«А давайте про ваших любимых Кюри и Ковалевских. За каждой успешной женщиной стоит ещё более успешный мужчина, и никак не наоборот. Вы про этих 2 женщин как мантру уже чеканите. Другого-то вы и не можете назвать». Из комментариев
Продолжаем нашу с вами любимую рубрику «Мужчины изобрели ВСЁ». К сожалению, мои возможности здесь несколько ограничены. Ведь я владею словом, но не владею фактами, которые можно (и нужно) приводить в научных спорах. А вот моя замечательная читательница, а по совместительству писательница и историк-лингвист Зои Лионидас подготовила для нас настоящий научный труд, посвященный данной проблеме.
Предыдущие части этой научной работы, вы можете почитать тут и тут:
Итак, мы продолжаем.
Появление огня
«Поговорим еще об одном открытии, которое целиком (или во многом) обязано своим существованием нашим праматерям: приручении огня и приготовлении вареной пищи. Для любителей придираться к каждому слову, уточню, что под «вареной» для краткости будет именоваться любая пища, приготовленная на огне (в отличие от пищи сырой).
Огонь использовался с очень давних времен, еще синантропы, как сейчас полагают, могли от случая к случаю применять его в повседневной жизни, из лесов, охваченных пожаром. Свидетельство тому – обугленные предметы, которые порой находят в пещерах, относящихся к искомой эпохе. Опять же, обычно полагают, что в течение очень долгого времени – около миллиона лет, добывать огонь еще не умели, однако, постепенно учились его поддерживать в течение долгого времени.
Стоит также оговориться, что теория, полагающая, будто многометровый слой золы в пещере Чжоукоудянь (Китай) состоит не только из золы, но из песка и почвы, и потому, вполне возможно, что огонь умели не только поддерживать самым примитивным способом, но также «хранить» его, в виде тлеющих углей, как то делают современные австралийцы. Однако, в любом случае, «хранительницами огня», ответственными за то, чтобы постоянно поддерживать его в полной готовности для обогрева, освещения и приготовления пищи, большей частью своей становились женщины племени.
Те, кому подобное покажется ерундой, стоит задаться вопросом – почему современных туристов-новичков опытные гиды обучают разводить костер и поддерживать горение, как на открытой местности, так и в пределах естественного укрытия. Для разнообразия, желающие, никогда в детстве не разводившие костры, могут потренироваться в этом вопросе, имея при себе один только спичечный коробок и спички (без хитрых современных вспомогательных средств) и сами убедятся, с какой попытки, без помощи опытного сопровождающего, у них получится искомое.
Само собой, главное отыскать вездесущие две кнопки, которые должны присутствовать и в пещере и в поле, и дальше все дело пойдет уже само собой. Но это в качестве шутки. На деле, исключительно опытным путем, через многие ошибки, (а каждая из них дорого обходилась для племени, могущего добыть «новый» огонь только во время летней грозы) учились горящую ветку помещать изначально в слой сухой травы или мха… самые легковоспламеняющиеся материи, а далее очень постепенно добавлять ветки все большей толщины, и правильно выкладывать кострище, чтобы обеспечить ему максимальную выживаемость. Как умели хранить тлеющий уголек, и снова раздувать его, когда это требовалось, повторяя все процедуру сначала. В этом деле были свои хитрости: сложишь слишком близко к входу в пещеру – огонь задует любым порывом ветра или дождем. Слишком далеко – здравствуй отравление угарным газом, коротко говоря, это было тоже своего рода искусство, которое, сколь о том можно судить, родилось далеко не сразу.
И наконец, огонь, ставший неотъемлемой частью быта, позволил приготовлять мягкую пищу, которую мы едим и сейчас, а пища эта стала поворотным пунктом в истории человечества, окончательно превратив нас в мыслящих существ. Дело в том, что ее потребление привело к тому, что человеку уже не потребовались мощные челюсти и толстые кости, поддерживающие жевательные мышцы, система пищеварения не стала больше требовать огромного количества энергии для переваривания грубой и сырой пищи, зато освободившись, была целиком использована для формирования большого мозга, столь выгодно отличающего нас от прочих приматов. Любопытно, что т.н. «прогрессивные» неандертальцы, умевшие не только поддерживать, но и добывать огонь (иными словами, использовавшие его уже на постоянной основе) едва ли не первыми в истории обзавелись членораздельной речью. Коротко говоря, огонь сделал нас людьми, и в этом очень немалая заслуга наших праматерей.
