В ознаменование начала фигурнокатательного сезона и эпичной победы Аделии Петросян и Петра Гуменника на квалификационном олимпийском турнире я сподобилась дописать статью о фильме «Роднина».
Я люблю фигурное катание, поэтому ждала этот фильм с трепетом. Удачных картин про фигурку очень мало, и я каждый раз скрещиваю пальцы на удачу — вдруг получится что-то годное. Я не надеялась на шедевр, но лелеяла надежду, что будет неплохое кино. Хотя бы потому, что оно основано на реальной истории, а значит, создатели не смогут снять откровенную чушь по типу «Льда» или «Последнего акселя».
И в какой-то степени мои ожидания оправдались. На фоне другого фигурнокатательного кино «Роднина» — просто шедевр. Но только на их фоне. Если же отойти от этого сомнительного критерия, то недостатков у фильма оказалось намного больше, чем достоинств. К моему прискорбию.
Чтобы не растекаться мыслию по древу, структурирую статью. Начну с хорошего.
Что понравилось
Выбор актеров
Владислава Самохина и внешне похожа на молодую Роднину, и сыграла прекрасно. Просто умничка. Вопросов нет.
Евгений Ткачук очень постарался для роли Станислава Жука (которого в фильме назвали Жуковым). На мой взгляд, он несколько переигрывал, но, вроде бы, Жук таким и был.
Ольга Бодрова была вылитая молодая Татьяна Тарасова, которую в фильме обозвали бесфамильной Натальей Анатольевной. Она непонятно откуда взялась и на важных соревнованиях сплавила свою спортсменку тренеру конкурирующей пары. Вы Тарасову вообще видели хоть раз? Можете представить, чтобы эта женщина выпустила своих спортсменов из-под контроля? Ой, простите, это же не Тарасова, это некая Наталия Анатольевна, которая может быть какой угодно. Очень удобно.
Федор Федотов и Иван Колесников были вполне убедительны в ролях Алексея Уланова (в фильме – Михаил Буланов) и Александра Зайцева. Впрочем, их единственная функция — оттенять легендарную Роднину, поэтому напрягаться особо не пришлось.
Катание
Катание Родниной с партнерами показали очень красиво, прямо как на старых записях. Я, кстати, так и не нашла достоверной информации о том, кто из фигуристов дублировал актеров в сценах со сложными элементами. Если у вас есть такая информация, напишите, пожалуйста.
Что не понравилось
Сюжет
Он прописан очень широкими мазками, галопом по Европам. Понятно, что всю жизнь Ирины Родниной от уличного катка до последней Олимпиады в формат одного фильма иначе не уложишь. Но есть ключевые моменты, которые нельзя исключать! Я имею в виду, прежде всего, две первые Олимпиады. Они как бы есть, но их нет. Потому что там было не так красиво? Без знаменитой слезы чемпионки? Первая Олимпиада — по любому самый важный момент в жизни спортсмена. Но нет, у Родниной была сразу третья.
Неуважение к соперникам
Белоусова и Протопопов (Белова и Панкратов) изображены клоунами, которые еле ползают по льду: она томно закатывает глазки, а он постоянно несет какую-то пафосную чушь. Неуважение к легендам, которые, к тому же, уже не могут ответить, — это прям нехорошо.
Выдуманная драма
Жук (который Жуков) в Роднину, конечно же, влюблен, страдает и нервно курит на ее свадьбе с Зайцевым. Серьезно? Даже если бы это было правдой, я бы такое в фильм не вставляла. В абстрактной спортивной драме — ок, для остроты эмоций сюжетный ход уместен. Но когда речь о реальных людях — нет.
Повестка
Русских все не любят. Допустим. Примем это спорное утверждение за аксиому. Но как это показали? Плохо. Противные иностранцы получились лубочными, как злодеи в книжках писателей-романистов: глаза пучат, руками машут и кричат: «Я злодей, не проходите мимо».
Стекло насыпали в коньки Родниной. Его правда сыпали, только на чемпионате СССР, но кого волнуют факты, когда надо показать, что все зло в Европе? Неужели не было реальных случаев, которые можно было бы экранизировать? Нет?
Эпичная дурь
Апофеозом всего стала разминочная битва на Олимпиаде в Лейк-Плэсиде. В фильме показано, как советская (Роднина/Зайцев) и американская (Бабилония/Гарднер) пары прямо на шестиминутной разминке начали меряться эээ… поддержками и давить друг друга морально. Вместо того чтобы готовиться, они безобразничают все шесть минут, а потом и дольше. Другие пары в это время не разминаются, а жмутся к бортам.
В итоге американец получает травму, и пара Бабилония/Гарднер снимается с соревнований. А Роднина с Зайцевым выигрывают, и она пускает свою знаменитую слезу.
Шта? Спортсмены ведут себя так на разминке, и все хлопают ушами? Я уже не говорю о том, что в реальности Рэнди Гарднер действительно получил серьезную травму на той разминке (без дурацкого баттла!), что поставило крест на их карьере. Неуважение к трагедии соперников — это нехорошо (смотрим пункт 2).
Борьба была, но заочной: американцев пиарили, а наших задвигали; Бабилония и Гарднер ходили на тренировки к советской паре, смотрели и нервничали; Тарасова приходила к ним и нервировала их. Вот это и надо было показывать, а не придумывать чушь!
***
Если данное кино снято по мемуарам, то это, по меньшей мере, странно.
Удивляет ли меня, что фильм провалился в прокате? Нет.
А я продолжаю ждать хорошее фигурнокатательное кино. И тут надежд мало.
В отличие от надежды вновь увидеть наших фигуристов на Олимпиаде — ведь Аделия Петросян и Петр Гуменник выиграли квалификационный турнир в Китае, и мое сердце поет! Ну такие оба умнички.
***
Мой канал обо всем королевском и аристократическом
Мой канал об архитектуре
Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем телеграм-канале "Королева &Co"
А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.
Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"