Найти в Дзене

PETERSON SMOKING PIPES: КУРЛЯНДСКИЕ КОРНИ МИРОВОЙ ЛЕГЕНДЫ

Однако о ранних годах Чарльза Петерсона ещё не рассказывали подробно. В честь годовщины компании Kapp & Peterson в этом году мы узнаем о происхождении Чарльза Петерсона, от его латвийских корней до признания в Ирландии. Сандра Бондаревска, латвийская журналистка, которая жила в Дублине и занималась архивной работой на старейшей фабрике Петерсона, написала книгу «Петерсоны в Ирландии», которая была переведена с латышского на английский и содержит подробное описание молодого Чарльза. «Человек, создавший трубку, которая носит его имя, чьи личные усилия в дублинском магазине положили начало всемирно известному бизнесу, был резчиком по табаку латвийского происхождения, — пишет Бондаревска. — В свидетельстве о его рождении указано, что он родился в Курляндии, в деревне Залениеки, на ферме Леяс Мицайши». «Трубка Петерсона: история Kapp & Peterson» Марка Ирвина и Гэри Мальмберга также содержит справочную информацию о ранних годах жизни Чарльза в Латвии, предоставленную бывшим послом Латвии в И
Оглавление

Старейший в мире непрерывно работающий производитель трубок из вереска имеет богатую 160-летнюю историю, юбилей которой мы чествуем в этом году.

Однако о ранних годах Чарльза Петерсона ещё не рассказывали подробно. В честь годовщины компании Kapp & Peterson в этом году мы узнаем о происхождении Чарльза Петерсона, от его латвийских корней до признания в Ирландии.

Родословная Чарльза Петерсона

-2

Чарльз Петерсон родился под именем Кристапс Петерсонс в общине недалеко от Риги, Латвия.

Сандра Бондаревска, латвийская журналистка, которая жила в Дублине и занималась архивной работой на старейшей фабрике Петерсона, написала книгу «Петерсоны в Ирландии», которая была переведена с латышского на английский и содержит подробное описание молодого Чарльза.

«Человек, создавший трубку, которая носит его имя, чьи личные усилия в дублинском магазине положили начало всемирно известному бизнесу, был резчиком по табаку латвийского происхождения, — пишет Бондаревска. — В свидетельстве о его рождении указано, что он родился в Курляндии, в деревне Залениеки, на ферме Леяс Мицайши».

«Трубка Петерсона: история Kapp & Peterson» Марка Ирвина и Гэри Мальмберга также содержит справочную информацию о ранних годах жизни Чарльза в Латвии, предоставленную бывшим послом Латвии в Ирландии достопочтенным Петерисом Эльфертом:

«Когда родился Чарльз/Карлис Петерсон, эта территория входила в состав Российской Империи, но управлялась местными немецкими землевладельцами. Административным языком был немецкий, и многие латышские имена и фамилии были германизированы, некоторые добровольно, другие нет». Немцы считали, что латышский язык — это просто язык местных крестьян.

Бондаревска рассказывает о происхождении прадеда Чарльза и фамилии Петерсон: «Его прадед упоминается в церковных записях как Янне, сын Петры, или Петрес. В ранних латышских именах не было фамилии в современном понимании, но фамилия Чарльза, вероятно, происходит от имени его прадеда».

Ни имя Янне, ни имя Петры не являются исконно латвийскими, что указывает на то, что Янне мог быть иммигрантом из Скандинавии, который женился на латвийке Анне. «Помимо церковных записей, которые часто бывают отрывочными, о жизни сельских жителей в Латвии можно найти очень мало подробной информации».

В тексте Бондаревской предполагается, что наиболее вероятная теория происхождения фамилии Петерсон связана с тем, что местный немецкий дворянин давал фамилии латвийским крестьянам. После отмены крепостного права появилась фамилия «Петерсон», которая указывала на то, что Кристапс был сыном Янне, сына Петра.

