Лучше собеседника на эту тему (к тому же накануне Дня оружейника), чем руководитель предприятия, продолжающего традиции этого ремесла и искусства, не найти. Корреспондент «ЗР» встретился с генеральным директором Златоустовской оружейной фабрики Валерием Томеей и его коллегами. О состоявшейся беседе рассказываем нашим читателям.
Начнём с того, что на сегодня здесь работают профессионалы, трудовая жизнь которых уже 50 лет связана с оружейной фабрикой. И какие бы пертурбации и видоизменения ни претерпело предприятие, это главный показатель преемственности. Нынешним мастерам секреты ремесла передавали те, кто учился, возможно, ещё у кузюков, делавших шашки для императорской армии. И если перейти дальше, то дойдём до учеников Ивана Бушуева.
Из наших современников это Юрий Рябков, Александр Шаланов, Рауфа Галямова, Елена Кремнева, Нина Пижанчикова и другие. Обобщая, скажем, что большинство основателей нынешних мастерских тоже начинали здесь, на «ЗОФ», ещё в советское время.
От памятника Аносову через трамвайную линию
О том, что рядом с одноимённой трамвайной остановкой городская достопримечательность, можно догадаться и не зная о близости музея «ЗОФ»: группы туристов с рюкзачками и фотокамерами здесь не редкость. Даже потёртые временем чугунные ступени дышат историей: по ним наверняка шагал Павел Петрович Аносов, да и представители императорской семьи поднимались.
— Поступало много предложений создать здесь торговый центр: расположение, место для стоянки, подъезд — оптимальное сочетание. Считаю, что нельзя всё измерять монетой, — ведь это история Златоуста. Нашего, моего города: я здесь родился и постоянно живу с 1985 года. В том числе и поэтому мы начали возрождать фабрику, — эмоционально комментирует Валерий Александрович.
Работают стабильно, хотя проблем, как, наверное, и у других производственников в стране, хватает. Восстанавливают реестр продукции начиная со времён основания, стремятся к аутентичности изделий тем, что делали предки.
— Собираем коллекцию ножей: более семи тысяч единиц! Планируем расширять этими экспонатами наш музей. Кстати, в прошлом месяце его посетили больше четырёх тысяч человек, — не без гордости констатирует собеседник.
Подтверждением этому служит упоминание о многочисленных посетителях с фотоаппаратами в начале текста. А туристы смотрят, фотографируют, выставляют в соцсетях понравившееся. Кого-то заинтересовывает увиденное, ведь в городе и вокруг него много чего интересного, приезжают. А значит, приходят инвестиции: в общепит, гостиничную, транспортную, развлекательную сферы. Это на первый взгляд покажется мелочью — ну что там пара десятков туристов потратят? Но не зря нам в перестройку посредством учебника «Экономикс» Макконелла и Брю втолковывали: каждый миллион, вложенный в отрасль, возвращается с мультипликативным эффектом 1:20, за счёт разогрева смежных отраслей. Валерий Томея проверил эти рыночные аксиомы на собственном опыте и жизненной практике.
Музею около семи лет, планируют добавить сюда коллекцию ножей, а на перспективу создать на базе здания арсенала, фабрики и бывшей школы рабочей молодёжи музейный комплекс.
— Здесь бывали многие известные люди. Сотрудники наши в «Поле чудес» участвовали. Неплохие отношения с Леонидом Якубовичем сложились, и сейчас общаемся. В этих стенах рождались традиции гравюры на стали в России.
Основные направления — холодное украшенное оружие и гравюра на стали. Вторая линейка к тому же пополняется новыми видами изделий, такими как иконы, цитаты из Корана, посуда. Воплощаются и другие идеи, сгенерированные художниками или подсказанные рынком. Из способов коммуникации с потенциальным потребителем участие в выставках считают неэффективным. Больший упор на связи с музеями, где выставляют свои экспозиции.
Достопримечательность — это приметность и достоинство
Как патриот малой родины, Валерий Томея делает в своей сфере много и считает, что город нужно развивать во всех направлениях. Чистый воздух, природа, достопримечательности, национальный парк «Таганай» и окрестности — всё это бренды, при раскрутке могущие дать толчок развитию Златоуста. Но, по мнению собеседника, требуется пиар: без талантливых проектов и финансовых вливаний само по себе процветание не наступит.
