Найти в Дзене

Невидимый спектакль «Белые ночи»: театр чувств в кромешной тьме.

Здравствуйте, друзья! Добро пожаловать в блог «Жизнь прекрасна и удивительна», где каждый день рождает новые поводы радоваться и вдохновляться жизнью!

Как-то случайно попалась на глаза статья о спектаклях-невидимках, проходящих в Москве. Заинтересовало. И вот что нашла: создает эти спектакли первый в мире невидимый театр (The invisible shows). Уникальный театр, не имеющий аналогов в мире.

Невидимые спектакли – это спектакли 6D, которые происходят вокруг зрителя. В этих спектаклях нет визуальной составляющей. Только звуки, запахи и кинестетика (восприятие окружающего мира через прикосновения и тактильные ощущения).

У театра есть страничка в «ВКонтакте», которую я сразу нашла и подписалась. В репертуаре два спектакля: «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и «Чучело» Владимира Железникова.

Конечно, в первую очередь такие спектакли рассчитаны для людей с нарушением зрения, но и обычным людям там всегда рады. Спектакль «Белые ночи» показывают бесплатно, в центре социальной интеграции Дианы Гурцкой, а «Чучело» проходит на платной основе, в театральной лаборатории КУКLab.

Мы всегда открыты новому опыту, поэтому решили сходить. Поскольку на спектакль «Белые ночи» можно было попасть совершенно бесплатно, мы решили начать знакомство с театром именно с него — ведь заранее неизвестно, какие эмоции он вызовет.

-2

Театр регулярно публикует информацию о количестве свободных мест, однако поскольку представление проходит всего два-три раз в месяц, желающих попасть туда бесплатно оказывается немало. Поэтому важно своевременно зарегистрироваться, чтобы гарантированно попасть на бесплатный сеанс.

Приехали мы заранее, но как, оказалось, впускают за 20 минут до начала спектакля. Помещение не большое, есть раздевалка, туалет и зал ожидания.

Уже в зале ожидания, ощущается особая атмосфера. Основной контингент это незрячие, молодые люди, кто-то самостоятельно, а кто-то с сопровождением. Но и зрячих гостей было достаточно много.

Когда приехали все записавшиеся, к нам вышли молодые люди, они же актеры театра. Подробно рассказали, как все устроено, провели инструктаж. Затем построили нас цепочкой, и мы взявших за руки пошли в зал.

Когда заходишь в зал, сразу проваливаешься в полную темноту, и действие спектакля начинается уже с этого момента. Затем включают приглушенный свет, что бы зрители смогли занять места.

фото из личного архива.
фото из личного архива.

Зрительный зал расположен не стандартно, по два-три места в разных частях комнаты, проходы огорожены цепочками и поручнями. Рассадка свободная. На каждом кресле размещена светонепроницаемая маска для глаз. В принципе маска не нужна, во время спектакля зал погружается в абсолютную темноту.

И вот начинается само действо. Зрители лишены возможности видеть происходящее перед ними. Все внимание сосредоточено исключительно на звуке, голосах актёров, музыке и даже запахах, создаваемых специально для каждой сцены, позволяющими зрителю мысленно рисовать образы происходящего.

Первые минуты чувствуешь себя не комфортно, но затем, привыкнув, ты вдруг начинаешь понимать, что твой слух обострился, и восприятие начинает меняться. Возникающие образы становятся ярче, звуки воспринимаются как-то по-другому.

картина из интернета.
картина из интернета.

Когда мы собирались в театр, муж спросил меня, зачем вообще туда идти, ведь можно вечером, выключив свет, послушать радиоспектакль дома. Разница между радиоспектаклем дома и спектаклем-невидимкой в театре есть.

В театре задействованы не только абсолютная темнота и звуки, но еще тактильные ощущение и разнообразные запахи. Если действие происходит на ярмарке, где продают пряники, то зал наполняется ароматом имбирных пряников, а проходящая мимо торговка раздает зрителям реальные пряники. Если действие происходит в старом доме, то реально появляется запах старого деревянного дома.

-5

В целом, не стану рассказывать обо всём подробно, чтобы не испортить впечатление тем, кто решит посетить данный спектакль.

Мои выводы: в целом интересный опыт. Этот спектакль предлагает забыть о привычных зрительных образах и погрузиться в мир ощущений, эмоций и воображения. Здесь каждый зритель становится творцом своего собственного зрелища внутри своей головы.

Что понравилось: отличный, чистый звук; актеры - играют на одном дыхании, горят свои делом.

Что разочаровало: работа с запахами требует доработки. Аромат «Санкт-Петербурга» оказался довольно неприятным. Возможно, во времена Ф.М. Достоевского город действительно имел подобный запах, но лично у меня большие сомнения на этот счёт. После окончания спектакля этот «аромат» ещё долго меня преследовал.

Схожу ли я вновь на другой спектакль этого театра? Маловероятно, скорее нет, чем да. Это никак не упрек в адрес театра, просто не мое направление.

Но театру я искренне желаю, процветания и успеха, потому что такие проекты приносят огромную пользу. Видела лица людей с нарушением зрения после спектакля — для них это как глоток свежего воздуха.

-6

А вы пошли бы на такой спектакль? На ваш взгляд нужно ли делать таких проектов больше?

Заранее прошу прощения за возможные ошибки в моих статьях. Пусть важнее будут идеи, а не грамматика.

Театры
6771 интересуется