Найти в Дзене
Твоя История!

История балетного костюма. Часть 1.

Читатель! Балетный костюм в России за 300 лет эволюционировал от кринолинов и камзолов до полупрозрачных трико и бандажей. Рассказываем, как появились первые юбки-пачки, кто из мужчин танцевал на пуантах и в каком балете артисты выступали в картонных коробках. Барочные наряды. Первые балеты в России не были самостоятельными представлениями. В XVII веке их показывали между актами драматической пьесы - сценами, или сеньями. Балеты тогда так и назывались - междусенья. Движения почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы исполнителей по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды. Отличала их только излишняя, "театральная" отделка: воланы, сборки и россыпь камней. Представления старались обставить помпезно, торжественно, с множеством декораций и передвижных элементов. Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских - расшитые камзо

Читатель! Балетный костюм в России за 300 лет эволюционировал от кринолинов и камзолов до полупрозрачных трико и бандажей. Рассказываем, как появились первые юбки-пачки, кто из мужчин танцевал на пуантах и в каком балете артисты выступали в картонных коробках.

Барочные наряды. Первые балеты в России не были самостоятельными представлениями. В XVII веке их показывали между актами драматической пьесы - сценами, или сеньями. Балеты тогда так и назывались - междусенья. Движения почти не отличались от элементов традиционных бальных танцев, а костюмы исполнителей по фасону напоминали обычные для того времени праздничные наряды. Отличала их только излишняя, "театральная" отделка: воланы, сборки и россыпь камней. Представления старались обставить помпезно, торжественно, с множеством декораций и передвижных элементов. Для женских ролей, которые часто исполняли юноши, использовали длинные платья на специальном куполообразном каркасе и с несколькими подъюбниками, а для мужских - расшитые камзолы и панталоны. Танцовщики надевали модные в то время туфли на каблуках, делали высокие сложные прически и носили вычурные головные уборы. Костюмы часто не соответствовали ролям: художники создавали их, не зная содержания балета, телосложения актёра и танца, который ему придётся исполнять. Первые костюмы для определенной роли появились в начале XVIII века, когда балет стал отдельным представлением. Усложнилась хореография, из-за этого мужские сценические одежды становились легче, а женские - ещё и более открытыми. Впервые укороченную юбку использовала в Париже в 1730 году французская танцовщица Мари-Анн Камарго. Новое платье открывало щиколотки балерины. Камарго дополнила свой танец двумя новыми элементами. В прыжке антраша балерина быстро перекрещивала ноги в воздухе, а в прыжке кабриоль - отводила ногу назад. Камарго гастролировала и на сцене Императорских театров, поэтому моду на подобные платья переняли русские танцовщицы.

-2

Ампир. В начале XIX веке в моду вошёл стиль ампир с лёгкими, полупрозрачными платьями. Танцовщицы стали отказываться от стягивающих корсетов, которые мешали движениям. Громоздкие костюмы на кринолинах сменились струящимися сценическими нарядами, которые шили по подобию древнегреческих одеяний - туник. Туфли на каблуках постепенно заменили сандалиями на манер древнеримских или атласной обувью на плоской подошве. Её крепили на ногах с помощью длинных изящных лент - так появились пуанты. В костюмах в стиле ампир выступала известная русская балерина Евдокия Истомина, которой посвящал строки Александр Пушкин. Самым успешным балетом с участием Истоминой стал спектакль "Зефир и Флора", где танцовщица сыграла богиню цветов. Его поставил в 1818 году балетмейстер Шарль Дидло. Истомина танцевала в пышном платье - но без кринолина - и с цветочным венком на голове. Главные партии в балетах Дидло исполняла и другая балерина - Мария Данилова. В спектакле с её участием, "Амур и Психея", впервые появились сложные механические декорации. Тогда художники создали платье, в котором спрятали специальное крепление: с помощью тросов балерину поднимали над сценой. По одной из версий, это платье стало причиной её гибели. Во время репетиций механизм дал сбой - тросы резко натянулись, и Данилова получила травму. Истоминой и Даниловой приписывают первый на русской сцене танец на пальцах ног.

-3

Читатель! На этом первая часть статьи подходит к концу. Делись своими впечатлениями после прочтения в комментариях. Подписывайся, продолжение совсем скоро, ведь это Твоя История!