В XIX веке фермерам по закону была предоставлена свобода передвижения в пределах их губернии. В Митаве, Земгале, которая была территорией Курземе и сейчас известна как Елгава, фермерам также было разрешено владеть собственным жильём в 1804 году, хотя Бондаревска отмечает, что это стало реальностью только в 1860-х годах.

Усадьба Заля (архитектор Франческо Бартоломео Растрелли)
Усадьба Заля (архитектор Франческо Бартоломео Растрелли)

Старая семейная легенда рассказывает о том, как семья Петерсон получила в собственность участок земли в Залениеки, дом Клиежи, который служил им опорой на протяжении веков:

Согласно легенде, семья получила эту землю благодаря лошади с полным мочевым пузырём. Как рассказывает Зейн Яковица, потомок Петерсонов: «Однажды, когда Кристапс был кучером у барона, баронова кобыла очень невежливо помочилась на бороду Кристапса! Чтобы компенсировать ему это неудобство, барон отдал своему кучеру участок земли из своего поместья, позволив Кристапсу построить дом в Клиеени.»

Усадьба Заля, или Залениекская волость в Елгавском крае, расположена в центральной части Латвии. Окружающее её поместье принадлежало герцогу Эрнсту Иоганну фон Бирону и было спроектировано архитектором Франческо Бартоломео Растрелли.

Эрнст Иоганн фон Бирон
Эрнст Иоганн фон Бирон

После того как поместье сменило нескольких владельцев в XIX веке, в 1874 году оно перешло к графине Александрине фон Медем, урождённой Ливен. «От этих владельцев мы впервые узнаём о предках знаменитого мастера по изготовлению курительных трубок Чарльза Петерсона. Это были простые деревенские жители, которые упорно боролись за процветание и со временем добились выдающихся результатов».

Старинная поговорка о Залениеки отражает дух этого края, как отмечает Бондаревска: «Это земля изобилия. Люди здесь счастливы, довольны и трудолюбивы — нигде больше трава не растёт так зелёно, так что давайте назовём это место Залениеки — Зелёное место».

Ферма Клижени и ранние годы Чарльза

Во время строительства фермы Клиеени бабушка и дедушка Чарльза, Кристапс и Лавиз, продолжали жить и работать в качестве прислуги в доме Леи Мицаиши. Оба супруга родились в 1789 году и, вероятно, дружили с детства, прежде чем пожениться. В доме Леи Мицаиши родился их четвёртый сын Индрикис, отец Чарльза.

Согласно приходской переписи 1835 года, Кристапс и Лавизе построили новый дом и переехали в него, где у них родилась младшая дочь Лавизе, названная в честь матери. Она стала первой в официальных церковных документах, кто носил фамилию Петерсон, что ознаменовало переход Петерсонов от положения скромных слуг к процветающим фермерам.

Когда Индрикис вырос, в 1846 году в Добеле он женился на Гриете, урождённой Берг. Во время строительства дома они работали прислугой. Индрикис был известен как любимый работник хозяина благодаря своим талантам и трудолюбию в качестве каменщика.

Всего у Индрикиса и Гриеты было пятеро детей, вторым из которых был Карл. Он родился рано утром, в 4 часа, в четверг, 4 марта 1852 года, в Леяс-Мицайши. У Карла было три брата: Янне, Давис и Янис, а также две сестры: Трине и Лизете.

Семья Чарльза окончательно обосновалась в доме Клиежи в 1857 году, когда ему было всего пять лет. В юном возрасте он начал посещать местную приходскую школу в Залениеки. Однако о детстве Чарльза с пятилетнего возраста и до 16 лет, когда его отправили в Митаву учиться токарному делу, известно немного.

Образование Чарльза и его отъезд из Латвии

Чарльз приехал в Митаву в августе 1868 года, чтобы начать обучение токарному делу. В течение четырёх лет он был подмастерьем у Иоганна Янсона и получил свидетельство о мастерстве.

