Мы все знакомы с крупными хитами ужасов, поэтому в этом списке мы рассмотрим несколько фильмов, заслуживающих большего внимания. Среди них есть и малопопулярные, и культовые, и международные жемчужины, которые так и не получили заслуженного признания, несмотря на то, что были страшнее большинства голливудских блокбастеров.
Представленные ниже фильмы ужасов охватывают целый ряд поджанров: от народного хоррора и «найденных кадров» до слэшеров и историй о колдовстве. Все они жуткие, все качественно сняты и все заслуживают внимания. Некоторые из них получили признание критиков, но многие любители ужасов, возможно, их ещё не видели.
____________________________
Астрал. Медиум / 'Oddity' (2024)
«Вы хотите сказать, что если позвонить в этот колокольчик, прибежит мёртвый посыльный?» «Oddity» — забавная и изобретательная жемчужина от ирландского сценариста и режиссёра Дэмиана Маккарти, который сейчас работает над фильмом ужасов «Hokum» с Адамом Скоттом в главной роли. В этом фильме Кэролин Брэкен играет сразу две роли: женщину, убитую таинственным бродягой, и её слепую сестру-экстрасенса, которая решает отомстить за убийство.
С этого момента фильм обрастает множеством пикантных поворотов, мастерски обыгрывая колдовские тропы. Здесь есть призраки, заклинания и даже безумный каннибал, но самые мрачные персонажи — обычные люди. Ужасы, как правило, довольно тонкие, включая тревожного деревянного голема, который время от времени словно меняет положение. Завершает картину один из самых ярких и запоминающихся финальных кадров среди всех недавних фильмов ужасов. Мастерски снято, и это даёт основания ожидать от Маккарти ещё большего.
____________________________
Приют / 'The Orphanage' (2007)
«Всё меркнет. Нас здесь больше нет». Фильм «Приют», продюсером которого выступил Гильермо дель Торо, а режиссёром — Х.А. Байона (также снявший «Голос монстра»), — это образец испанского готического хоррора, который так и не получил заслуженного признания за пределами преданных фанатов. В центре сюжета — Лаура (Белен Руэда), женщина, которая возвращается в приют вместе с семьёй, где провёл своё детство, но её маленький сын (Роже Принсеп) исчезает, услышав шёпот призраков. В фильме снова присутствуют пугающие сверхъестественные элементы, но настоящие монстры слишком похожи на людей.
«Приют» создаёт захватывающую атмосферу, полную длинных, тёмных коридоров, жутких игр в «тук-тук» и детского смеха, эхом разносящегося по пустым комнатам. Вся эта жуткость подкреплена многослойной, аутентичной игрой Руэды, в равной степени наполненной болью и решимостью. Хотя «Приют» получил широкое признание, многие поклонники ужасов, возможно, ещё не видели его, возможно, из-за языкового барьера. Стоит посмотреть.
____________________________
Проклятие / 'Noroi: The Curse' (2005)
«Как бы ни было страшно, я хочу знать правду». «Проклятие» — ещё один фильм, снятый на международном уровне и получивший признание большинства критиков, но так и не охваченный широкой аудиторией любителей ужасов. Этот псевдодокументальный фильм, снятый с использованием найденных кадров, рассказывает историю исследователя паранормальных явлений (Джин Мураки), который раскрывает череду тревожных событий, связанных с древним демоном. Вместо хаоса трясущихся камер, типичного для этого поджанра, мы получаем скрупулезную детализацию, включая правдоподобные интервью, странные записи и зернистые кадры, которых достаточно, чтобы дать волю воображению.
Во многом успех фильма «Проклятие» обусловлен его фантастическим сценарием, который производит впечатление тщательно проработанного и продуманного, избегая жанровых штампов. Персонажи воспринимаются как живые люди, а не как сюжетные ходы или повод для скримеров. Стремление фильма к реализму делает его сверхъестественные элементы ещё более захватывающими, а почти двухчасовая продолжительность позволяет ему перерасти в нечто апокалиптическое.
