В российских школах идёт битва мигрантов за право диктовать свои правила. Сначала — единичные случаи, потом — целая серия похожих конфликтов. И вот уже ясно: мы имеем дело не со спонтанными проявлениями религиозности, а с хорошо спланированной кампанией. В которой цинично используют детей.
Дарина ЕРМОЛАЕВА
Инструкция по "хиджабизации"
Всё началось с ряда почти синхронных скандалов, вспыхнувших в начале учебного года в самых разных уголках России. Сценарий везде поразительно идентичен:
* девочка из семьи мигрантов является в школу в хиджабе;
* администрация, ссылаясь на устав и светский характер учреждения, делает замечание;
* а затем в дело вступает настоящий юридический десант.
Как выяснилось, эта синхронность — не случайность. Военкор Александр Коц обнародовал документы, циркулирующие в закрытых телеграм-каналах и сообществах, ориентированных на мигрантов. Это подробная методичка, настоящая пошаговая инструкция по "хиджабизации" российских школ.
В ней до мелочей расписан алгоритм действий: куда именно нужно жаловаться, какие инстанции проходить, на какие статьи Конституции и законы ссылаться. К руководству прилагается и готовый шаблон заявления.
Учитывая эти факты, скандалы уже не выглядят спонтанным проявлением религиозного рвения отдельных семей. Скорее это хорошо спланированная юридическая и медийная атака, координаторы которой явно находятся далеко за пределами школьных стен.
Не жалко ни чужих детей, ни своих?
Кстати, интересно, что методичка умышленно подменяет понятия: хиджаб, являющийся ярким религиозным атрибутом, лукаво называется "платком", чтобы вызвать ложные ассоциации с обычными головными уборами, которые никто и никогда не запрещал.
Самое неприятное в этой истории — использование детей в качестве разменной монеты в большой идеологической игре. В той самой методичке советуют активно взывать к чувствам ребёнка, к его "ущемлённым правам".
При этом сами организаторы кампании явно совсем не думают о психологическом комфорте девочек. А ведь именно их делают мишенями для конфликтов с учителями школ, с их одноклассниками, которые тоже вынуждены становиться свидетелями и участниками этого противостояния.
Истерика в Хабаровской школе
Ярчайший пример — история в Хабаровске, где директор лицея с 40‑летним стажем Ольга Кодина попросила ученицу третьего класса не носить хиджаб. Ответом был не диалог, а агрессия.
Отец девочки Мубариз Джафаров ворвался в кабинет к директору с криками и угрозами. Следом его супруга Матанат подключила тяжёлую артиллерию: жалобы в прокуратуру, обращение к уполномоченному по правам ребёнка и даже письмо… в приёмную президента.
Примечательно, что на контакт с журналистами семья выходить отказалась, сразу делегировав все полномочия адвокату Ахаду Ахадову. Это ли не доказательство хорошо отрепетированной схемы?
Юрист же выдал поистине скандальные заявления. Он сначала сказанул, что на девочке вовсе не хиджаб, а "просто платок", хотя во всех официальных заявлениях матери фигурирует именно религиозный термин. А затем перешёл к откровенному противопоставлению, заявив, что их дочь "одета прилично", в отличие от "отвратительных" и "распущенных" одноклассниц, и что ей было бы "противно" сидеть рядом с ребёнком в футболке с современными героями мультфильмов.
Я полагаю, что лучше приличная одежда будет, чем, например, со свинкой Пеппой (пример не случаен, свинок они не любят — прим. автора). Мы в правовом государстве, многонациональной стране живём, правильно? Есть баптисты, есть буддисты, есть женщины, которые в церкви ходят, где с треугольником — это их желание, скажем так. А в школе мы же сами прекрасно видим, что происходит в этих школах. Девочки отвратительны, в распущенном виде. Открыто всё вообще,
— заявил адвокат семьи.
Но адвокат почему-то не замечает, что баптисты, буддисты и прочие ходят в школу в светской одежде. Никто даже и не знает, какого они вероисповедания. Потому что, во-первых, это не чужого ума дело, а во-вторых, сами верующие не устраивают показуху. В отличие от его клиентов.
