Я бы не хотела 8 сентября оказаться на месте Игоря Ларионова.
Кажется, он сам не хотел бы.
(Да, этот пост – снова не про хоккей, а про то, в какие тугие узлы судьба сплетает людей).
Помните, я писала: конец прошлого сезона команда «Торпедо» провалила полностью. Причем не столько по игре, сколько по психологии. На матчи парни выходили – как перегоревшие лампочки. Ни намека на задор в глазах.
Не знаю, что там было внутри команды, но что-то нехорошее.
Игорь Ларионов ушел с поста главного тренера «Торпедо» и стал главным тренером СКА.
А вот «Торпедо» возглавил Алексей Исаков. Он опытный, его команда «Торпедо-Горький» стала чемпионом ВХЛ. То есть Исаков умеет мотивировать и «держать нерв». Но в КХЛ он до сей поры не работал ни разу.
Вчера питерский СКА приезжал в Нижний – играть.
Наверное, Игорю Ларионову было бы проще, если б предыдущую игру СКА выиграло, а «Торпедо» проиграло. Но все вышло наоборот: СКА уступило новой команде «Шанхай Дрэгонз», а «Торпедо» выиграло у «Салавата Юлаева».
Наверное, ему было б проще, если б он знал: «Торпедо» не хочет ему ничего доказать.
Но «Торпедо» хотело.
Полтора года назад Игорь Ларионов (тогда – главный тренер) убрал из команды двух лидеров: капитана Алексея Кручинина и защитника Антона Сизова. На пресс-конференции сказал лишь, что они создавали токсичную атмосферу.
У меня есть догадки, что там было на самом деле, но их оставлю при себе – свечку не держала.
Команда с уходом и Кручинина, и Сизова не согласилась. Смирилась, но не согласилась.
Как только появился новый тренер, он тут же сделал предложение и Кручинину, и Сизову вернуться.
И они оба вернулись – кажется, даже с понижением суммы контракта. Как объяснил потом Антон Сизов:
- У нас в Нижнем осталось одно незаконченное дело. Хочется его закончить.
Алексей Кручинин вновь стал капитаном (победа в первой игре – во многом его заслуга: я уже обещала написать про него отдельно и напишу). Антон Сизов вернулся на позицию защитника.
Весь день Нижний ждал Ларионова.
В телеграм-канале «Торпедо» анонсы игры выходили в ядовитых зелено-фиолетовых цветах, как бы намекая: токсичная команда готова принять гостей.
На раскатке включили песню «Toxic».
А уже после игры на пресс-конференции Алексей Исаков признался:
- Бывают игры, когда тренеру надо команду заводить. Так вот, на этой игре никого ни заводить, ни мотивировать не пришлось. Все выходили заряженные по максимуму.
Каждому было, что доказать.
И вы тут подумаете: «Ну и все, ясен пень, что «Торпедо» выиграло, можно дальше не читать».
И зря.
Помимо заряженности есть объективные факторы. И они таковы: бюджет СКА гораздо больше бюджета «Торпедо». Игроки СКА более звездные, чем игроки «Торпедо». Вратарь… А вот нет. Пожалуй, вратарь «Торпедо» Иван Кульбаков на сегодня надежнее, чем вратарь СКА.
И вот они выходят.
Игорь Ларионов – в тот самый Дворец Спорта «Нагорный», где три года подряд ему аплодировали болельщики (свистели тоже, но и аплодировали от души). Где по его инициативе висела растяжка «Театр хоккея» (Игорь Николаевич говорил, что в настоящей игре должна быть драматургия как к пьесе). Где «лютые» готовы гнать свою команду вперед, даже если у команды не осталось сил.
Лютые – это нижегородские болельщики. И мы, лютые, согласны с таким определением.
Алексей Исаков – против того самого тренера, с которым он работал в тесном контакте весь год: Ларионов тренировал «Торпедо», а Исаков – «Торпедо-Горький». А еще – не столько против, сколько как на экзамен к большому КХЛовскому сообществу: оно присматривается к Исакову каждую игру: «Дядя, а ты вообще достоин того, чтоб быть главным тренером команды КХЛ? Шапка-то на тебе – по Сеньке ли?»
И даже журналисты на пресс-конференциях то и дело подчеркивают: Исаков тут – новичок-с.
У вас было такое: вы пришли на новую должность (ваших знаний и опыта для нее вполне хватает, но должность – новая). Работаете день, неделю, две, месяц… А вас продолжают покровительственно хлопать по плечу: «Он у нас новенький! Смотри-ка, новенький, а чего-то получается у него! Ой, новенький-то какой хорошенький!»
И вроде хвалят, но так это мешает, так хочется развернуться и дать в табло!
Кажется, Алексей Геннадьевич сейчас проживает нечто подобное. Но он-то проживет.
А «Торпедо» в игре против СКА – справится ли?
Игра идет равной. И та, и другая команда атакуют, ошибаются, снова атакуют… Каждому важно забросить шайбу, распечатать ворота.
Первыми забрасывает «Торпедо». Очень хочется, чтоб новой команде Ларионова забросил кто-то из «старых» хоккеистов «Торпедо», но забрасывает новобранец Егор Соколов. Зато с подачи Вино (Егора Виноградова) – вот Вино есть, что сказать Ларионову.
СКА отыгрывается.
«Торпедо» снова забрасывает – это уже мастерство Влади Фирстова.
СКА снова отыгрывается.
Счет 2:2, до конца матча – всего ничего и хвостик корги. Это что, получается, команды доказывают друг другу, что они равны?
При Ларионове «Торпедо» в третьем периоде проседало и получало шайбы в свои ворота. При Исакове – может, наоборот?
2:2. Основное время матча закончилось. Переходим в овертайм.
Овертайм – это «вотчина Исакова». Когда он был тренером «Торпедо-Горький», все знали: вероятность того, что команда заберет очки в ОТ – максимальная.
Но то было лигой ниже, а как пойдет в КХЛ?
5 минут на овертайм. Одна из них проходит – ничего. Вторая проходит – ничего. Третья проходит – ничего. Четвертая – по нулям.
От пятой минуты остается 30 секунд. 25 секунд. 20 секунд…
«Торпедо» с шайбой. СКА держит оборону, не дает забросить. Сергей Гончарук крутит по льду «лисий след» - он с шайбой, все внимание СКА – на него, он уводит игроков от их ворот, уводит, уводит.
Сережа, да блин, да бей уже, 11 секунд осталось. 10 секунд. Девять!!
Резко, почти на грани распознавания глазом, Гончарук дает пас Виноградову.
И за девять секунд до окончания овертайма Вино забрасывает шайбу в ворота СКА!
3:2, победа «Торпедо»!
Все-таки случился театр хоккея в «Нагорном».
И даже при Ларионове. Но уже – с другой стороны.
(А валидол, конечно, надо доставлять по трубам к каждому посадочному месту на стадионе и по вайфаю – к каждой включенной трансляции на ноутбуке).
И все-таки… Это был день, когда «всем немного неловко». И хоккейная судьба разрулила его так, что никому из участников не стало неловко сильнее, чем было, а даже наоборот. За что судьбе – огромное спасибо.
Хотя, конечно, судьбу творят сами люди.
Так что спасибо – им.
Ну а мое спасибо – группе ХК Торпедо , потому что я опять утащила у них фоточки.