Забудьте про «традиции» и «менталитет». Культура — это не музей под стеклом. Это живой театр, где каждый из нас — актёр, режиссёр и зритель одновременно. И чтобы понять, почему люди поступают так, а не иначе — надо не судить, не анализировать мотивы, а читать сценарий. Именно это и сделали два гиганта социологии культуры — Клиффорд Гирц и Джеффри Александер. Один — как этнограф-поэт, другой — как социолог-архитектор. Вместе они перевернули, как мы видим общество: не как машину с шестерёнками, а как спектакль со смыслами, ролями и символами, которые управляют нами тоньше, чем любые законы. Гирц пришёл в индонезийские деревни и баланские храмы не за «экзотикой». Он искал коды. И нашёл их в ритуалах, в жестах, в том, как крестьяне сажают рис, а вожди танцуют. Он назвал свой метод «плотным описанием» — это когда ты не просто фиксируешь, что произошло («человек моргнул»), а раскрываешь, что это значило в этой культуре («это был заговорный сигнал», «это — насмешка», «это — мольба»). Гирц
Культура — Это Не Фон. Это Сценарий, По Которому Мы Все Играем, Даже Когда Думаем, Что Импровизируем
5 октября5 окт
3 мин