Найти в Дзене
В городе Жить

За что Теодор Курентзис не любит музеи?

По словам маэстро, музеи это неудача человечества. Вот, например, взять древнегреческий Парфенон, это место имеет сакральный смысл, но музейщики забрали некоторые элементы храма и увезли их в Британский музей. Всё, весь контекст и атмосфера потеряна. Или другой пример, говорит Курентзис, в галерее огромное количество работ, но каждая картина требует отдельного помещения, возможности, чтобы ею насладиться в одиночестве. Но в стенах музея постоянные толпы туристов, которые еще и делают фото, нет возможности для личного диалога с творением. "Я предпочитаю смотреть на картины в гостях у друзей, там никто не мешает мне быть наедине с искусством столько, сколько нужно", отмечает дирижер.

Теодор Курентзис. Фото Гюнай Мусаева с сайта novayaopera.ru
Теодор Курентзис. Фото Гюнай Мусаева с сайта novayaopera.ru

Дискуссию о музеях спровоцировала опера "Страсть", закрытый показ которой состоялся в московском театре Новая опера им. Е.В. Колобова 20 сентября 2025 года. В этом проекте Теодор Курентзис выступил не только в роли дирижера, но и музыкального руководителя. Маэстро признается, что эта работа очень важна для него, ведь музыкальное произведение принадлежит его другу, французскому композитору Паскалю Дюсапену.

Дюсапен неоднократно отмечал, что в Passion он исследовал силу, которая одновременно сближает и в то же время отдаляет женщину и мужчину. Да, история основана на мифе об Эвридике и Орфее, но своих героев Паскаль назвал просто — Она и Он. И в фокусе внимания композитора — женская боль и ад, который творится внутри человека.

Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru
Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru
Режиссёр оперы "Страсть" Анна Гусева: "Работая с произведением Паскаля Дюсапена, я наблюдаю за тем, как страсти разрывают персонажей между противоположными стремлениями, и ищу границу, разделяющую созидательные и разрушительные порывы, ту грань, на которой никогда не удерживается человек. Для меня ключевая фраза в либретто — это слова героини: «Я иду туда, где все существа противостоят своей противоположности». Отсюда выросла формула спектакля. Это место — не ад, не тот свет, не переход из этого мира в иной. Это место — наша человеческая жизнь со всеми ее страданиями, болями и ранами. И об этом Он и Она пытаются сказать друг другу весь спектакль".
Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru
Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru

Анна Гусева признаётся, что, когда пришла с идеей постановки к директору новой оперы Антону Гетьману, тот ответил: "Вы придумали кино, я не знаю, как это осуществить на сцене". Вчерашний закрытый показ оперы однозначно продемонстрировал, что показать это можно.

Кинематографичность опере дает такой привычный музейный формат как инсталляция. Вторжение музея в оперу. А разве так можно, спросите вы. Современная опера тем и интересна, что с треском ломает классические представления об этом виде искусства. Куратор Георгий Никич прямо называет это нарушение правил некой девиацией. И считает, что это хорошо, так как вызывает у зрителя эмоции и провоцирует думать.

Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru
Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru

Композитор Теодор Курентзис, при этом, замечает, что не надо пытаться разгадать все смыслы, которые авторы заложили в действие, разворачивающееся на сцене. Маэстро убежден, в том, что что-то остаётся непонятым и неразгаданным, и заключается вся соль. Главное, внутри возник диалог, есть отклик на происходящее.

Итак, об инсталляциях. На протяжение всей оперы на сцене сменяются различные сюжеты, вот девушка бежит на одном месте, вот презентация книги, свадьба, дети. И все эти истории проникнуты эмоциями и страстью, которые переплетаются друг с другом, которые не имеют начала и конца, мы не слышим голос танцоров, но чувствуем весь накал в каждом жесте, в каждом движение.

Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru
Опера "Страсть", фото Никиты Чунтомова с сайта novayaopera.ru

Анна Гусева отмечает, что Теодор Курентзис никак не вмешивался в визуальную составляющую оперы.

"У меня была полная свобода", — говорит она. Но в то же время признаётся, что рамки повествованию все же задавала музыка. "Я хотела показать на сцене усложнение опыта, но иногда были контры между словами оперы и картинкой, приходилось переигрывает логику. Историю тянет музыка".

Теодор Курентзис в свою очередь отмечает, что каждый звук, вздох, шёпот, что слышит зритель прописан в партитуре.

"Дюсапен очень скрупулёзен, — констатирует он. — Это произведение очень личное для Паскаля. Это связано с его детскими воспоминаниями. Когда он увидел оперу, он прослезился. Он мне признался, что режиссёру удалось правдиво воплотить историю на сцене".

Курентзис убежден, что настоящую страсть нельзя контролировать. Она ведет человека. И это владение страстью даёт большую амплитуду.

"Страсть, доверие, слепота — это очень важные компоненты, — говорит он. — Вся история составлена из отрывков, рандомных воспоминаний. Это ментальное путешествие".

Кстати, перед тем, как начать работу над оперой, композитор искал вдохновение в образах героинь в живописи, фотографиях, кадрах из фильмов. Эти визуальные материалы, которые вдохновляли творца, выставлены в театральном фойе. Выставку "Референсы" стоит посмотреть перед тем, как зайти в зрительный зал.

Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского
Выставка "Референсы", фото Андрея Мужщинского

Показ оперы Passion | «Страсть» станстал первым событием совместного проекта Новой Оперы и Московского музея современного искусства (MMOMA) МУЗЕЙ В ОПЕРЕ / ОПЕРА В МУЗЕЕ. Он проходит в рамках грантовой программы Фонда Потанина "Музей без границ" и посвящен 80-летию со дня рождения маэстро Е.В. Колобова.

Текст Андрей Мужщинский