____________________________
Заклинание / 'Incantation' (2022)
«Судьба соединяет имена, чтобы разделить судьбу». Этот тайваньский фильм ужасов быстро стал самым кассовым в стране, но, несмотря на выход на Netflix, многие зрители, возможно, даже не слышали о нём. Вдохновлённый реальными табу и суевериями, фильм «Заклинание» рассказывает историю матери (Цай Сюань-янь), которая документирует свои попытки защитить дочь от смертельного проклятия, наложенного много лет назад. Режиссёр Кевин Ко использует разрывы временных рамок, тревожные ритуалы и тревожные образы, чтобы создать уникальный, захватывающий опыт.
Сочетание семейной драмы и сверхъестественного ужаса напоминает «Астрал. Медиум», но с отчётливо тайваньским культурным акцентом. Кроме того, «Заклинание» выделяется тем, как оно вовлекает зрителя: персонажи постоянно просят вас подпевать или внимательно рассматривать символы, создавая у зрителей ощущение, будто они сами стали частью проклятия. Это забавный подход, который мог бы показаться нелепым, но здесь он полностью оправдан в контексте истории.
____________________________
Дом дьявола / 'The House of the Devil' (2009)
«Ты напоминаешь мне мою дочь». Задолго до «Икс» и «Перл» Тай Уэст снял «Дом дьявола» – сдержанный, но зловещий ретро-хоррор, снятый как надо; с явными отголосками «Техасской резни бензопилой» и «Ужаса Амитивилля». Фильм выглядит и ощущается как видео, найденное в 1980-х. Сюжет обманчиво прост: студентка колледжа Сэм (Джоселин Донахью) устраивается няней в отдалённый дом, но вскоре обнаруживает, что у её работодателей зловещие планы. Грета Гервиг очаровательно играет второстепенную роль подруги Сэм, Меган, а Тум Нунан, как и следовало ожидать, жутковато играет таинственного мистера Ульмана.
Начиная с этих минималистичных элементов, Уэст терпеливо нагнетает напряжение, используя жуткое молчание, медленные панорамы и тревожные диалоги, чтобы держать зрителя в напряжении. Когда ужас наконец прорывается наружу в последнем акте, это шокирует и запоминается. В отличие от многих фильмов-ретроспектив, «Дом дьявола» не просто копирует эстетику фильмов ужасов 80-х, но и действительно понимает, что делало их эффективными: страх, темп и атмосферу.
____________________________
Незнакомцы / 'The Strangers' (2008)
«Это действительно здорово, всё, что вы сделали. Это прекрасно». «Незнакомцы» — минималистичный фильм о вторжении в дом, который поражает с силой кувалды. Лив Тайлер и Скотт Спидман играют пару, чей отдалённый дом становится целью злоумышленников в масках. Сюжет фильма вдохновлён убийствами Мэнсона, а также серией реальных взломов, произошедших в районе, где жил режиссёр, когда он был ребёнком. Насилие неприкрыто, сюжет безжалостен, а чувство беспомощности удушает. У убийц нет ни подробной предыстории, ни запутанной мифологии. На вопрос, почему они выбрали своих жертв, убийцы холодно отвечают: «Потому что ты был дома».
Режиссёр Брайан Бертино делает акцент на тишине и саспенсе, используя длинные отрезки тишины, перемежаемые внезапными сценами насилия, чтобы постоянно держать зрителя в напряжении. Это очень эффективный приём. Тем не менее, несмотря на неплохие кассовые сборы фильма, его часто воспринимали как «очередной слэшер». Однако со временем его репутация росла, и он по праву стал культовым.
____________________________
Демон внутри / 'The Autopsy of Jane Doe' (2016)
«Вот почему мы не смогли установить причину смерти. Она всё ещё жива». Демон внутри начинается как обычный детектив и превращается в тревожную сверхъестественную загадку. Брайан Кокс и Эмиль Хирш играют отца и сына, коронеров, которым поручено провести вскрытие неопознанной молодой женщины. Однако их работа быстро становится ужасающей, поскольку они обнаруживают всё более невероятные и тревожные аномалии в её теле.
