Найти в Дзене
Сноб

Блаженный русский Икар: каким был Циолковский

Константин Циолковский умер 18 сентября 90 лет назад. О том, как он влюблялся, страдал от глухоты и морил себя голодом, общался с ангелами и мечтал о превращении человечества в лучистую энергию, проектировал внеземные города и вдохновлял своих учениц прыгать с высоты с раскрытым зонтом, – в материале «Сноба». «Вы ведь, наверно, уже поняли: он же блаженный. Над ним вся округа смеялась. А он растяпа был, жалкий такой…» Вряд ли можно забыть этот монолог жены Сталкера в исполнении Алисы Фрейндлих, услышав его однажды. Такие же слова могла бы сказать о своем муже и Варвара Евграфовна Циолковская. Ниспровергатель научных авторитетов, изобретатель, футуролог, философ – все эти его ипостаси никто не оспаривает и не умаляет уже больше века (так было не всегда, право на это ему пришлось выстрадать). Но коллекцию русских архетипов Константин Эдуардович обогатил в первую очередь как великий юродивый. Он рос в благополучной интеллигентной семье, родители любили друг друга, баловали детей. Мать трин
Оглавление

Константин Циолковский умер 18 сентября 90 лет назад. О том, как он влюблялся, страдал от глухоты и морил себя голодом, общался с ангелами и мечтал о превращении человечества в лучистую энергию, проектировал внеземные города и вдохновлял своих учениц прыгать с высоты с раскрытым зонтом, – в материале «Сноба».

   Константин Циолковский
Константин Циолковский

Мечты под стеклянным куполом

«Вы ведь, наверно, уже поняли: он же блаженный. Над ним вся округа смеялась. А он растяпа был, жалкий такой…» Вряд ли можно забыть этот монолог жены Сталкера в исполнении Алисы Фрейндлих, услышав его однажды. Такие же слова могла бы сказать о своем муже и Варвара Евграфовна Циолковская.

Ниспровергатель научных авторитетов, изобретатель, футуролог, философ – все эти его ипостаси никто не оспаривает и не умаляет уже больше века (так было не всегда, право на это ему пришлось выстрадать). Но коллекцию русских архетипов Константин Эдуардович обогатил в первую очередь как великий юродивый.

Он рос в благополучной интеллигентной семье, родители любили друг друга, баловали детей. Мать тринадцать раз беременела и умерла в 38 лет – как полагал сам Циолковский, после неудачного аборта. Это была творческая женщина с необычайно легким темпераментом. Воспитывала будущего гения она креативно, совсем не в духе времени: платила за каждую выученную букву, когда тому было пять лет, и покупала игрушки – специально для того, чтобы он их ломал и изучал внутреннее устройство.

Мальчик мог часами мечтать об идеальном с его точки зрения мироздании: в какой-то момент им завладела греза о том, что все вокруг необходимо как-нибудь уменьшить. Деревья, здания и окружающие люди казались ребенку огромными, несоразмерными ему. Отчужденность от необъятной и непонятной реальности усугубляла детский эскапизм и подкрепляла фантазию. Это было его первое столкновение с Космосом – пусть даже и в миниатюре (позднее он догадается, что маленький человек призван вырастать из своей земной колыбели и без сантиментов прощаться с ней).

Потом Циолковского увлекла обыкновенная тележка на колесах. Его завораживало, что она может долго катиться, если ее толкнуть. Затем фантазер загорелся идеей о преодолении границ собственного тела – стал подражать животным, забираясь на деревья, высокие заборы и крыши построек и прыгая оттуда с надеждой однажды полететь, как птица (его и домашние прозвали – Птица). Ко всем своим идеям он пытался приобщить младшего брата, но тот отказывался выслушивать его фантазии, если Костя не давал ему денег.

А потом девятилетний Циолковский переболел скарлатиной и почти полностью оглох.

