Сегодня ни о чём серьёзном говорить не хочется. Знаете, иногда бывает такое настроение, когда просто не хочется загружать себе голову. Я знаю, многих зрителей смущает, если какой-то серьёзный актёр снимается в лёгкой комедии. Типа: вот он — такой мастодонт, глыба серьёзного кино, а снялся в простой комедии. А мне кажется, что любому человеку иногда хочется поиграться, посмеяться, сделать что-то просто для души.
И вот новый фильм Netflix «Клуб убийств по четвергам» собрал потрясающий каст таких актёрских глыб, чтобы они сыграли просто клуб пенсионеров, которые любят разгадывать загадки. Давайте сегодня обсудим этот фильм.
Литературный источник
А теперь давайте пару слов о книге, по которой вообще и сняли фильм. Речь про дебютный роман британца Ричарда Османа — The Thursday Murder Club. Вышла книга в 2020 году и сразу стала хитом. Интересно, что Британия славится своими детективами, поэтому коммерческий успех именно в своеобразной столице детективов довольно много значит.
История происходит в престижном доме для пожилых людей в графстве Кент. И вот там четверо весьма колоритных пенсионеров — бывшая сотрудница спецслужб Элизабет, экс-активист Рон, психиатр Ибрахим и медсестра Джойс (она же частично наш рассказчик) — собираются по четвергам в так называемой “комнате пазлов” и обсуждают старые, нераскрытые преступления. Звучит как милое хобби, но внезапно в их жизни появляется самый настоящий живой случай: местного застройщика находят мёртвым, и компания втягивается в расследование уже не на бумаге, а по-настоящему.
Что классно у Османа — это то, что книга вообще не только про «кто убийца». Она про жизнь этих людей, их юмор, привычки, про то, как они дружат и подшучивают друг над другом. То есть это уютный детектив (или, как говорят, cosy mystery): тут меньше про кровь и жестокость, больше про атмосферу и героев. К тому же написано легко: главы короткие, динамика бодрая — читать приятно.
Книга сразу получила хорошие отзывы, быстро разошлась по тиражам, её перевели на кучу языков. Критики хвалили атмосферу и персонажей, хотя некоторые и говорили, что сама детективная часть не самая закрученная. Но, по-моему, тут главное не интрига в стиле «ага, убийца — садовник», а то, как эти четверо пенсионеров живут и играют в своих маленьких Шерлоков.
О фильме
Итак, к фильму. Снимать эту историю доверили самому Крису Коламбусу — человеку, который подарил нам «Один дома» и первые части «Гарри Поттера». Так что с атмосферой и умением работать с уютом и магией повседневности у него всё в порядке. За сценарий отвечали Кэти Брэнд и Сюзанна Хейткот, а сам автор книги, Ричард Осман, присоединился к проекту как исполнительный продюсер. Ну и, конечно, Netflix вместе с Amblin Entertainment (Студия Стивена Спилберга) стояли за производством.
Но главное, что нас всех привлекло — это каст. Смотрите сами: Хелен Миррен играет бывшую агентку спецслужб Элизабет, Пирс Броснан — бунтаря и профсоюзного активиста Рона, Бен Кингсли — психиатра Ибрахима, а Селия Имри воплотила Джойс, ту самую добродушную медсестру, через чьи глаза мы многое видим. А рядом с ними ещё и Дэвид Теннант, Джонатан Прайс, Том Эллис, Ричард Е. Грант и другие знакомые лица. По сути, собрание звезд категории А, которые вдруг решили сыграть клуб пенсионеров-детективов.
Съёмки проходили в Англии летом и осенью 2024-го. Главной локацией стал старинный особняк Englefield House в Беркшире — он превратился в Coopers Chase, со всеми библиотеками, коридорами и столовой. Интерьеры снимали в студиях Shepperton и в особняках по соседним графствам. Деревню Fairhaven построили буквально из кусочков реальных мест: пабы, сельские залы, даже кладбище специально соорудили — с полистироловыми надгробиями (потому что настоящие трогать нельзя).
Интересный момент: апартаменты героев оформили так, чтобы сразу считывался характер персонажа. У каждого свой уют, свои детали, свой мир — и это здорово работает на атмосферу.
Что особенного?
Вот в этом фильме очень чувствуется внимание к деталям. Ради сюжета его можно и не смотреть, а вот ради картинки — однозначно стоит. Атмосфера британской провинции завораживает: интерьеры, костюмы, улицы — всё сделано с невероятным вкусом. Это большое эстетическое удовольствие.
Ещё один момент — актёрская игра. Именно поэтому я люблю, когда большие звёзды, с кучей наград за плечами, снимаются в таких проектах. Видно, что им самим в кайф играть, и это удовольствие передаётся зрителю.
Что до детективной части — да, история простенькая. Но в этом её прелесть: она понятная, уютная, душевная. Мы не столько гадаем, кто убийца, сколько наслаждаемся процессом, наблюдаем за героями и тем, как они «играют» в расследование.
Для осени идеально
Сейчас — осень. Погода то радует, то вдруг полная мрачнямба. И, конечно, хочется чего-то душевного, без тяжёлых драм и мрачных историй. И вот когда за окном серость и от осенних пейзажей становится немного грустно, включайте «Клуб убийц по четвергам».
Два часа пролетают незаметно и с удовольствием. Фильм оставляет после себя очень приятное послевкусие — такое, что сразу тянет заварить себе английский чай и взять какой-нибудь бисквит. Поэтому правда, от души советую. Для разгрузки после работы, для спасения настроения в пасмурный день самое то.