Найти в Дзене
Записки о провинции

Женщина как объект просвещения (по материалам казанских газет начала 20 века)

Развитие женского образования было продолжением «женского вопроса». Безусловно, в провинциальной печати уделялось определенное место сообщениям об открытии женских школ, различных курсов, внешкольном досуге как элементе всестороннего развития личности. Например, в этот период набирали популярность экскурсии для учениц женских учебных заведениях, про некоторые из них писали даже в газетах. В частности, сами ученицы могли через прессу выразить благодарность организаторам, учебной администрации. Так слушательницы Казанских высших женских курсов через «Камско-Волжскую речь» благодарили своих преподавательниц за организацию экскурсионной поездки в столичные города: «Позвольте чрез посредство Вашей уважаемой газеты выразить искреннюю благодарность руководительницам экскурсии казанских курсисток в Петербург и Москву – Татьяне Васильевне Смирновой, Лидии Капитоновне Безсоновой и Анне Алексеевне Киселевой за их труды в деле руководительства и внимание к интересам экскурсанток», – писали они в

Развитие женского образования было продолжением «женского вопроса». Безусловно, в провинциальной печати уделялось определенное место сообщениям об открытии женских школ, различных курсов, внешкольном досуге как элементе всестороннего развития личности. Например, в этот период набирали популярность экскурсии для учениц женских учебных заведениях, про некоторые из них писали даже в газетах. В частности, сами ученицы могли через прессу выразить благодарность организаторам, учебной администрации. Так слушательницы Казанских высших женских курсов через «Камско-Волжскую речь» благодарили своих преподавательниц за организацию экскурсионной поездки в столичные города: «Позвольте чрез посредство Вашей уважаемой газеты выразить искреннюю благодарность руководительницам экскурсии казанских курсисток в Петербург и Москву – Татьяне Васильевне Смирновой, Лидии Капитоновне Безсоновой и Анне Алексеевне Киселевой за их труды в деле руководительства и внимание к интересам экскурсанток», – писали они в 1912 году.

Здание высших женских курсов в Казани.Открытка 1913 г. Издательство «А.М.К.» Источник: https://kpfu.ru/about_university/struct/direkciya-muzeev-kfu/muzei-kfu/zaschitnik-zhenskogo-obrazovaniya-432863.html
Здание высших женских курсов в Казани.Открытка 1913 г. Издательство «А.М.К.» Источник: https://kpfu.ru/about_university/struct/direkciya-muzeev-kfu/muzei-kfu/zaschitnik-zhenskogo-obrazovaniya-432863.html

В целом, Казанские высшие женские курсы были предметом особой гордости для образованной публики Казани и губернии. Впервые они открылись в 1876 году и работали до 1884 года, после долгого перерыва курсы начали функционировать вновь в период первой русской революции и открылись 23 октября 1906 года.

Газеты писали об учебных программах, приводили школьную и университетскую статистику, публиковали отчеты учебных заведений, в том числе финансовые. Например, в Казанском университете в начале 1912 года числилось 17 вольнослушательниц. Из них 6 обучались на отделении естественных наук физико-математического факультета, 4 – на юридическом факультете и 7 − на медицинском. Кроме того, 62 чел. получали образование в «повивальном институте» (курсы акушерок) при университете.

Тем временем число слушательниц Казанских высших женских курсов в 1910/1911 учебном году составляло 970 чел. Больше всего среди них было представительниц православного духовенства – 291 чел., чиновников – 166, к мещанскому сословию относили себя 149 чел., крестьянскому – 108, купеческим семьям – 39 чел., к личным и потомственным дворянкам – 32, личным и потомственным гражданам – 21. Кроме того, много было слушательниц из семей разночинцев. Так 59 чел. указаны как жены студентов, 22 – офицеров (в том числе дочери), 21 – врачей, 20 – учителей, 13 – нижних чинов, 12 – преподавателей университета, 6 – фельдшеров, цеховых – 6, присяжных поверенных – 3, землевладельцев – 1, провизоров – 1. Большую часть слушательниц составляли православные (921 чел.). Кроме того, на курсах обучались старообрядки (24 чел.), иудейки (13 чел.), протестантки (6 чел.) мусульманки (3 чел.), 2 католички и 1 армянка.

В этом же отчете имелся большой фрагмент о преподавательском составе высших женских курсов и денежных капиталах, расходах и доходах нового учебного заведения.

6 мая 1914 года «Камско-Волжская речь» сообщила об идее организации в Казани высших женских физико-математических курсов. Инициатором было «Общество естествоиспытателей при Казанском университете», которое планировало пустить средства, собранные от публичных лекций, на организацию постоянных женских курсов. К тому времени состоялось 10 платных лекций, которые дали организаторам сбор до 2300 руб. В среднем каждую лекцию посещало около 500 чел. 

«Цифра довольно – значительная – особенно, если принять во внимание, что лекционный период совпал с сезоном театральных зрелищ, концертов, выступлений приезжих лекторов и т.п.», − резюмировала газета.

Рост интереса к женскому просвещению и появление новых возможностей для профессионального развития можно проследить также в разделе с газетными объявлениями. Например, набирали учениц через такие объявления Казанская частная фельдшерско-акушерская школа, класс обучения и переписки на пишущих машинках Л.С. Сунгуровой, курсы по бухгалтерии, различные школы кройки и шитья и другие центры женского просвещения. 

При этом в заметках часто подчеркивалось, что дело женского просвещения еще требует развития и есть, например, чему учиться либо у других регионов России, либо у заграничных городов. Так, «Казанский телеграф» в 1895 г. поместил заметки «Успехи высшего образования женщин в Англии», источником которой послужила публикация в «Педагогических ведомостях». В ней говорилось о доступности английским женщинам разных учебных заведений, об отдельном женском университете и сети женских колледжей при университетах.

Обращает на себя внимание, что в разнообразных публикациях о женских школах или курсах говорилось в большей степени об учреждении. Основные действующие лица учебного процесса – ученицы и учительницы – оставались скорее за рамками данных газетных сообщений. Женщина как индивидуальная персона могла упоминаться, например, в сообщениях о благотворительных сборах в её пользу. «…помогите бедной девушке, которая по расстроенному здоровью должна была оставить место помощницы сельской учительницы в селе Шапшах Казанского уезда, - сообщал «Казанский телеграф» в 1895 году – Теперь она в земской больнице, где после опасной операции ее возвратили к жизни, но продолжать эту «жизнь» по выходе из больницы, ей не где и не на что».

Сбор предназначался Антонини Годфридовне Беме, собирался он прямо в редакции газеты (деньгами или одеждой). В качестве исключения могли быть публикации о выпускнице какого-то учебного заведения. Например, упомянутые выше заметки о Б-Р. Кутуляровой. Но в этом случае, речь шла еще о мусульманке.

Габдрафикова Л.Р., Миронова Е.В..

* Исследование выполнено за счет предоставленного в 2024 году Академией наук Республики Татарстан гранта на осуществление фундаментальных и прикладных научных работ в научных и образовательных организациях, предприятиях и организациях реального сектора экономики Республики Татарстан.