Глухота отрезала мальчика от мира. Он не мог учиться, потому что буквально не слышал учителей, панически боялся общества сверстников, полностью замкнулся в себе. Внешний мир дразнил подростка, но был бесконечно далек от него – ни о какой инклюзии в XIX веке никто не знал. Циолковский оказался словно под большим стеклянным куполом, через который жизнь пробиться была не способна. Оставалось одно: продолжать бегство в фантазии, постепенно обнаруживая Космос у себя внутри.

К 15-16 годам юноша, исключенный из гимназии за неуспеваемость, но преуспевший в самостоятельном изучении технических наук, собственноручно собрал токарный станок, на котором вытачивал ветряные мельницы (!) и небывалые музыкальные инструменты на колесах, с одной струной для скрипичного смычка, педалями и рядом клавиш. В том же возрасте он пытался сконструировать паровой автомобиль (!!) и бумажный аэростат с водородом, а для бытовых нужд мастерил различные насосы. Детское увлечение тележкой тоже не прошло даром: Циолковский на досуге научился делать самодвижущиеся коляски и механические игрушки. Особенно ему удавались стальные паровозики.

На отца все это производило потрясающее впечатление. Решено было отправить отпрыска из Вятки в Москву – заводить связи и заявлять о себе.

   Циолковский на велосипеде, 1934 год
Циолковский на велосипеде, 1934 год

Хлеб, вода и страстные письма

Карьеры не вышло. Отец первое время присылал ему по 10-15 рублей ежемесячно, полагая, что вскоре труды сына окупятся. Но Циолковский буквально никак не проявлял себя в научном сообществе, он вообще почти ни с кем в Москве не общался. Зато скупал книги, которых было не достать в родном захолустье, различные химические устройства, колбы, трубки, ртуть, цинк, серную кислоту. В остальном канонический русский юродивый жил как и подобается аскету: питался исключительно черным хлебом, откладывая на него неприкосновенную сумму – 90 копеек в месяц.

Циолковский даже не стригся, а одежда его вечно была перепачкана и прожжена кислотами. Мальчишки на улицах тыкали пальцем и освистывали: «Ваши брюки съели мыши?» Обросший, совершенно запустивший себя, но абсолютно счастливый, он накидывал на плечи несуразное длинное пальто брата и отправлялся гулять по огромному городу.

Блаженный любил гулять после спонтанных озарений или особенно удачных опытов. По дороге он пел – «и пел не песни, а, как птица, без слов. Слова бы дали понятие о моих мыслях, а я этого не хотел. Пел и утром, и ночью. Это было отдыхом для ума. <...> Ни для кого я этого не делал, и никто меня не слышал. Я это делаю сам для себя. Это была какая-то потребность. Неясные мысли и ощущения вызывали звуки», – признавался позже в автобиографии 70-летний старик.

Рассеянный, неряшливый, неизвестно чему улыбающийся, глаза горят, что-то мычит себе под нос, – как такому не стать жертвой уличных мошенников? Однажды двое молодчиков возле рынка силой затащили его в какую-то лавку с одеждой, забрали теплое «оверсайз» пальто и заставили покупать новое – плохонькое и тонкое. Циолковский купил.

И нужда дошла до того, что он решил продать все свои чулки, которые ему связала и прислала тетка. Блаженный бродил по зимней Москве в ботинках на босу ногу, промерзал насквозь, поднимал воротник и втягивал голову в плечи. Прохожие раздраженно обходили не замечающего дороги сомнамбулу, извозчики пролетали мимо: «По-о-остерегись!» Чем не Акакий Акакиевич?

Чаще всего Циолковский наведывался в Чертковскую библиотеку (сегодня – Историческую). Там он зачитывался Писаревым, в ком юноша видел свое второе «я», вдохновлялся Базаровым и заводил ситуативные знакомства со студентами, которые совсем не умел поддерживать. Дни тянулись в полном одиночестве. В Москве у него случилась лишь одна романтическая история – и та эпистолярная. Женщина, в квартире у которой Циолковский ютился, подрабатывала прачкой у одного миллионера. В его доме она рассказывала анекдоты из жизни с юношей не от мира сего, оборудовавшим в ее квартире «алхимическую лабораторию».