Это свидетельство было выдано 2 сентября 1872 года ремесленной гильдией Митавы, которая признала 20-летнего юношу мастером своего дела.

Это был важный документ, подписанный Янсоном и Юлиусом Зайфертом. В свидетельстве его имя было записано на немецком как Karlis Christow Petersohn.

К тому времени, как Чарльз покинул Латвию, он уже знал три языка: латышский, русский и немецкий.

Бондаревска отметила: «Его лингвистические способности впоследствии оказались незаменимыми, когда он стал партнёром в экспортном бизнесе, который поставлял курительные трубки во все уголки земного шара».

Получив образование в области токарного искусства по дереву, юный Чарльз собрал необходимые документы и отправился в Санкт-Петербург, который был популярным местом, куда молодые люди приезжали в поисках лучшей жизни.

Её исследование проливает свет на то, почему он впоследствии уехал из Латвии:

Хотя мы не знаем ни его маршрута, ни причин, по которым он покинул родной дом, мы можем проследить хотя бы часть пути Чарльза по двум сохранившимся свидетельствам — тому, что мы сегодня назвали бы рекомендательными письмами. Оба письма были написаны в древнем немецком ганзейском городе Любеке. Оба подписаны мастером цеха Х. Тенингером и предпринимателем В. Хеннингом. В первом письме говорится, что токарь по дереву Чарльз Петерсон прибыл в Любек из Санкт-Петербурга в 1872 году. Во втором говорится, что он работал на Хеннинга с 11 октября 1872 года по 30 апреля 1875 года.
Трудно отследить, где находился Чарльз до прибытия в Дублин. Из-за недостатка документов невозможно проследить каждый этап его пути от Залениеки в 1872 году до Дублина, хотя сохранились некоторые записи о его паспортах и визах.

Чарльз Петерсон прибывает в Дублин

-5

Похоже, точный год его прибытия противоречит источникам, поскольку им является 1875 или 1876 год, что предполагает Бондаревская: "Он прибыл на Изумрудный остров в последней четверти 19 века, либо в 1875, либо в 76 году".

Марк Ирвин, однако, указывает в своем тексте на более прямое прибытие в 1875 году: "Чарльз появился в Дублине со своим сертификатом и рекомендацией в 1875 году, где он, кажется, сразу же стал сотрудником недавно открывшегося магазина Фридриха Каппа".

До сих пор остаётся загадкой, почему Чарльз отправился в Дублин и как именно он познакомился с Фридрихом Каппом. Весьма вероятно, что они познакомились в гильдии резчиков по дереву и быстро нашли общий язык.

Бондаревска поддерживает эту теорию и более подробно рассказывает о том, как он, вероятно, получил эту ключевую роль:

Петерсон быстро освоился и почувствовал себя как дома в стране, где он жил. То, что он получил работу в мастерской Каппа, несомненно, было в немалой степени связано с привезённым им из Митавы свидетельством о членстве в гильдии, которое признавали во всей Европе. Письма Хеннинга из Любека также повысили шансы молодого Петерсона на то, что его сочтут надёжным и заслуживающим доверия. И, конечно же, тот факт, что он получил образование и выучил немецкий язык, стал бы дополнительным преимуществом, ведь Капп сам был немцем.
Независимо от того, как именно он устроился на работу, прошло 10 лет с тех пор, как Фридрих и Генрих Капп открыли свою мастерскую в 1865 году, превратив её в хорошо зарекомендовавшее себя и в некоторой степени престижное предприятие. Эта возможность трудоустройства стала настоящим подарком для молодого Чарльза, который в возрасте 23 лет начал работать в мастерской по изготовлению курительных трубок Kapp в самом центре Дублина, Ирландия, на Графтон-стрит, 53.

В тексте Ирвина рассказывается о том, как этот опыт стал основой для создания компании Kapp & Peterson: «На протяжении большей части XX века компания Peterson указывала 1875 год как год своего основания, когда Чарльз Петерсон приехал в Ирландию из Риги, Латвия».

