Знакомимся с творчеством одного из ярчайших писателей американской литературы.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Рубрика "что прочесть у..?" снова в действии. В прошлый раз я рассказывал о достаточно спорном, но интересном творчестве Сартра:
Сегодня очередь дошла ещё до ещё одного важного для меня писателя. Мне никогда не нравился модернизм и большинство его литературных признаков: текст как интеллектуальная игра, фрагментарность и поток сознания. Джеймса Джойса, Вирджинию Вульф, американские произведения Набокова (какой-нибудь Pale Fire) после одноразового ознакомления я старался забыть.
И вроде бы Уильяма Фолкнера упоминают одним из первых, когда речь заходит о литературе модерна со всеми её аспектами. Однако для меня его произведения действительно многослойные, и многослойность эта выражается не только в пластах смысла и стиля, но и в том, как Фолкнер умудрялся соединять «нормальное» и «модернистское» произведение в одном. За всей новаторской формой почти в каждом романе сокрыто хорошее произведение об американском Юге в духе знаменитой Южной готики (Колдуэлл, Теннесси, Ли). Для Южной готики характерны темы религии, отчуждения, одиночества, потерянности, вкрапление фольклора и этнических мотивов южных штатов, а также социальная проблематика, включающая в себя расизм, нищету, насилие и чувство уязвлённой гордости потомков богатых плантаторов. Всё это можно найти в произведениях Уильяма Фолкнера. Единственное, что он значительно тяжелее и страшнее, чем все его товарищи по перу с Юга. Этакий Леонид Андреев, но с меньшей экспрессией, которой на замену приходит ужасающе холодная логика и местами брезгливое отношение к человечеству.
Биографическая справка
Уильям Фолкнер родился 25 сентября 1897 года в Нью-Олбани, Миссисипи и умер 6 июля 1962 года. Он — один из ключевых писателей Америки XX века. Многие считают его голосом «юга» в литературе, несмотря на довольно тяжёлый язык и сложную структуру произведений.
Фолкнер придумал свой мир — вымышленный округ Йокнапатофа. Там происходит действия большинства его романов и рассказов. Для своего эпохального труда «Авессалом, Авессалом!» автор даже придумал географию региона, создав карту. В качестве прототипа округа выступает сборная солянка из характерных черт южных штатов. А прообразом Джефферсона — столицы вымышленного округа — стал Оксфорд на севере штата Миссисипи. Именно в этом городе Фолкнер прожил почти всю свою жизнь.
Фолкнер несколько раз получал Пулитцеровскую премию за свои произведения, а в 1949 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе (церемония прошла в 1950 году). Академия отметила его «мощный и художественно уникальный вклад» в литературу.
Важная часть личности Фолкнера, которая нашла отражение в его произведениях, связана с алкоголем. Фолкнер много пил — это не секрет и изучено биографами. Во многом именно это позволило ему так страшно и подробно показать пьющих персонажей в глубинке и общий распад личности. Будучи потомком настоящего южанина — прадед Фолкнера воевал в Гражданскую войну на стороне Конфедерации — американский писатель не был лишён и расовых предрассудков, за что ему достаётся от медиа и даже биографов до сих пор.
Кстати, Фолкнер был ещё и художником, создававшим в довольно своеобразном стиле иллюстрации:
С чего начать?
Чтение Фолкнера — непростая задача. Она требует сосредоточения и вдумчивости, а также спокойной обстановки. Всё дело в том, что Фолкнер любит длинные фразы, скачки во времени и разные голоса в одной истории. В метро или в другом общественном транспорте мне никогда не удавалось его нормально читать, а местами он мне вообще напоминает Гегеля от литературы, когда прочёл страницу, но забыл понять о чём она. Однако при всём этом есть ряд произведений, где модернистские приёмы чувствуются не так остро. С них я и предлагаю начать знакомство с этим замечательным автором.