А у миллионера была дочь – мечтательная девица, тоскующая в чинной домашней атмосфере. Она решилась через прачку передать «алхимику» пылкое письмо. Чтобы оставалась тайна, решено было никогда не видеться вживую. Циолковский (разумеется, девственник) тут же влюбился – фантазия достроила соблазнительный образ прекрасной незнакомки из высшего общества. Переписку через какое-то время обнаружил папаша-миллионер, и все на этом заглохло.

«Я такой великий человек, которого еще не было, да и не будет», – сообщил девушке в одном из писем блаженный.

   Константин Циолковский с моделями дирижаблей, 1913 год
Константин Циолковский с моделями дирижаблей, 1913 год

Светящиеся гнилушки, лучистые энергии и облака-кресты

Опыты, физика, химия, математика, самодвижущиеся игрушки – это еще не Космос. Космос открылся Циолковскому после знакомства с философом Николаем Федоровым. Оно состоялось все в той же библиотеке. Федорову было 44 года, он работал библиотечным смотрителем, а Циолковскому – 16.

Философа, друга Льва Толстого, прославили его революционные теории о возрождении умерших предков. Эти идеи появились не на ровном месте: в ту пору (а это 1870-е) в России развивалась аутентичная религиозная философия, много кто размышлял о формах вечной жизни, обещанной Христом. Федоров полагал, что мертвые, которых Земля приняла и преобразовала в другие органические формы, ждут, что мы однажды «пересоберем» их снова в человеческий вид. А еще он первым задумался о том, где мы будем размещать всех воскресших во плоти. Земли ведь на такое количество людей не хватит. Вполне в духе времени Федоров начал мечтать об освоении космических пространств, а не о воде или недрах земли.

Циолковский подхватил эти соображения и развил несколько мистико-философских обоснований покорения космоса. Самым ярким его озарением стал вывод о необходимом перевоплощении каждого человека в форму бестелесной лучистой энергии, которая будет свободно перемещаться по галактике.

Впоследствии советские конструкторы во главе с Королевым эту часть наследия своего учителя игнорировали и замалчивали. Их интересовали конкретные государственные задачи и техническая сторона дела, но никак не переселение душ и прочая метафизика. Блаженный Циолковский и техническая интеллигенция в СССР занимались абсолютно разными вещами. Впрочем, и религиозностью Циолковский не отличался, хоть и любил Христа по-своему – считал эксцентричным персонажем истории, отрицая его божественную природу.

Московский период продлился всего три года. Отец перестал присылать деньги, и пришлось возвращаться в Вятку, зато уже с точным осознанием дела жизни.

В какой-то момент блаженный рассорился с родителем из-за потерянного стеклышка от отцовского микроскопа и, утратив возможность жить в качестве иждивенца, решил стать учителем. Для этого требовалось сдать экзамены, и он смог. Дали должность – в Боровске, где он провел 12 лет, после чего отправился заниматься тем же до самой своей смерти в Калугу.

В свободное от работы время Циолковский развлекал себя нетривиально – например, проверял, как долго он может продержаться без еды и воды. Держался по несколько суток. После таких экспериментов он временно терял зрение.

Были и другие опыты: «У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, пробивались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля... Между прочим, я предлагал желающим попробовать ложкой невидимого варенья. Соблазнившиеся получили электрический удар. Любовались и дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими ногами за нос или за пальцы. Волосы становились дыбом и выскакивали искры из всякой части тела. <...> Надувался водородом резиновый мешок и тщательно уравновешивался посредством бумажной лодочки с песком. Как живой, он бродил из комнаты в комнату, следуя воздушным течениям, поднимаясь и опускаясь».

Все эти эксперименты так сильно влияли на его учениц, что одна даже вздумала прыгнуть с раскрытым зонтом с коровника – думала, сработает как парашют. Девица Ларина, к счастью, осталась жива. Кстати, двоек он никогда не ставил и за поведение никого не ругал.