-6

Во время работы в магазине Чарльз заметно коверкал английский язык и говорил с сильным акцентом, в котором смешались латышский, русский и немецкий. Он работал у открытых окон и слушал, как люди говорят по-английски, надеясь перенять у них что-то.

Ходила легенда о том, как однажды Петерсон пришёл в магазин Каппа и объявил о новой уникальной трубке, которая изменит мир любителей трубок. Это была его знаменитая и впоследствии запатентованная инновационная система.

Бондаревска пишет: «Дело в том, что на тот момент Петерсон даже не начинал работать над своей запатентованной трубкой и был просто нанят прогрессивной и хорошо зарекомендовавшей себя компанией Kapp в качестве резчика. В архивах Kapp & Peterson сохранились некоторые из его ранних работ, выполненных в мастерской на Графтон-стрит, которые наглядно демонстрируют его талант и мастерство».

Во время работы в магазине Петерсон был известен своим покладистым нравом и обаянием, которые сделали его довольно популярным среди курильщиков трубок в Дублине.

Доказательством тому служит «Чемпион-Волынщик», очаровательный портрет 1910 года, на котором директор Kapp & Peterson изображен с отсылкой к Риге из старого английского лимерика:
«В семьдесят шестом году в Дублин из Риги — города на берегу Балтийского моря... Что ж, молодой человек из Риги, один из тех, кого звали Чарльз Петерсон, появился на Графтон-стрит, и в течение многих лет его можно было увидеть в миниатюрной мастерской Каппа, где он превращал всё, до чего мог дотянуться, в трубки, мундштуки для сигар и тому подобное. При этом он курил и работал, как океанский лайнер.

Фридрих Капп скончался в 1881 году, примерно через пять лет после того, как Чарльз начал работать в компании. Благодаря этому Чарльз из мастера превратился в директора компании Kapp Brothers. На новой должности Чарльз помог компании добиться мирового успеха, в первую очередь благодаря своим знаковым инновациям, запатентованным в период с 1890 по 1898 год.

Наследие Чарльза Петерсона

-7

Неизвестно, скучал ли Карл по своему дому в Латвии в то время и как часто он навещал тех, кого оставил. Бондаревска ссылается на его паспорт 1889 года, выданный в Митаве, как на доказательство того, что он возвращался по крайней мере один раз. Другие источники предполагают, что он посещал родину и чаще, несмотря на расстояние.

В Латвии имя Петерсона было менее известно, чем в Ирландии и других странах.

«Каждый, к кому я обращалась во время своего исследования в Дублине, знал историю о латвийце Чарльзе Петерсоне, — сказала Бондаревска. — Среди курильщиков трубок легенда о молодом „русиане“, который смело подошёл к магазину на Графтон-стрит и заявил, что знает конструкцию трубки, которая произведёт революцию в отрасли, известна даже лучше, чем „милая Молли Мэлоун из Дублина“».

В Латвии до сих пор живут Петерсоны. Самый молодой из них — сын Рейниса Петерсона Янис Эмильс, который живёт в Риге со своими родителями.

Семья Петерсон оказала невероятное влияние на историю Ирландии, и это влияние прослеживается в самих трубках, которые Петерсон продолжает выпускать по сей день.

Мы отмечаем 160-летие легендарной марки, и наследие Чарльза в области инноваций продолжает вдохновлять всех, кто работает над самыми известными ирландскими трубками, а также взыскательных курильщиков, которые наслаждаются этими изделиями.

КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ!

Спасибо за до конца дочитанную статью!
Ставьте лайки и Вам вернется в карму!
Тем кто интересуется свежими новостями магазина мистера Митгаарда - ВЕЛКОМ в телеграм-канал!
Вступайте в группу мистера Митгаарда ВКонтакте!
И обязательно приходите в гости!