Когда я умирала (As I Lay Dying), 1930
Семья Бандренов везёт тело матери через южные штаты, чтобы похоронить её на родине. Повествование дано через множество голосов: каждый герой видит происходящее по-своему, и в этом калейдоскопе мыслей открываются их тайные страхи, обиды и надежды. Путь превращается в мучительное испытание, где смерть становится фоном для раскрытия человеческих слабостей и иллюзий. Чувствуется значимое влияние жанра одиссеи, представленного в таком необычном формате.
Почему стоит прочесть? В романе присутствует сама суть фолкнеровского взгляда на человека — разорванного между долгом и эгоизмом. В трагикомичной и гротескной форме Фолкнер показывает, как близость смерти обнажает пустоту, но одновременно наполняет жизнь странной, горькой значимостью. Пожалуй, одно из лучших произведений, позволяющее прочувствовать значимость смерти в человеческой жизни.
Свет в августе (Light in August), 1932
В маленьком южном городке сталкиваются судьбы нескольких людей, каждый из которых ищет своё место и оправдание в мире. Особое внимание Фолкнер уделяет Джо Кристмасу — человеку с неясным происхождением, чья жизнь становится чередой конфликтов, насилия и отчуждения. В перекрёстке судеб раскрывается тема расовых и социальных предрассудков, одиночества и вечного поиска идентичности.
Почему стоит прочесть? Фолкнер показывает, как предвзятость и ненависть уродуют существование, а стремление к любви и пониманию оказывается почти невозможным. Трагедия персонажей оборачивается зеркалом общества, где свет и тьма переплетены неразрывно.
Ход конём (Knight’s Gambit), 1949
Сборник объединяет шесть детективных историй с участием адвоката Гэвина Стивенса. Внешне это загадки о преступлениях, но за расследованиями скрывается тонкое наблюдение за человеческой природой. Стивенс не столько ищет улики, сколько пытается понять мотивы, внутренние противоречия и скрытые чувства людей. В итоге раскрытие преступлений становится лишь поводом для философского взгляда на жизнь и общество Юга.
Почему стоит прочесть? Фолкнер превращает детектив в зеркало человеческих страстей: зло рождается не из тайных планов, а из слабостей, жадности и боли. Да и сама детективная составляющая весьма недурна.
Продолжаем
В эту часть вошли те произведения Фолкнера, который воспринимаются несколько тяжелее, в первую очередь из-за частых скачков и многоголосицы действующих лиц. Впрочем, если вы справитесь с главным романом Фолкнера — Шум и ярость, — и он вам понравится, то дальше всё пойдёт, как по маслу. Хотя лично я считаю, что главный роман Фолкнера — это всё-таки Авессалом, Авессалом. Как по фабуле, связанной с желанием построить настоящую южную династию, так и по препарированию человеческой психики.
Шум и ярость (The Sound and the Fury), 1929
История семьи Компсонов рассказана через разорванные голоса её членов, каждый из которых по-своему переживает распад некогда уважаемого рода. Поток сознания передаёт внутренний хаос: бессвязные впечатления Бенджи, мучительные воспоминания Квентина, озлобленность Джейсона. Смерть, время и утрата становятся сквозными темами, а южная патриархальная культура предстаёт в состоянии необратимого распада.
Почему стоит прочесть? Это произведение служит отличной иллюстрацией хрупкости человеческого существования. Фолкнер показывает, как распад семьи обнажает разрыв между прошлым и настоящим, а жизнь теряет устойчивые опоры. В этом хаосе звучит трагическая музыка времени, в которой каждый человек — лишь мимолётный голос.
Святилище (Sanctuary), 1931
Молодая девушка Темпл Дрейк случайно оказывается втянутой в мир насилия, преступлений и унижения. Фолкнер не щадит читателя: в этой истории нет благородства и романтики, только тёмная сторона человеческой природы и власть инстинктов. Южный мир предстаёт гниющим и безжалостным, где случай и жестокость решают судьбы, а справедливость выглядит иллюзией.
