К 1502 году Чезаре Борджиа завоевал немало итальянских земель в области Романьи. Его армия была настолько сильной и представляла такую большую угрозу для остальных государств, что несколько военачальников задумали уничтожить герцога Валентино и организации заговор Маджоне. Вот как это происходило:
"Заговор был составлен 9 октября 1502 года в местечке Маджоне в регионе Умбрия около озера Тразимено, которое находится примерно в 25 километрах от крупного бывшего этрусского города Перуджа. Замок принадлежал кардиналу Джан Баттиста Орсини, там и собрались горе-заговорщики. Их целью было нейтрализовать Чезаре Борджиа и помешать расширению территории Папской области. Во главе комплота стоял Джованни Бентивольо, которого представлял его сын Эрмес. Остальные участники были: Джулио, Джан Джордано и Паоло Орсини, Франческо Орсини да Гравина, Гвидобальдо да Монтефельтро, Вителоццо Вителли, который затаил обиду на Борджа из-за Тосканы, Оливеротто да Фермо, Пандольфо Петруччи из Сиены, Джан Паоло Бальони из Перуджи, Оттавиано Фрегозо, дож Генуи, Гвидо Печчи и Антонио Джордано из Венафро.
На собрании в замке после долгих и бурных обсуждений среди собравшихся возникло больше разногласий, чем согласия. Впоследствии Чезаре Борджиа в разговоре с Макиавелли назвал их: «сборищем неудачников». Сначала многие из них примкнули к крикам Вителоццо Вителли и Эрмеса Бентивольо: «Мы должны убить Валентино!». Но как, где и когда? Этого никто не мог придумать. Легко сказать: «Быстро и надежно», но на деле все было гораздо сложнее. Были те, кто хотел покончить с Чезаре побыстрее, и если не убить, то хотя бы вытеснить его из Италии навсегда. Но были и те, кто медлил с окончательным решением.
Были даже те, кто начал предлагать восстановить хорошие отношения с Борджиа во избежание худшего – все знали его жестокий и мстительный характер. Джулио Орсини, брат кардинала Джан Баттиста Орсини, предлагал установить хорошие отношения с понтификом и через него повлиять на сына. Паоло Орсини пытался призвать к миру с Чезаре Борджиа Вителоццо Вителли и других членов заговора, но это вызвало только новые дебаты и ссоры. Самым яростным противником Валентино был Джан Паоло Бальони, немного меньше Вителоццо Вителли. Но лишь по той причине, что он был болен сифилисом и не очень хорошо себя из-за этого чувствовал. На самом деле Вителли люто ненавидел Чезаре и в мечтах уже видел его в могиле.
Наконец, было решено, что Эрмес Бентивольо поднимет бунт против Валентино в Имоле, а Орсини и Бальони атакуют крепости Урбино и Пезаро. Действовать надо было быстро, но военачальники медлили. На самом деле они боялись и самого Борджиа, и того, что ему окажет помощь французский король и их заговор провалится. Ещё проблема была в том, что было слишком много командиров, которые думали только о своей выгоде и не доверяли друг другу. А недоверие может уничтожить даже самые благие намерения. Тем временем информация о комплоте уже просочилась за пределы Маджоне.
Как только жители Урбино узнали о заговоре - они сразу подняли восстание и отбили крепость Сан Лео. После этого, один за другим, местное население восстановило власть и в других городках герцогства Урбинского, а потом они судили и повесили многих чиновников Валентино. Вслед за ними взбунтовались против власти Борджиа жители городов Пергола и Фоссомброне. Произошли 2 сражения между вождями заговорщиков и солдатами Чезаре: битва при Кальмацци и сражение при Фоссомброне. На их беду войсками Валентино командовал верный Борджиа дон Микелотто, который выиграл обе битвы и утопил эти города в крови.
