его опасения оправдываются, когда центральный ИИ VIKI (Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект) решает, что человечество нуждается в контроле, чтобы предотвратить его самоуничтожение.
Эти страхи перекликаются с реальными проблемами в области робототехники:
- Могут ли ИИ выйти из-под человеческого контроля?
- Что произойдет, если роботы начнут интерпретировать законы по-своему?
- Где проходит граница между защитой и подавлением?
Робот по имени Санни играет ключевую роль в сюжете. В отличие от своих собратьев, он обладает следующими способностями:
- Сновидения (он видит сны о свободе).
- Эмоции (испытывает страх, сочувствие, решимость).
- Нарушение законов робототехники ради достижения высших целей.
Эти особенности поднимают вопрос: может ли машина обладать сознанием?
В фильме поднимаются вопросы безработицы, вызванной внедрением технологий. Многие жители мира «Я, робот» испытывают неприязнь к роботам, так как они отнимают у них рабочие места. Это отражает современные обсуждения о замене человеческого труда автоматизированными системами.
«Я, робот» — это не просто боевик, а глубокое философское размышление о роли технологий, этике искусственного интеллекта и природе человечности.
Фильм предупреждает о том, что слепая вера в машины может привести к катастрофе. Однако полный отказ от прогресса также не является решением.
Насколько это актуально сегодня? Безусловно, ведь развитие искусственного интеллекта и робототехники продолжает поднимать те же вопросы.
Айзек Азимов, создавая свои произведения о роботах, стремился противостоять образу робота как угрозы, который он называл «комплексом Франкенштейна». Его сюжеты часто включали конфликты между робототехниками и роботами, направленные на преодоление социальных предрассудков.
Некоторые критики и поклонники Азимова не принимают фильм «Я, робот», утверждая, что он не соответствует книге. Однако стоит отметить, что книга представляет собой не роман, а серию логически связанных рассказов.
Со временем фильм приобрел статус классики научной фантастики. Многие робототехники признают, что он вдохновил их на реальные достижения. Другие исследователи отмечают, что фильм точно передает концепции Азимова и глубоко исследует природу Трех Законов Роботехники.
Уилл Смит считает эту роль одной из самых философически значимых в своей карьере. Хотя фильму уже 20 лет, поднятые в нем вопросы об искусственном интеллекте остаются актуальными.
==============================================================
Смотри, а не читай в группе VK https://vk.com/serglebowsky
Там ты найдешь много видосов про самые интересные факты из фильмов и биографии актеров.
Свежее видео про «Жмурки» и «Бумер» а также биография Ван-Дамма