Почему стоит прочесть? Нет морализаторства, но есть беспощадный взгляд на человека и общество. Фолкнер показывает, что за фасадом цивилизованности скрывается хаос, и сталкиваясь с ним, герой теряет не только надежду, но и саму возможность сохранить невинность. Это одно из самых мрачных и сильных произведений.
Авессалом, Авессалом! (Absalom, Absalom!), 1936
История Томаса Сатпена, человека, мечтающего построить династию на юге, превращается в мрачную хронику гордыни и разрушения. Его амбиции, желание власти и богатства сталкиваются с тайнами происхождения и непреодолимыми предрассудками. Судьба семьи Сатпенов разворачивается как трагедия, где прошлое неизбежно тянет за собой гибель настоящего.
Почему стоит прочесть? В основу романа вплетён миф о Юге и его проклятии. Фолкнер показывает, как жажда величия и отрицание человеческой сложности приводят к катастрофе. Роман звучит как эпос о вине и неотвратимости судьбы, где история семьи становится отражением падения целого общества.
Закрепляем
Для тех, кому всегда мало. Речь пойдёт про второстепенные романы Фолкнера, но при этом не менее замечательные.
Деревушка (The Hamlet), 1940
В центре повествования — семья Сноупсов, чья жадность и хитрость постепенно подчиняют себе маленькое сообщество. Простая деревня становится ареной, где страсти и слабости людей проявляются с гротескной ясностью: стремление к деньгам, тщеславие и коварство. Фолкнер сочетает трагическое и комическое, показывая, как мелкие людские амбиции способны превратиться в силу, разрушающую судьбы.
Почему стоит прочесть? Фолкнер показывает, что за внешней простотой деревенской жизни скрываются жадность и пустота, а борьба за выгоду становится вечным двигателем истории. Роман — яркое начало трилогии о Сноупсах и беспощадное зеркало общества.
Особняк (The Mansion), 1959
История Минка Сноупса, вышедшего из тюрьмы и вновь втянутого в круг преступлений, завершает трилогию о Йокнапатофа. Его судьба переплетается с линиями семьи Сноупсов и МакКаслинов, показывая, как жадность и корысть разъедают человеческие связи. Фолкнер соединяет драму личной жизни с сатирическим взглядом на южное общество, где амбиции и алчность становятся главными двигателями событий.
Почему стоит прочесть? Нет сухой морали, но есть трагикомическая картина человеческой жадности. Фолкнер показывает, что даже мелкая корысть способна превратить жизнь в цепь предательств и поражений. «Особняк» — это и мрачное завершение истории рода, и яркое разоблачение общества, где мечта о богатстве неизбежно ведёт к разрушению.
В статье я не упомянул второй роман трилогии о Сноупсах — Город, но он также достоин внимания.
Осквернитель праха (Intruder in the Dust), 1948
Главный герой романа — Лукас Бичем, фермер-негр, ошибочно обвиняемый в убийстве белого человека. Он освобождён благодаря усилиям белого и темнокожего подростков и старой девы, происходящей из знатной семьи юга США. Книга стала своего рода ответом Фолкнера на обвинения в расизме и приверженности порядком старой южной аристократии.
Почему стоит прочесть? Хороший социально направленный роман, связанный с осознанием ответственности белых американцев перед бывшими рабами. Этим романом в том числе вдохновлялась Харпер Ли.
Конечно же, это далеко не все достойные произведения Фолкнера — всё-таки всего в рамках одной статьи не упомнить, а потому милости прошу в комментарии, где можно поделиться своим опытом знакомства с американским модернистом и работами, которые нравятся вам больше всего. Сверим часы, так сказать.
Посты из серии "Что стоит прочесть у..?
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Если вам понравился материал или рубрика — обязательно поддержите своим лайком. Для меня — это главное мерило популярности тех или иных тем и форматов. Ваша же подписка на мой канал увеличивает мотивацию делать новые статьи как можно быстрее.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.
Теперь канал можно поддержать небольшим пожертвованием по кнопке ниже ↓