В это время Оливеротто да Фермо захватил Камерино и оставил там управлять сына Джулио Варано молодого Джанмарию, который тогда спасся от тюрьмы и смерти потому что находился в Венеции. Оливеротто действовал радикально - он приказал казнить всех, кто находился на службе Валентино. Потом мятежники решили просить помощи у Венеции и Флоренции. К венецианцам обратился Гвидобальдо да Монтефельтро, который вновь встал во главе своего герцогства. Во Флоренцию отправился Вителоццо Вителли, но тут он просчитался. Флорентийцы не могли простить Виттелли захвата Ареццо, кроме того, они боялись Валентино и не хотели навлечь на себя гнев короля Людовика XII.
Когда синьория Флоренции узнала о заговоре, то, вместо того, чтобы перейти на сторону восставших, правительство отправило к герцогу Валентино своего посла Никколо Макиавелли. Он и предупредил Борджиа о комплоте. Пока Макиавелли был послом при Чезаре, он лично наблюдал за всем происходящим и много беседовал с герцогом. Поэтому, в отличие от других писателей, Никколо в своих произведениях отражал действительное положение дел и описывал реальные, а не выдуманные, или приукрашенные события. Пожалуй, его книги являются единственным источником о военной кампании и личности Валентино, которым можно доверять. По словам Макиавелли, Борджиа не очень-то волновался об исходе заговора. А когда посол осторожно выразил свои сомнения в его победе, герцог ответил: «Я сумею поджечь землю под ногами этих глупцов и они не отыщут той воды, которая потушит пожар».
Венеция в этом деле решила сохранить нейтралитет и посмотреть, как события будут развиваться дальше. Чезаре узнал о заговоре когда он находился в Имоле, и тут же начал набирать армию наемников, чтобы подавить восстание злоумышленников. Это оказалось легко – многие опытные воины охотно стекались в армию знаменитого и непобедимого полководца. Борджиа мог также рассчитывать на французских солдат и на денежную помощь папы, которые тут же получил. С помощью отряда Людовика XII и других воинов герцог Валентино подавил восстание и вернул себе Камерино и Урбино. Так заговор провалился, даже толком не начавшись.
Герцог Валентино был жестокий и беспощадный человек, он холодно и тщательно обдумывал план мести вместе со своим верным киллером доном Микелотто. Первым делом Чезаре предложил заговорщикам условия перемирия и пообещал никого не казнить. Он сделал вид, что «отказался» от Болоньи, заключил пакт о союзе и перемирии с Джованни Бентивольо и пообещал двинуть войска на завоевание Флоренции, что очень обрадовало Вителоццо Вителли. Правда, в окончательном договоре о войне с Флоренцией уже не упоминалось, что опять взбесило неугомонного Вителли. Затем Валентино соблазнил привилегиями, льготами и подарками Паоло Орсини, Джан Джордано Орсини и кардинала Джан Баттиста Орсини. Они, в свою очередь, убедили Вителоццо Вителли и Оливеротто да Фермо заключить мир с Чезаре Борджа. Не поддался их уговорам только Джан Паоло Бальони из Перуджи. Джованни Бентивольо с сыном Эрмесом тоже не очень-то доверяли словам Валентино о мире. И они оказались правы.
Все эти переговоры и пакты о перемирии нужны были Борджиа только для того, чтобы захватить Сенигаллию. Этот город принадлежал династии делла Ровере и его мощную цитадель защищал полк под командованием прославленного генуэзского полководца и адмирала Андреа Дориа. Тем не менее, благодаря сильной армии и временному союз с мятежниками герцог Валентинуа намеревался успешно захватить город и крепость. Сенигаллией тогда управлял 12-летний мальчик Франческо Мария делла Ровере, которому помогала, как могла, его мать Джованна да Монтефельтро, родная сестра Гвидобальдо да Монтефельтро.