Еще один штрих для портрета, из автобиографии: «Однажды я поздно возвращался от знакомого. Это было накануне солнечного затмения, в 1887 году. На улице был колодезь. У него что-то блестело. Подхожу и вижу в первый раз ярко светящиеся гнилушки. Набрал их полный подол и пошел домой. Раздробил гнилушки на кусочки и разбросал по комнате. В темноте было впечатление звездного неба. Позвал кого можно, и все любовались. Утром должно быть солнечное затмение. Оно и было, но случился дождь. Ищу зонтик, чтобы выйти на улицу. Зонта нет, потом уже вспомнил, что зонт оставил у колодца. Так и пропал мой новенький, только что купленный зонтик. За это получил гнилушки и звездное небо».

В провинциальном старообрядческом Боровске он пережил мистические illuminations. Измучившись от непризнания в профессиональной среде и насмешек горожан (блаженный ходил в обносках, катался на велосипеде, публично философствовал, носил очки вверх ногами из-за чересчур длинных дужек), Циолковский напрямую обратился к ангелам: попросил небо дать ему знак – облако в форме человека или креста, – если его жизнь идет в верном направлении. Через месяц, когда он уже забыл об этом, блаженному было явлено облако в форме правильного креста, которое преобразовалось в человеческую фигуру. Циолковский звал жену взглянуть на чудо, но она отказалась. Ему потом всю жизнь снились эти знамения.

-4

Цельнометаллическая оболочка для воздушного сердца

Жену Циолковский не любил. Ему просто нужна была удобная, понимающая и хозяйственная женщина – и такая нашлась, когда он уже стал учителем. Только никакого семейного счастья это обоим не принесло. Они даже спали порознь до конца жизни. Варвара Евграфовна была у Циолковского единственной, хоть он и беспрестанно влюблялся во всех подряд – даже рассказывал ей об этом, и жена эти рассказы до какого-то момента терпела.

Вот он признается, что страдал без романтики и секса: «Половое чувство сердечной неудовлетворенностью – самой сильнейшей из всех страстей – заставляло мой ум и силы напрягаться и искать. Я не знал ни одной женщины кроме жены, но между нами не было главного – простой страстной человеческой любви».

Но тут же будто самого себя хочет убедить в собственной асексуальности: «…я был (из книг) очень напуган половыми болезнями, что очень способствовало моему целомудрию. Все же трудно было бы удержаться от соблазна, если бы не мое увлечение науками и планами великих достижений. Так, знакомый однажды повел меня в одно злачное место. Но было холодно, я прозяб в моем пальтишке на рыбьем меху и вернулся домой».

И еще один пример самовнушения: «…вздумал <...> заниматься с одной крестьянской девушкой. Заметил, что увлекаюсь – бросил. Какой-то инстинкт отталкивал меня от женщин, хотя я был очень слаб к ним. Может быть, это было результатом крайне страстного увлечения идеями, которое пересиливало животные стремления».

В 1914 году, спустя 30 с лишним лет брака, пожилой Циолковский в Калуге знакомится с молодой интеллектуалкой Валентиной Ивановой. У него был друг и помощник, аптекарь Павел Каннинг, возившей ему из Берлина материалы для сборки моделей дирижаблей, сопровождавший на конференциях в Петербурге и всячески продвигавший его идеи в прессе. А у Каннинга была жена Лидия. Валентина приходилась ей сестрой.

И снова: «По обыкновению, втюрился. Опять – как бы невинный роман. Но так ли все эти романы невинны, как кажется с первого взгляда? Мне, например, с ней не пришлось даже поцеловаться. А объясняться с ней я, конечно, и не смел, и не желал…» Тем не менее, что-то заставляет думать, что в этот раз влюбленность не осталась нераскрытой и неутоленной: Иванова сблизилась с Циолковским и стала кем-то вроде его секретаря. Она вела его переписку с зарубежными коллегами (человек, общающийся с ангелами и галактиками, не знал иностранных). Но и сам Ромео оставляет зазор для догадок – в другой автобиографии он об этом периоде высказывается очень уж загадочно и немногословно: «1914 год. Война. Нужда и ее ужасы. Начало любви. Урок любви».

