Найти в Дзене

Аристарх Лентулов. Шедевры

Смело, живо и неповторимо. "Натюрморт" в таких работах –очень условное определение: здесь художник решает задачи цвета и формы. Именно такая манера изображения принесла ему известность. Лентулов делит на кубики объект, при этом выделяя сочетающиеся цветовые плоскости. Уход от формы цветка в пользу выявления его цветовой сущности дает неповторимый эффект новой реальности. Большой по размеру, кубистический, даже странный и именно эти черты делают произведение прекрасным. Великолепная актриса и режиссер Александра Сергеевна Хохлова из интересной семьи – по маме она внучка Павла Третьякова, а по папе Сергея Боткина, но в 1920-е годы ее запретили снимать в кино, именно из-за родовитого аристократического происхождения. На портрете она представлена в образе человека искусства. Рассмотрите детали: Серия картин, посвященных Москве («Иван Великий», «Василий Блаженный» и «Москва») Эти работы можно охарактеризовать, как «архитектурные хороводы» – неустойчивость, отсутствие ровных вертикальных лин
А. Лентулов. "Астры". 1913 г.
А. Лентулов. "Астры". 1913 г.

Смело, живо и неповторимо. "Натюрморт" в таких работах –очень условное определение: здесь художник решает задачи цвета и формы. Именно такая манера изображения принесла ему известность. Лентулов делит на кубики объект, при этом выделяя сочетающиеся цветовые плоскости. Уход от формы цветка в пользу выявления его цветовой сущности дает неповторимый эффект новой реальности.

А. Лентулов. "Портрет актрисы А.С.Хохловой". 1919 г.
А. Лентулов. "Портрет актрисы А.С.Хохловой". 1919 г.

Большой по размеру, кубистический, даже странный и именно эти черты делают произведение прекрасным. Великолепная актриса и режиссер Александра Сергеевна Хохлова из интересной семьи – по маме она внучка Павла Третьякова, а по папе Сергея Боткина, но в 1920-е годы ее запретили снимать в кино, именно из-за родовитого аристократического происхождения.

На портрете она представлена в образе человека искусства.

Рассмотрите детали:

  • шея сдвинута, чтобы «оживить» пластику тела
  • жесты рук – выразительные и одновременно изломанные, этот прием напоминает о мире театра и его наигранности,
  • фон – нагромождение объемов, создает эффект активного настроя героини
  • гитара – предмет из мира искусства и излюбленный музыкальный инструмент европейских кубистов, напоминает о том, что Лентулов был знаком с творчеством Пикассо и Брака.

Серия картин, посвященных Москве («Иван Великий», «Василий Блаженный» и «Москва»)

А.Лентулов. “Звон (Колокольня “Иван Великий”)". 1915 г.
А.Лентулов. “Звон (Колокольня “Иван Великий”)". 1915 г.

Эти работы можно охарактеризовать, как «архитектурные хороводы» – неустойчивость, отсутствие ровных вертикальных линий, визуальные удвоения, декоративность и неестественность фигур, которые в итоге дарят ощущение тревожной торжественности и неожиданности. Картина "Колокольня Иван Великий ("Звон")" поразила современников на выставке 1915 года. Велимир Хлебников написал пророческие слова, из которых остро чувствуется напряжение, нарастающее в умах творческих, чутких людей:

"Золотые луковицы соборов, приседая на голубых стенах, косым столбняком рушились и падали в пропасть. Колокольни с высокими просветами клонились, как пришибленный палкой и вдруг согнувшись и схватившийся за живот человек или сломанный в нескольких местах колос. Это сквозь живопись прошла буря. Позднее она пройдет сквозь жизнь, и много сломится колоколен!”

А. Лентулов. “Василий Блаженный”. 1913 г.
А. Лентулов. “Василий Блаженный”. 1913 г.
-5

А. Лентулов. “Москва”. 1913 г.
А. Лентулов. “Москва”. 1913 г.

-7