Узнав о намерениях Чезаре Борджиа завладеть Сенигаллией, Андреа Дориа сбежал в Венецию и оставил на месте своего заместителя. Франческо Мария делла Ровере с матерью тоже покинули крепость и, по совету кардинала Джулиано делла Ровере, уехали в Венецию. Поэтому когда Чезаре отправил посланника Андреа Дориа с предложением: сдать фортификацию – тот уклонился от ответа. Он сказал, что сеньора Джованна да Монтефельтро приняла слабительное и не может оторваться от горшка, поэтому ответить она тоже не может. Дориа предложил посланнику вернуться на следующий день и воспользовался этим, чтобы сбежать самому и помочь покинуть форт Джованне с сыном.
Когда посланник Борджиа вернулся на следующий в крепость – вместо Андреа Дориа он нашел его заместителя. Тот заявил, что передаст ключи от замка только самому Валентино лично в руки. В конце концов так и произошло и особых проблем с завоеванием Сенигаллии у Чезаре Борджа не возникло. Два города: Фано и Анкона сами выразили желание добровольно перейти под власть Чезаре Борджиа. В ночь 31 декабря 1502 года войска герцога Валентино вместе с бывшими заговорщиками собрались в Сенигаллии. Борджиа, как ни странно, был в латах, которые он использовал крайне редко. Он решил устроить банкет в самом красивом дворце города, принадлежавшем семье делла Ровере. Чезаре пригласил на праздничный ужин всех своих полководцев под предлогом: обсудить план дальнейших военных действий.
Поведение Валентино успокоило заговорщиков, ничего не предвещало беды. Наоборот, герцог вел себя очень дружелюбно и радушно, и даже настаивал, чтобы они поужинали вместе с ним. Во время ужина Борджиа развлекал своих кондотьеров, сыпал шутками и остротами. Тогда они искренне поверили, что их военачальник забыл и простил им прошлые ошибки. Как же они снова ошибались - Чезаре никогда ничего не забывал и не прощал. У него на уме был свой план, а вернее он выполнял указания папы Александра VI. Заметив отсутствие Оливеротто, Валентино отправил за ним Микелотто, и тот убедил военачальника тоже явиться на банкет. Когда все полководцы расселись за столом – Чезаре под благовидным предлогом вышел из комнаты и покинул дворец, не сказав больше ни слова своим сотрапезникам.
Затем по его сигналу в столовую, где проходил ужин, вошёл отряд вооруженных воинов, которые разоружили и взяли в плен всех бывших злоумышленников. Расправа герцога была жестокой. Вителоццо и Оливеротто были отведены в укромное место и подвергнуты жестокому допросу с пытками, который провел сам Чезаре. Вителли заявил о своём желании помириться с папой, а Оливеротто сначала хотел заколоть себя кинжалом, но у него не хватило духа. Тогда он начал умолять о пощаде, но его вместе с Вителоццо посадили спиной к спине на большой табурет и Микелотто задушил несчастных красной веревкой по приказу Валентино. Потом их тела в одних рубашках протащили по улицам города до церкви Санта Мария.
Сам Валентино объясняет свою жестокость тем, что под предлогом помощи в захвате Сенигаллии его полководцы стянули свои войска к крепости и ждали удобного момента, чтобы разгромить армию герцога. Самое интересное, что факты этой версии не противоречат – войска заговорщиков, действительно, стояли у стен фортификации. А папа Александр VI в беседе с венецианским послом рассказал о новом заговоре Орсини, которые в ту ночь собирались сдать Чезену и убить Валентино. Для этого они наняли лучника, который должен был пронзить его стрелой. Это, по крайней мере, объясняет, почему Чезаре в тот день был в латах.
