16.07.2025 Третий день похода:
Радиальный выход: Лагерь 2 - водпад Рисйокский (Красивый) - перевал Южный Рисчорр (н/к 890 м) - восхождение на плато Кукисвумчорр - озеро Академическое
Всё началось согласно расписанию - подъем, завтрак, короткие сборы, и мы отправились на наш следующий радиальный выход.
День обещал быть насыщенным и километражом, и видами, и в окончании своем - приятным бонусом! Вечером, после возвращения, нас ожидала баня на берегу горной реки!
Пройдя несколько километров, мы достигли первой промежуточной, но просто потрясающей по своей красоте локации - водопад Рисйокский, локальное название - Красивый, которое он полностью оправдывает.
Среди леса со скалы с шумом падает бурлящий поток реки! Русло усеяно камнями и крупными валунами, водяной поток гремит на всю округу, разбиваясь о них в пену и мчится к краю скалы, обрушиваясь вниз и переливаясь радужными брызгами в лучах утреннего солнца.
Я забрался на самую вершину водопада и с большого валуна сфотографировал долину внизу на фоне горного хребта, на котором теперь уже я безошибочно различал Северный Чорргор.
Но долго лазить по окрестностям водопада для нас было непозволительной роскошью, и мы минут через десять продолжили путь.
Выйдя из леса, пошли по тропе среди холмов вдоль реки Рисйок.
Когда группа оказалась между пиком Марченко и горой Каскасньюнчорр, зелёная растительность сначала уступила место лишайникам, покрывающим каменистую почву, а потом нашими спутниками вновь стали серо-коричневые острые камни. Начался подъем на перевал.
Тропа на сыпухе была хорошо различима, крутизна склона заметно меньше относительно вчерашнего, поэтому, в целом, подъем не представлял из себя что-то очень сложное.
Ближе к седлу возник довольно ощутимый ветер, пришлось утепляться. Ну и на самом перевале он бушевал, не утихая ни на минуту.
Кроме ветра Южный Рисчорр встретил нас красивыми видами и, к сожалению, мемориальной стеллой. Очередное напоминание о непростом характере Хибинских гор.
Признаюсь, я несколько не понял всех нюансов задуманной на день программы, и думал, что перевал является конечной целью нашего выхода, поэтому был удивлен, когда после короткого отдыха Иван повел нас на потивоположый Каскасньюнчорру склон!
Началось наше восхождение на плато Кукисвумчорр.
Мы пошли в верх по довольно крутой и скользкой стене, покрытой мелкой сыпухой вперемешку с крупными вполне себе живыми камнями. Новый всплеск адреналина!
Преодолев половину подъёма, я остановился передохнуть и огляделся по сторонам: какой же восторг! Я с высоты смотрел на каменистую долину, что находилась слева от склона, испещренную нерастаявшими снежниками, а в центре её находилось иссиня-синее озеро, и если бы не оно, то можно было бы подумать, что я наблюдаю лунный пейзаж. Далее к горизонту тянулась зелёная полоса лесов, упирающаяся в воды покрытого дымкой Умбозера, за которым просматривались горы, называющиеся Ловозерские тундры.
Внезапно в кармане очередью уведомлений разразился телефон, поймавший сигнал, получилось списаться с домом.
Преодолев подъем, я взошел на плато, которое представляло из себя большую каменную плиту, покрытую ягелем, на котором было очень мягко сидеть и отдыхать после подъёма, за что в нашей группе он получил наименование - мягель.
На значительном расстоянии от нашей группы взад-вперед прохаживался большой черный ворон, ворчливо каркая и всем своим видом давая понять, что хозяйствует тут его братия, но, в целом, он был не очень сердит на нас, забравшихся в его владения, и шумел немного, больше для проформы.
Далее мы направились в сторону озера Академическое, и при написании этого рассказа, вновь глядя на топографическую карту, я вижу, что наш трек прошел правее перевала Академический (1А 1040м), но честно скажу - я его не заметил и не делал фото.
Так или иначе, через пару километров мы были на верху огромного каменного цирка, почти полностью опоясывающего озеро Академическое.
Само озеро внизу соперничало с небом своей синевой, а со скал к нему сползали лазурящиеся на солнце снежники.
Здесь мы провели около часа, пофотографировавшись и пообедав.
Настало время возвращаться. Был успешно преодолен спуск с плато к Южному Рисчорру.
К тому моменту, когда мы вновь оказались на седле перевала, нам навстречу стали идти другие туристические группы, и я порадовался, что мы успели пройтись по этим прекрасным местам, насладившись их аскетичной атмосферой.
Но приветствовал я встречные группы абсолютно искренне, это и знак уважения к таким же как ты, и одновременно с этим - некоторая несущая определенный функционал традиция.
Дело в том, что обращением: "Здравствуйте!" - на тропе, ты обращаешь на себя внимание и встречаешься со встречным путником взглядами, тем самым есть вероятность, что вы друг друга немного запомните. А в местах, где с каждым из вас может случиться что-то не очень приятное, это может иметь решающее значение, при общении со спасателями например: где, в какое время примерно виделись, могут запомниться яркие элементы одежды, можно увидеть на сколько уставший идёт человек, и даже самому, оценив его состояние, подсказать, что возможно не стоит идти дальше, и так далее. Поэтому в горах, здороваясь, ты всматриваешься в человека, и ловишь такой же цепкий взгляд, и вы искренне желаете друг другу хорошего пути.
В лагерь мы вернулись в четвертом часу дня, успели выпить чай с лёгким перекусом, а дальше два часа прекрасной бани с возможностью окунуться в холодную горную реку... Как это передать словами - не знаю, такое надо только испытать самому!
Продолжение следует