Ходят в школу в хиджабе и в сопровождении адвоката
Параллельно такая же история разворачивается в Калужской области. Две ученицы — в 7‑м и 9‑м классах — появляются в хиджабах. Родители других детей возмущаются. Администрация пытается урегулировать вопрос, но на встречу является адвокат. Диалог заходит в тупик. Девочки временно перестают посещать занятия — видимо, ожидая, когда школа сломается.
Вот она — истинная суть всей этой кампании! Речь идёт не о свободе вероисповедания, которую в России никто не отменял и которая прекрасно осуществляется в семье и в стенах религиозных учреждений.
Речь идёт о навязывании своего понимания "приличия", о демонстративном противопоставлении "нас" и "их". С самого юного возраста детям внушается мысль, что общие для всех правила — не для них, что их исключительность даёт им право бросать вызов устоям всего коллектива.
Пытаются создать судебный прецедент
И пока одни регионы, как ХМАО, занимают твёрдую позицию, запрещая любую религиозную атрибутику в школах, другие чиновники, вроде хабаровского омбудсмена Петра Перевезенцева, лишь развязывают руки провокаторам.
Коль у нас в Конституции написано, что Россия — многонациональное государство, то никаких не должно быть препятствий,
— поддержал матерящегося на учителя Мубариза Джафарова чиновник.
Школы оказываются на передовой этого конфликта абсолютно безоружными. Федерального закона, прямо регулирующего этот вопрос, нет, и директора вынуждены принимать непопулярные решения на свой страх и риск, под угрозой бесконечных проверок и судебных исков.
Что говорит закон: всё не однозначно
В России нет закона, запрещающего ученикам посещать учебные заведения в хиджабах и никабах. Есть рекомендации Минпросвещения РФ, касающиеся школьной формы. Однако каждая школа сама решает, вводить обязательную форму для учеников или нет. Если в хабаровской школе не было официального положения о конкретной школьной форме, где прописаны требования к одежде учеников, а также указаны запрещённые к ношению вещи, — закон будет на стороне родителей. Если дело дойдёт до суда, то, скорее всего, суд встанет на сторону семьи, ведь юридически у директора нет оснований требовать от школьницы носить или не носить хиджаб,
— рассказал журналистам ИА "Регнум" религиовед Роман Силантьев.
Получается, что мы наблюдаем хорошо спланированную операцию по проверке прочности наших устоев. Сначала — пробные шары в нескольких школах. Потом — давление через надзорные органы. Если сработает — требование узаконить ношение хиджабов повсеместно.
Может, пора быть жёстче?
Решение этой проблемы лежит на поверхности. Школам необходимо срочно принимать чёткие положения о школьной форме, исключающие любую религиозную атрибутику. Как показывает практика ХМАО, где заранее предупредили о недопустимости хиджабов, профилактика работает лучше, чем борьба с последствиями.
Школам надо срочно рассмотреть вопрос о введении регламентированной формы, иначе таких конфликтов будет множество. А когда суд примет решение в пользу семьи, возникнет прецедент, и учителей завалят исками, а на уроках будут сидеть ученицы, у которых видно только глаза. И, если, к примеру, девочку дома бьют, то учитель этого никогда под никабом и глухим хиджабом не увидит. И от физкультуры, как я понимаю, такую девочку тоже надо будет освободить. Не говоря уже о том, что её одеяние — демонстрация и религиозная пропаганда, которой других учеников будут подгружать с первого класса,
— прокомментировала ситуацию член Совета по правам человека при президенте РФ Марина Ахмедова.
Это всё за деньги
Похожей позиции придерживаются и большинство пользователей сети. Тема ношения религиозной атрибутики в стенах школ всегда вызывает большое количество откликов у комментаторов.
Это — первый шаг; второй — когда коренное женское население страны будут заставлять ходить в хиджабах, а далее — намаз, не правда ли, товарищ Перевезенцев?
— А вы, народ, не допускаете, что им деньги платят за разжигание конфликта на религиозной почве? Чем больше конфликтов, тем больше денег. Откуда у нищего населения окраин Ср. Азии есть средства на переезд в Россию? Ведь едут огромными семьями.
Россия — светское государство. Школа — место получения знаний, а не арена для религиозных баталий. И если кому-то не нравится харамная Пеппа на футболке соседа по парте, возможно, стоит задуматься о переводе ребёнка в специализированное религиозное учебное заведение. А ещё лучше учиться у себя на родине.