Найти в Дзене

22 сентября — Памятная дата Удмуртии!

Известность к Григорию Егоровичу пришла еще при жизни. Его труды ценили не только в России, но и за рубежом, в таких странах как Венгрия и Финляндия. Он внес значительный вклад в этнографию и фольклористику, посвятив себя сбору, изучению и публикации материалов об истории, языке, обычаях, верованиях и художественной культуре удмуртского и русского народов, населявших территорию современной Удмуртии. В его исследовательский интерес входили песни, легенды, предания, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Помимо этого, он создавал стихотворения, поэмы и пьесы на русском и удмуртском языках. Родился Г.Е. Верещагин в селе Полом Глазовского уезда Вятской губернии (сегодня это Кезский район Удмуртской Республики). Долгое время датой его рождения считалось 30 сентября 1851 года, возможно, потому что именно эту дату он указывал в автобиографии. Однако, архивные изыскания 2001 года позволили установить точную дату. В метрической книге Христорождественской церкви села Полом была обнаружена запис

Григорий Егорович Верещагин (1851-1930) — выдающаяся личность в истории Удмуртии, ученый, литератор, просветитель и священнослужитель, чье наследие оказало огромное влияние на развитие региона.

Григорий Верещагин
Григорий Верещагин

Известность к Григорию Егоровичу пришла еще при жизни. Его труды ценили не только в России, но и за рубежом, в таких странах как Венгрия и Финляндия. Он внес значительный вклад в этнографию и фольклористику, посвятив себя сбору, изучению и публикации материалов об истории, языке, обычаях, верованиях и художественной культуре удмуртского и русского народов, населявших территорию современной Удмуртии. В его исследовательский интерес входили песни, легенды, предания, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Помимо этого, он создавал стихотворения, поэмы и пьесы на русском и удмуртском языках.

Родился Г.Е. Верещагин в селе Полом Глазовского уезда Вятской губернии (сегодня это Кезский район Удмуртской Республики). Долгое время датой его рождения считалось 30 сентября 1851 года, возможно, потому что именно эту дату он указывал в автобиографии. Однако, архивные изыскания 2001 года позволили установить точную дату. В метрической книге Христорождественской церкви села Полом была обнаружена запись о рождении 22 сентября (крещении 23 сентября) 1851 года близнецов Григория и Михаила в семье новокрещеного удмурта Егора Иванова сына Верещагина и его жены Евдокии Ивановой. Вероятно, сам Григорий Егорович не знал этой даты, поэтому в литературе указывалась другая.

Особую роль сыграл Верещагин в знаменитом «Мултанском деле» о человеческом жертвоприношении удмуртов. Он выступил в качестве этнографа-эксперта со стороны защиты, и его экспертные заключения получили высокую оценку известного русского писателя и публициста Владимира Галактионовича Короленко.

Г.Е. Верещагин обладал несомненным поэтическим талантом. Его стихотворение «Чагыр, чагыр дыдыке…» («Сизый, сизый голубок…»), представленное в этнографическом очерке «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» как народная колыбельная, сегодня признано первым оригинальным художественным произведением, опубликованным на удмуртском языке.

Многие произведения Г.Е. Верещагина долгое время оставались неизвестными. Их публикация началась лишь после его смерти. В 1960-е годы в рукописном фонде библиотеки Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка и литературы были найдены некоторые его стихотворения и поэмы. Была проведена большая работа по подготовке и изданию собрания сочинений ученого.

Несмотря на то, что многие исследователи пишут о Верещагине как об ученом и просветителе, его художественный талант часто остается в тени. В Центральном государственном архиве бережно хранится небольшая коллекция его рисунков, включающая иллюстрации к басням, карикатуры, а также записи на латинском языке, свидетельствующие о его глубоких познаниях и разносторонних способностях.

Иллюстрация Г.Е. Верещагина к басне. [1920-е гг.]
Иллюстрация Г.Е. Верещагина к басне. [1920-е гг.]

Профессор В.Е. Владыкин в своей статье о Г.Е. Верещагине называет его первым профессиональным удмуртским ученым, ученым-энциклопедистом, и ставит его в один ряд с выдающимися учеными своего времени. Если Михаила Ломоносова называют русским университетом, то Григорий Верещагин, по словам Владыкина, — это целый научно-исследовательский институт, посвященный своему народу.

Чагыр, чагыр дыдыке!
Малы пыддэ жобаськод?
Чебер пие, гыдыке!
Малы ялан бӧрдӥськод?
Бадӟым будод — тӥр басьтод,
Сике мынод кырӟаса;
Ӝужыт кызэз уськытод,
Жадёд, пудэ кораса.
Мынам быроз ас пӧры,
Тонэ витё жаляса.
Шунды ватскоз сик сьӧры,
Гуртэ бертод жадьыса.
Сюдо тонэ табанен,
Йырдэ вӧйын вӧяса.
Юод мушсур чечыен,
Муми пӧзьтӥз шуыса.
Чагыр, чагыр дыдыке!
Малы пыддэ жобаськод?
Чебер пие, гыдыке!
Малы ялан бӧрдӥськод?

Сизый-сизый голубок,
Почто испачкал ноги?
Миловидный малышок,
Зачем льёшь слëзы много?
Баю-бай, милочек,
Золотой клубочек.
Когда вырастешь большой,
Ты возьмëшь топорик свой:
Запоëшь, и в лес пойдëшь,
Ель высокую найдëшь.
Ёлку срубишь на дрова,
Чтобы мама испекла
Сладкие оладушки
Для дитятко-лапушки.
Сизый-сизый голубок,
Почто испачкал ноги?
Миловидный малышок,
Зачем льёшь слëзы много?
Баю-бай, милочек,
Золотой клубочек.