Всем салют, СБАС на связи. Пепел сожженной резины этого сезона еще не осел, а я уже готов назвать все вещи своими именами. Этот год окончательно разделил мир на «до» и «после». Импортные мотоциклы стали предметом роскоши, а на арену вышли новые игроки, одни из которых отчаянно машут нам рукой, а другие – так же отчаянно тонут.
Я объездил на тестах больше десятка новинок и прошел весь сезон на своем верном Bandit’е, общаясь с сотнями вас в комментариях и личке. Вот мой вердикт.
Провалы сезона. Кого следует избегать как огня.
Здесь не про предвзятость, а про конкретные, массовые проблемы, которые всплыли у реальных владельцев.
1. «Орбита М-1М» (Россия).
Да, это больно говорить. Наш возрожденный легендарный бренд попал в список не благодаря качеству, а из-за чудовищного несоответствия ажиотажу и реальности.
- Проблема: Не серийное производство, а, по сути, штучная hand-made сборка с кустарным контролем качества. У первых поставленных клиентам машин были выявлены критические косяки: течь сальников на самых первых 1000 км, плавающие холостые обороты из-за сырого ЭБУ, люфты в подвеске.
- Вердикт СБАСа: Покупать сейчас – значит стать бета-тестером за свои деньги. Пока рано. Ждем настоящего серийного производства, а не предзаказов.
2. Bajaj Pulsar NS200 (Индия).
Этот мотоцикл позиционировался как главный «убийца» японских малолитражек. Оказалось – убийца нервов своего владельца.
- Проблема: Катастрофическая недоступность запчастей. Простая замена стекла на приборной панели или датчика коленвала превращается в квест на 2-3 месяца. Дилеры разводят руками.
- Вердикт СБАСа: Пока дилерская сеть не наладит логистику запчастей (а с этим в 2025 году большие проблемы), брать такой мотоцикл – огромный риск.
3. Certain Chinese 800cc Adventure (название уточню в редакции).
Обобщу, чтобы избежать прямых претензий. Один из крупных китайских брендов решил сделать «тур-эндуро» для масс. Получилось страшно.
- Проблема: Откровенно опасная работа АБС и тормозной системы на бездорожье. Система срабатывала хаотично, с огромной задержкой, что приводило к нескольким падениям у тест-райдеров. Проблема – в прошивке.
- Вердикт СБАСа: Мотоцикл – не смартфон. Ошибки в софте здесь стоят здоровья. Пока производитель не выпустит официальное обновление прошивки и не отзовет партию, – стоп.
Раздел 2: Открытия и хиты. Тёмные лошадки, которые всех удивили.
1. CFMOTO 450NK (Китай).
Абсолютный хит и моя личная находка сезона. Этот байк пришел не просто поиграть, а чтобы занять трон.
- Почему успех: Идеально пойманный баланс цены (от 450 тыс. руб.) и характеристик. 270-градусный коленвал, как на Yamaha, выдает совершенно «некитайское» звучание и упругую тягу. Качество сборки и материалов – на уровне японцев 5-летней давности.
- Вердикт СБАСа: Лучший мотоцикл в своем классе на сегодня. Его покупают даже те, у кого есть деньги на переплату за японца. Феноменально.
2. Voge 650DS (Китай).
Мотоцикл, который доказал, что китайцы могут делать не только городские малолитражки.
- Почему успех: Это полноценный, взрослый «аdventure» за разумные деньги. Одноцилиндровый мотор – простой и ремонтопригодный. Расходные материалы (воздушные фильтры, масляные фильтры) доступны и универсальны.
- Вердикт СБАСа: Идеальный выбор для того, кто хочет начать ездить по настоящему бездорожью, не разоряясь на запчастях для BMW GS. Главный тренд – выносливость.
3. ИЖ Юпитер-5 Реплика (Россия).
Неожиданно? Еще как. Сборщики из Питера и Москвы, которые делают реплики легендарных «Юпитеров» на современной элементной базе (новые подшипники, качественная проводка, японские карбюраторы).
- Почему успех: Ностальгия, переложенная на абсолютно надежную и понятную любому гаражному мастеру основу. Запчасти – от ВАЗ классики и москвича, их можно найти в любом углу страны.
- Вердикт СБАСа: Хипстерский тренд перерос в настоящую субкультуру. Это не просто транспорт, это арт-объект и мотоцикл «на всю жизнь».
Главный тренд 2025 года: Ремонтопригодность и доступность запчастей.
Мощность, электроника и имя на баке отошли на десятый план. Главный вопрос при покупке сейчас: «А смогу ли я его починить через 2 года в городе N?»
Рейтинг брендов по этому критерию:
- ★ ★ ★ ★ ★ : Советские мотоциклы (Урал, ИЖ, Днепр), Японские младшедержатели (до 400 куб. см). Запчасти есть везде, даже в самом глухом селе.
- ★ ★ ★ ★ ☆ : Современные китайские бренды (CFMOTO, Voge). С запчастями пока туго, но дилерские сети растут, а логистика из Китая все еще работает.
- ★ ★ ☆ ☆ ☆ : Европейские и японские крупнолитражные мотоциклы (после 2018 г.в.). Запчасти есть только у официальных дилеров, цены – космические. Ремонт – только у официалов.
Личный опыт СБАСа:
Весь сезон я откатал на своем вечном Suzuki Bandit 600. И он в очередной раз доказал свою гениальность. Всё, что ему нужно – масло, бензин и иногда – молоток. В этом году я поставил на него китайские фару и поворотники – приехали за неделю, встали идеально.
Но главное открытие – я купил в качестве «дачного» варианта старенький ИЖ Планета-5. И это был кайф. Простота, ремонт своими руками и улыбки прохожих стоили дороже любого нового аппарата.
Итог сезона: Мы стали меньше смотреть на лошадиные силы и больше – на надежность. Мы заново учимся чинить мотоциклы сами и ценить простые и понятные машины. И это, по-моему, даже к лучшему.
Крепче руль. Следующий сезон будет еще интереснее.
Ваш СБАС.
P.S. Кидайте в комментарии ваших кандидатов на звание «Главный провал» и «Неожиданная победа» сезона-2025. Обсудим!