Найти в Дзене

Адописные иконы, как часть народного эпоса и охота на них

Адописная икона — это разновидность иконы, на лицевой стороне которой нарисовано благочестивое изображение, а на оборотной стороне был скрыт рисунок дьявольского существа или сатанинских сцен. Сообщение о существовании таких икон впервые встречается в житии святого Василия Блаженного.

Однажды, проходя мимо Варварских ворот, Василий бросил камень в икону Богоматери, висевшую на стене, показав окружающим, что под изображением прячется лик нечистой силы. Этот инцидент зафиксирован в источниках как чудо, подтверждающее сверхъестественные способности святого.

"Схватили юродивого и бить стали. А он кричит: поскребите ее, поскребите! Обидчики стали разглядывать разбитую камнем икону. И под ликом Богородицы увидели вторую краску. Черным по красному изображены черти и дьявол", — повествует житие святого.

(Сергей Кириллов, "Василий Блаженный (Моление)". Третья часть трилогии "Святая Русь", 1994.)

Легенды и поверья об адописных иконах

Подобные случаи не единичны в истории русской иконописи. Существуют многочисленные легенды и народные поверья, связанные с адописными иконами. Говорили, что такие иконы могли использоваться для защиты от врагов или привлечения удачи, но также могли принести несчастья владельцу, если намерения его были недобрыми. Часто подобные иконы изготовлялись мастерами-колдунами, готовыми идти на сделку с нечистой силой ради достижения цели.

Появление и популяризация легенд об адописных иконах свидетельствует о том, что в народной среде присутствовали представления о двойственности мира, взаимодействии добра и зла. Эта особенность русской ментальности отражается и в литературе, и в фольклоре, и в декоративно-прикладном искусстве. Постепенно рассказы об адописных иконах вошли в народный эпос, пополнив коллекцию чудесных явлений и магических предметов, знакомых россиянам из сказок и преданий.

С. А. Кириллов. «Василий Блаженный (Моление)». Третья часть трилогии «Святая Русь». 1994. Фото из открытого доступа
С. А. Кириллов. «Василий Блаженный (Моление)». Третья часть трилогии «Святая Русь». 1994. Фото из открытого доступа

Адописные иконы - разновидность чёрной магии

Создание адописных икон на Руси связывают с формами чёрной магии. Этнографические исследования указывают, что процесс создания таких икон включал нанесение изображения дьявола на грунтовую доску, после высыхания покрытия наносили новый слой грунта и уже на нём изображали святого. Результатом такого приёма было обращение молящегося не к Богу, а к сатане, и молитва получала обратный эффект.

Есть вероятность, что такие образы распространялись сторонниками древней русской иконописи — старообрядцами, которые отрицательно относились к иконам, выполненным после XVII века. Как заметил писатель Николай Лесков, они стремились "оторвать народ от поклонения образам нового фряжского (западноевропейского) письма".

Чистой воды коммерция

Однако Лесков также выдвигал версию о коммерческом подтасовке. В своей повести "Запечатленный ангел" (1872) и в статье для журнала "Русский мир" он описал, как иконоторговцы используют технику поддельных адописных икон для повышения продаж. Один мастер делал иконы с чертями на нижнем слое, а затем продавал их. Вскоре другой продавец приезжал и разоблачал "дьявольский заговор": показывал скрытые изображения, убеждая покупателей приобрести правильные иконы.

Читаем у Лескова:

Сказать страшно, что они со мною сделали! Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит:
«Ты гляди, человече, этой иконе не покланяйся».
Я говорю:
«Почему?»
А он отвечает:
«Потому что она адописная», — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.
«Господи! — заплакал я, — да что же это такое?»
«А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи».
И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, не по чести, и, покинув им икону, ушел от них с полными слез глазами…

(Лесков «Запечатленный ангел»)

Н. А. Кошелев, "Офеня-коробейник", 1865 год.  Фото из открытого доступа
Н. А. Кошелев, "Офеня-коробейник", 1865 год. Фото из открытого доступа

Недобросовестные офени

Торговцев иконами называли офенями. Явление это возникло в районе Владимира в XVI веке. Расположенный на пересечении множества рек, Владимир был центром торговых маршрутов, притягивая купцов и крестьян, собиравшихся на ярмарках для продажи и покупки товаров.

Посещая ярмарки, крестьяне часто покупали предметы религиозного назначения, чтобы позаботиться о душе, что повышало спрос на иконы.

Однако оригинальные иконы, созданные в монастырях, были дороги и недоступны большинству. Эту потребность удовлетворяли жители соседних деревень, возможно, обучившиеся искусству иконописи у монахов Троицкого монастыря.

Быстро поняв, что торговля на ярмарках недостаточна, они начали самостоятельно передвигаться по селам, продавая иконы. Иногда именно офеней обвиняли в распространении адописных икон, которые якобы воздействовали на молящихся неблагоприятно.

Офени. Фото из открытого доступа
Офени. Фото из открытого доступа

Охота на адописные иконы

В середине 1860-х годов в ряде российских губерний произошли массовые беспорядки, связанные с поиском так называемых адописных икон. Вооружённые группы людей вторгались в жилища, обследовали иконы, и, если находили трещины или повреждения, образ незамедлительно уничтожали. Газета "Московские ведомости" сообщала о происшествиях в Херсонской губернии, где местное духовенство обязало проверить все фольговые иконы на "пригодность", поднимая картонные подложки. Сообщалось, что в селе Стецовке обнаружили пять изображений дьявола.

Эти события спровоцировали массовую охоту на подозрительные иконы. Любой слух о поврежденной иконе, на которой проступило изображение нечистой силы, мгновенно распространялся и приводил к немедленному уничтожению предмета. Владельцам грозили подозрения в участии в сатанинском культе.

Сообщения очевидцев из разных уголков страны утверждали, что некоторые иконы написаны сажей из ада или кровью дьявола. Эти рассказы способствовали росту страхов и недоверия к любым предметам религиозного культа, усиливая тревогу среди населения.

Репродукция иконы "Страшный суд". XVI век. Новгородская школа.
Репродукция иконы "Страшный суд". XVI век. Новгородская школа.

Некоторые исследователи предполагают, что крестьяне, не знакомые с тонкостями иконописи, могли ошибочно принять за "адописные" вполне обычные иконы, где изображались сцены ада, искушения святых или Страшного Суда.

На канонических православных иконах изображения дьяволов и чертей появляются в сценах, связанных с описанием преисподней, апокалиптическими событиями или чудесами. Недоразумения могли возникать из-за недостаточной осведомленности сельских жителей о символике и значении таких изображений, что и приводило к случаям уничтожения икон.