Кстати говоря, огню приписывали и магические свойства, ему поклонялись, ему приносили жертвы, в разных культурах вплоть до появления единобожия, фигурируют боги огня – будь то индийский Агни, скандинавский Локи или славянский Сварожич, которого предположительно считают огненным богом. То, что огонь полагался неразрывно связанным с женской магией и женской природой доказывает такой любопытный факт, как институт весталок.
Весталки
Напомним, что в Риме – этой цитадели самого свирепого патриархата, служить огню Весты могли только женщины, более того, мужчинам вход в святилище Весты был заказан. То, что этот культ имеет очень древнее происхождение, доказывается тем, что огонь Весты добывался трением, (по некоторым данным в позднейшие времена к этому стал добавляться несколько более быстрый способ – концентрация солнечных лучей).
Весталки пользовались неприкосновенностью, тогда как попытка ранить жрицу Весты наказывалась немедленной казнью. Весталки имели право даровать прощение смертнику, и власти обязаны были подчиниться. Также в храме Весты хранились завещания римских граждан, т.к. весталки полагались неподкупными и т.д.
Для сравнения – в том же Риме и сыновья и дочери при живом отце находились, по сути дела, на положении рабов, отличаясь от них только лучшей одеждой, пищей, а по желанию отца еще и образованием. Сын (не говоря уже о дочери) не имел ничего своего, любые добытые им деньги автоматически становились собственностью отца, любой подарок сыну – должен был немедленно передаваться отцу и т.д. Отец имел полное право выгнать сына, продать его в рабство или даже безнаказанно убить. Конечно же, у многих появлялся соблазн избавиться от слишком уж тираничного родителя, однако на страже стоял закон и уличенным в отцеубийстве грозила изуверская казнь.
И вот в этом море бесправия, и рабского де-факто, состояния большей части римских граждан, выделялись весталки, над которыми ни отец, ни сам император, в позднейшие времена, власти не имели. Наказать весталку можно было только за нарушение обета целомудрия (что полагалось оскорблением богини), однако, более никакие законы к ней не прилагались. Более того, весталка владела имуществом, и по окончании срока службы, получала пожизненную пенсию. Коротко говоря, связь женского начала с огнем и магией огня, похоже, во многом бесспорна.
Блюда на огне
Однако, вернемся к блюдам, которые наши изобретательные праматери научились готовить на огне. Рецепты, которые будут приведены, сохранились в обиходе античности и средневековья, а также племен, ведущих «традиционный» образ жизни. Итак, для начала, это было простейшее запекание в золе – корнеплодов, овощей и фруктов, все, кто ел на природе печеную картошку, прекрасно знают, о чем идет речь. Крупные яйца (например, индюшиные или страусиные) можно было закопать в горячую золу и также испечь, поставив стоймя, и далее, аккуратно отбив верх, помешивать содержимое палочкой, до полной готовности. Можно было, наконец, вылить яйцо в горячую золу, а когда примитивная яичница была готова, очистить ее от прилипших кусочков, и угоститься. Кстати, подобное блюдо знал еще Рабле и определил его на стол к своим персонажам.
Несколько более сложным представляется т.н. «рецепт викингов» - птица в полном оперении, которую следовало выпотрошить, и в таком виде обмазать слоем глины, и поместить в костер или коптильную яму (в последнем случае прикрыв досками и сверху таковых - соломой). Когда птица была готова, глина удалялась вместе с перьями, прилипшими к ней, и едоку оставалась сочная румяная тушка.
И наконец, одним из древнейших блюд на столе наших предков был… суп! Причем в качестве кастрюли, как ни забавно это может прозвучать, использовали желудки крупных животных (к примеру, бизоний рубец, причем индейцы делали это, как минимум, до начала ХХ века). Рубец с четырех сторон прокалывали острыми колышками и ставили стоймя, так что его дно лежало на земле, а дальше внутрь заливалась вода и закладывались ингредиенты. Для того чтобы варево закипело, в костер закладывали небольшие камни и, раскалив их докрасна, бросали в эту доморощенную кастрюлю. Европейский путешественник, описавший подобный способ варки, отмечал, что в результате выходила мутная бурда, пахнущая гарью, однако, индейцы к ней были вполне привычны. Таким образом, в нашем превращении в современных людей во многом поучаствовали наши праматери, и мы на этом опять ставим точку – до следующего материала".
Что ответят наши постоянные участники дискуссий на эти научные аргументы?