Сравнивая серийное и эксклюзивное изделие, можно уверенно сказать, что конкурировать на равных в первом с китайцами не выйдет в обозримой перспективе. Но автоматизацию деятельности и повышение производительности труда называет условием выживания экономики. Говоря о технологии китайских и немецких коллег, отмечает интенсивность труда в обоих случаях. У первых к тому же невысокая цена из-за максимальной механизации и государственного стимулирования бизнеса, у вторых —высочайшая культура производства.
Автоматизация и высокая производительность — не только возможность снизить себестоимость продукции, а значит, повысить конкурентные преимущества, но и отражение ещё одной проблемы — нехватки кадров. Которые, как справедливо утверждал Иосиф Сталин, решают всё. Часто профессиональные качества кандидата и запросы по зарплате обратно пропорциональны друг другу. Плюс исход молодёжи из Златоуста — проблема, решением которой также могло бы стать интенсивное развитие города в разных направлениях.
— В Златоусте выступал Фёдор Шаляпин. Как это отражено у нас? Может, кафе «Шаляпин» или аллея, улица Шаляпина есть? Нет. А он здесь дебютировал как камерный исполнитель, причём отразил это в книге воспоминаний («Страницы из моей жизни»). На Западе такими маркетинговыми преимуществами не разбрасываются. Если у этого камешка какой-то лорд отдыхал, обязательно там указатель, памятная доска и кафе, например, на тему высокого гостя. Булат, Таганай, пиво у нас неплохое делали — в общем, поводов много, только пальцы загибай.
К слову, в Кисловодске (правда, певец там часто бывал) есть музей Шаляпина. И он никогда не пустует.
История и современность
Впечатляет и осмотр музейной экспозиции в компании с исполнительным директором Еленой Кремнёвой и директором музея Верой Пузиковой. Продукция от начала XIX века до современности — боевая (буквально, судя по вмятинам на груди) кираса, а рядом украшенные пулемёт максим, пистолет-пулемёт Шпагина и автомат Калашникова, кортики, палаши и сабли, широко представлена гравюра на стали. И всё сверкает золотом, причём не сусальным. Кинжал, сделанный к 200-летию фабрики, изображён на почтовой марке, выпущенной 200-тысячным тиражом.
Вера Пузикова делится, что экспозиция интересна не только обычным, неискушённым посетителям, но и людям, связанным с художественной обработкой металла, металлургам и кузнецам. Те и вопросы задают профессиональные, заковыристые.
В этом же здании располагается магазин, где представлена линейка изделий. В активе предприятия и коллектива два выигранных гранта Президентского фонда культурных инициатив — на организацию конкурсов молодых гравёров и на лучший эскиз украшения холодного оружия. Второй — для детей подшефных территорий новых регионов России: участвуют дети из Ясиноватой, Авдеевки, Макеевки. Художники ЗОФ выезжали туда для проведения мастер-классов, поддерживают связь и сейчас. Передают секреты мастерства, учат технике гравировки, даже травление делают — в общем, всё по-настоящему. На стенде музея есть работы донбасской молодёжи, точнее гравюры, выполненные по эскизам победителей.
Под опекой предприятия ежегодный конкурс на звание лучшего учителя физкультуры имени Лидии Скобликовой, вместе с которой занималась спортом мама Валерия Александровича. Кубки для многих спортивных состязаний тоже делаются здесь, на Златоустовской оружейной фабрике.
Завершить рассказ о традиционном ремесле и искусстве можно упоминанием о детях основателя предприятия, ведь большая семья тоже в наших традициях. Их четверо: две дочери и двое сыновей. Младшего, Павла Валерьевича, с дипломами профессий, связанных с компьютеризацией и экономикой, генеральный директор готовит себе на смену. Шутит: «Буду в гости заходить, наблюдать за работой».
Преемственность — тоже в традициях нашего народа. А редакции «ЗР» остаётся поздравить златоустовских оружейников с профессиональным праздником и пожелать дальнейших успехов в искусстве и рыночных отношениях.
Виктор Ямалеев
Фото представлены ЗОФ