Одна из главных разработок Циолковского 1890-х, так и оставшаяся нереализованной, – цельнометаллический дирижабль, поднимаемый в воздух сжатым горячим паром. Уже в конце ХIХ века небо могли бы заполнить огромные металлические конструкции, парящие с легкостью воздушных шариков, если бы расчетам ученого-радикала хоть кто-то поверил. Почему металл? Он позволяет дирижаблю сохранять форму и обеспечивает его неуязвимость перед ветром и холодными температурами – соответственно, подниматься на нем можно гораздо выше. А еще на таком аппарате стало бы возможным перемещать крупные грузы, и это изменило бы мировую экономику.

Увы, к 1930-м, когда верность его расчетов подтвердилась, дирижабли уже становились убыточной и устаревшей транспортной моделью.

Гигантский металлический пузырь, железный панцирь со спрессованным паром, неуязвимый перед любой непогодой, готовый взлететь выше облаков, но так никогда и не взлетевший, – хорошая метафора для космического, не знавшего покоя сердца Циолковского. Сердце работало бешено, страстей было много. А плодов – никаких. Вся личная жизнь Циолковского прошла под прессом внешних ограничений и самоконтроля, свободы и счастья в ней не было. Благо, все компенсировалось в науке.

   Циолковский в своём рабочем кабинете
Циолковский в своём рабочем кабинете

Межпланетные города для русских сверхлюдей

Циолковский был первым, кто доказал возможность полета за пределы атмосферы. Оспаривал теории Лобачевского, Эйнштейна и Лапласа. Отвергал второе начало термодинамики и даже отрицал необходимость в каких-либо азбуках и правилах орфографии. Полагал, что на Марсе есть жизнь, и придумал способ подавать туда сигналы с помощью деревянных щитов на огромных разрыхленных полях. Пожалуй, самая безумная его техническая идея – система иноземных городов на орбитальных станциях, которые он предлагал строить прямо в космосе, из материалов, добываемых на других планетах. Еду космонавты-колонизаторы, по его задумке, должны были бы выращивать себе сами в специальных теплицах. А еще на таких станциях в силу их особого вращения образовалась бы гравитация.

Когда в 1919-м по недоразумению (подозрение в шпионаже) калужские чекисты арестовали его и доставили в Москву, Циолковский принялся уверять следователей, что вскоре люди полетят на Луну и колонизируют Марс, и что именно над этим-то он и работает всю жизнь. После таких заявлений его выпустили – несложно представить, что о нем подумали сотрудники чрезвычайки. Впрочем, блаженный старик со своими заявлениями вполне вписывался в логику безумного времени. Может, они — заявления эти — уже и не сильно кого-либо удивляли.

Но гораздо интереснее Циолковский раскрывался как человек, когда переходил на территорию философии. Он считал, что атомы наделены некоторой субъектностью, способностью ощущать: «Атом есть особь (индивид, примитивное Я)». Складываясь в мозг органических существ, они чувствуют себя по-разному – в зависимости от развитости «носителя», а в неорганическом мире не ощущают ничего. При этом «сущность жизни Вселенной зависит от жизни и самочувствия атомов».

Именно из этих представлений и растут корни его вполне фашистской, по сегодняшним меркам абсолютно бесчеловечной этики. Циолковский был сторонником антропологической селекции. «Надо всем стремиться к тому, чтобы не было несовершенных существ, например, насильников, калек, больных, слабоумных, несознательных и т.п.», – писал он. При том что сам он был глухим подслеповатым калекой, а в глазах почти всего социума большую часть жизни – чуть ли не слабоумным. На этом месте сами собой напрашиваются ассоциации с Ницше.

Кстати, подобно тому, как мятежный немец предвещал явление сверхчеловека, но сам быть им никак не мог (вспомним и туринскую лошадь, и печальную историю с сапогом в лечебнице для душевнобольных), в 1935-м дряхлый Циолковский с точностью провидца описал грядущего Гагарина, простодушного титана с белоснежной доброй улыбкой, который исполнит его мечту: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... Он русский... По профессии, вероятнее всего, летчик... У него отвага умная, лишенная дешевого безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола». В том же году Циолковский закрыл свои космические глаза навсегда. Русский гражданин Вселенной не умер – он превратился в лучистую энергию.