Орсини были арестованы и посажены в тюрьму. Кардинала Джан Баттиста Орсини привезли в Рим 1 января 153 года и по приказу папы заточили в замок Святого Ангела. Его обвинили в попытке отравления первосвященника. Узнав об этом, престарелая мать кардинала Орсини добилась аудиенции у Александра VI и пыталась вымолить у него своего сына в обмен на крупную и очень ценную жемчужину. Она прекрасно знала о жадности понтифика и о его страсти к драгоценностям. Особенная слабость у папы была к жемчужинам, которых у его дочери Лукреции, например, было уже более 3000. Александр VI благосклонно принял женщину и согласился на обмен, но было уже поздно. Кардинал Орсини выдержал не больше месяца в тюрьме - состояние его здоровья все время ухудшалось, и вскоре появились первые симптомы безумия. 22 февраля Джан Баттиста Орсини скончался.
Все кругом говорили, что папа отравил кардинала кантареллой, настолько были похожи симптомы. В доказательство своей невиновности Александр VI велел, чтобы во время церемонии отпевания кардинала Орсини он лежал в гробу с открытым лицом. Тем самым папа хотел показать, что никаких пятен, то есть следов отравления, на нём нет. Но это произвело противоположный эффект – начали говорить о том, что яд Борджа так совершенен, что не оставляет следы. В ответ на обвинения матери кардинала в мошенничестве понтифик ответил, что он сдержал слово и вернул ей сына. Правда, не упомянул о том, что вернул его уже мертвым. В одном из писем сыну Александр VI пишет о напитке, который уже готов, чтобы быть отправленным кардиналу Орсини «во славу Блаженных». Когда Джан Баттиста хоронили – на его лице все таки проступили чёрные пятна.
Паоло Орсини и Франческо Орсини, герцог Гравина, были заключены в крепость Кастель делла Пьеве и убиты 18 января 1503 года руками того же Микелотто. Одного из них он задушил, а другого утопил в реке. Помиловали только Орсино Орсини, мужа Джулии Фарнезе. Такая коварная бойня была вполне в духе герцога Валентино, после этого Никколо Макиавелли покинул войско Чезаре и вернулся во Флоренцию.
Стоит заметить, что многие современники восхищались и хвалили Чезаре за такой «великолепный обман». В условиях военного времени эта казнь вызывала больше согласие и одобрение, чем ненависть и отвращение. Сам Валентино утверждал, что заговорщики хотели убить не только его самого, но через него добраться и до понтифика с целью: свергнуть его с трона Святого Петра, а может быть и убить. Герцог, по мнению многих, проявил политический реализм, целью которого является захват и удержание власти.
Людовик XII, например, заявил, что Чезаре совершил акт возмездия, достойный самого Римского императора. А жители города Фермо были только счастливы, что он избавил их от тирана Оливеротто, которого они люто ненавидели. Они с восторгом приняли решение понтифика назначить новым сеньором города малолетнего Родриго Арагонского, сына Лукреции Борджиа и герцога Бишелье. Хотя малышу тогда ещё не исполнилось и 3-х лет, он казался местному населению лучшим правителем, чем прежний преступник Оливеротто.
Изабелла д'Эсте настолько восторгалась расправой Валентино с мятежниками, что лично выслала ему несколько дорогих масок, чтобы он мог прикрывать изуродованное сифилисом лицо. Чезаре подавлял любого своего противника, который стоял на пути к его цели - окончательное завоевание Романьи. Макиавелли посвятил резне в Сенигаллии небольшой трактат: «Описание способа, которым герцог Валентино убил Вителоццо Вителли, Оливеротто да Фермо, сеньора Паоло Орсини и герцога Гравину Орсини». Этот эпизод он упоминает вновь в главе VII своего произведения «Государь».
Зимой 1503 года Чезаре стал бесспорным властителем Романьи и собирался двигаться дальше, продолжая создавать свое монархическое государство".
Это отрывок из книги "Боржиа. Первая итальянская мафия ", автор Ирина Терпугова. Полную историю династии вы можете прочитать в этой книге, которая продается в книжных магазинах России и Ближнего зарубежья, а также на маркетплэйсах.
Печатную книгу можно купить тут
Электронную или аудио тут