Секретное оружие фильма — замкнутое пространство. Всё действие происходит в морге, который становится сокрушительно клаустрофобным, каждый скрип и мерцание света усиливают ужас. Актёрская игра актёров придаёт фильму основательность: Кокс и Хирш играют свои роли с утомительным реализмом, даже когда ужас перерастает в сверхъестественное. Наблюдать, как Логан Рой сражается со злом, — невероятно увлекательно. Всё это в совокупности создаёт настоящий хит с впечатляющим количеством ужасов в минуту, втиснутых в скудные 86 минут.
____________________________
Синистер / 'Sinister' (2012)
«Ты же не веришь во всю эту потустороннюю ерунду, верно?» Почти за десять лет до того, как Скотт Дерриксон и Итан Хоук объединились для фильма «Чёрный телефон», они сняли «Синистер», один из лучших фильмов ужасов 2010-х. Хоук играет писателя, пишущего о реальных преступлениях, который находит коробку с домашними фильмами, связанными с серией убийств. Он становится одержим ими, всё глубже погружаясь в тайну, даже рискуя своей жизнью. Сюжет убойный, но именно эстетика — вот что действительно привлекает в этом фильме.
Дерриксон использует звуковое оформление и мрачные визуальные эффекты, чтобы проникнуть под кожу. Кадры Super 8, изображающие ужасающие убийства семей, — одни из самых шокирующих сцен в современном хорроре, каждый из которых снят с пугающим реализмом. Демон Бугуул, возможно, и породил менее удачные сиквелы, но в оригинальном фильме мифология и образы работают идеально. «Синистер» получил смешанные отзывы после выхода, но с тех пор тоже стал культовым.
____________________________
Девятая сессия / 'Session 9' (2001)
«Я живу среди слабых и раненых». Этот психологический хоррор едва ли принес кассу, но теперь имеет небольшую, но преданную армию поклонников. Съёмки проходят в заброшенной психиатрической больнице штата Дэнверс, и сама обстановка создаёт тревожную атмосферу. «Девятая сессия» рассказывает о бригаде по удалению асбеста, работающей внутри лечебницы, где нарастает напряжение и начинает распространяться безумие. Название отсылает к серии терапевтических записей, которые постепенно раскрывают тревожное психологическое состояние пациента, отражая постепенное разрушение рассудка бригады.
В отличие от типичных фильмов о домах с привидениями, «Девятая сессия» стирает грань между сверхъестественным и психологическим ужасом, не давая понять, является ли ужас внешним или порожден собственными раздробленными рассудками персонажей. Режиссёр Брэд Андерсон выжимает впечатляющее количество пугающих моментов из своего ограниченного набора элементов и скудного бюджета. Например, он использует обветшалые коридоры локации для создания по-настоящему жуткой атмосферы, а также напряжённое, яркое звуковое оформление.
____________________________
Озеро Мунго / 'Lake Mungo' (2008)
«Мне кажется, со мной случится что-то плохое». «Озеро Мунго» — один из самых заставляющих задуматься фильмов ужасов XXI века, без сомнения. Он снят как псевдодокументальный фильм о семье, скорбящей о смерти дочери-подростка Элис (Талия Цукер). Неделя за неделей происходят тревожные сверхъестественные события, связанные со смертью Элис. Вместо того чтобы перегружать повествование, фильм демонстрирует впечатляющую сдержанность, сочетая интервью, найденные кадры и зернистые домашние видеозаписи, чтобы стереть грань между обманом и реальностью.
Его пугающие элементы едва заметны (еле различимые фигуры на заднем плане, искажённые изображения), что привлекает пристальное внимание и оставляет зрителя в напряжении. Стоит отметить, что во второй половине фильма есть один невероятно жестокий скример. Однако за этим ужасом скрывается душераздирающая история о потерях, тайнах и непостижимости близких. Финальный акт с его разрушительными откровениями превращает фильм в нечто одновременно ужасающее и глубоко печальное. В конечном счёте, фильм становится удивительно прекрасным высказыванием о смерти и о том, как двигаться дальше.