Найти в Дзене

"Хорошую религию придумали индусы: Что мы, отдав концы, не умираем насовсем". О чем пел Высоцкий?

Несмотря на то, что современникам мало известно об официальной принадлежности Владимира Высоцкого к какой-либо вере, творчество его безусловно отражает основные принципы всех мировых религий: добро, любовь и сострадание. Побудить людей задуматься над высшим смыслом человеческой жизни и смерти — именно это удалость сделать поэту в "Песенке о переселении душ", обыграв философский подтекст шуточной формой. Владимир Высоцкий занимает одно из центральных мест в истории русской культуры XX века. Не удивительно, ведь он был одним из самых ярких артистов СССР. Его песни слушали миллионы людей, а в театр, где он играл, было сложно достать билеты. Уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни — все это принадлежало «перу» одного автора. Известный всей стране бард, актер, лауреат премии СССР за роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» осветил своим талантом целое поколение. Кроме того, Высоцкий был настоящем поэтом. Его творчество было пронизано экзисте
Оглавление

Несмотря на то, что современникам мало известно об официальной принадлежности Владимира Высоцкого к какой-либо вере, творчество его безусловно отражает основные принципы всех мировых религий: добро, любовь и сострадание. Побудить людей задуматься над высшим смыслом человеческой жизни и смерти — именно это удалость сделать поэту в "Песенке о переселении душ", обыграв философский подтекст шуточной формой.

Что за личность Владимир Высоцкий?

Владимир Высоцкий занимает одно из центральных мест в истории русской культуры XX века. Не удивительно, ведь он был одним из самых ярких артистов СССР. Его песни слушали миллионы людей, а в театр, где он играл, было сложно достать билеты. Уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни — все это принадлежало «перу» одного автора.

Известный всей стране бард, актер, лауреат премии СССР за роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» осветил своим талантом целое поколение. Кроме того, Высоцкий был настоящем поэтом. Его творчество было пронизано экзистенциальными мотивами. Ему удавалось облечь собственную нравственную позицию в многообразные юмористические и иронические формы.

Гамлет
Гамлет

Театральная биография Высоцкого так же разнообразна. В Театре на Таганке он играл Галилея (спектакль «Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета(«Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979).

Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всём… Позже Владимир Семенович попробует себя в кинематографе, так, например, он сыграет капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979, Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979 и многих других.

Бог в образах Высоцкого

В образах Высоцкого Бог многогранен. Однако не стоит забывать, что великий советский поэт рос в атмосфере строгого государственного атеизма, в которой люди, интересующиеся религией были гонимы обществом.

Так, в одной из статей Владимира Семеновича даже называют «человеком, у которого украли Бога».

«Ему никто не сказал, что Бог есть Любовь. Он знал о Боге, но знал лишь то, что мог почерпнуть из «официальных источников» – что это меч, карающий грешников, страх и «скрежет зубовный». Это безумный страх смерти и встречи с Богом. Автор начинает понимать, что не Бог Своей властью лишает человека райского блаженства в загробном пути, но сама отягощенная грехом душа оказывается не в силах приобщиться к этому блаженству.» отметят в этой же статье. (Источник)

-3

Его отношения с Богом были уникальными. Возможно, они были наполнены сомнениями, душевными мытарствами и поисками Истины. И все же они были. Его духовный поиск не был обрамлен религиозными канонами. Тем не менее, он продолжался всю жизнь.

Мне меньше полувека — сорок с лишним, —

Я жив, тобой и Господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним.

(Из стихотворения "И снизу лёд, и сверху")

На сцену выходит цензура

Нетрудно догадаться, что такие песни философского порядка должны столкнуться с советской цензурой. Официального признания в СССР его музыкальное творчество не получило. Кроме того, в 1968 году в печати прошла кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с текстами автора. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель — Роберт Рождественский).

Выдержка из статьи о Высоцком
Выдержка из статьи о Высоцком

И все же, цензорский контроль стихов и песен Высоцкого продолжал действовать вплоть до перестройки. И только в 1986 году его творчество легализовали, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. (Источник)

Закон Кармы или О чем "Песенка о переселении душ"?

-5

Так о чем же эта замечательная композиция, строки которой мы видим в названии этой статьи? И такая ли она шуточная, как кажется на первый взгляд?

Для начала вспомним текст культовой песни:

Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса,
Кто ни во что не верит — даже в чёрта назло всем…
Хорошую религию придумали индусы —
Что
мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Стремилась ввысь душа твоя —
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья —
Останешься свиньёю.

Пусть косо смотрят на тебя — привыкни к укоризне,
Досадно — что ж, родишься вновь на колкости горазд,
И если видел смерть врага ещё при этой жизни —
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.

Живи себе нормальненько —
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.

Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь — прорабом,
А после из прораба до министра дорастёшь,
Но если туп, как дерево, — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.

Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком…
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!

Да кто есть кто, да кто был кем? — мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом!
Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,
А этот милый человек был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы —
Удобную религию
Придумали индусы!

Позже автор рассказывал о том, как была написана песня, объясняя и ее смысл:

"Ну, вы знаете, что после смерти мы с вами не умираем сразу, а душа наша переселяется в животных, в растения, в предметы. Это, конечно, в Индии. Вот. Но Достоевский писал, что у нас тоже – мы еще полгода живем, там, и беседуем. Называется рассказ, для интересующихся, называется «Бобок». Рассказ такой, странный рассказ раннего Достоевского.
…душа, она переселяется в животных, в растения, в предметы. В общем, кто куда угадает, тот туда переселяется. Ну, и в связи с этим вот написана такая шуточная песня, которая так и называется «Песенка о переселении душ»." (Источник)

Кстати, изначально у песни было несколько названий, включая такие варианты: «Переселение душ», «Песенка о буддизме» и «Про индуизм».

Вот так просто, в присущей ему шутливо-ироничной форме, сам Владимир Высоцкий расскажет о фундаментальном законе причинно-следственной связи, который называют кармой:

"Вообще, все религии нам дают надежду на светлое будущее. Или на темное царство, кто того достоин. Или рай, или ад обещая, — а индусы даже более изощренны, они говорят, что душа наша переселяется в животных, в предметы, в растения, в насекомых, в камни… В общем, кто куда сможет — тот туда переселяется, без ордера, так просто. Все зависит от того, как ты себя вел в этой жизни." (Владимир Высоцкий, МФТИ, Долгопрудный, 1980)
Иллюстраця пересления души
Иллюстраця пересления души

"Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,/А этот милый человек был раньше добрым псом." — об этом неотъемлемом законе природы поет Высоцкий. Согласно закону кармы прошлое определяет то, кем мы являемся в настоящем, а настоящее формирует наше будущее. Так, поэт-философ приходит к закономерному выводу:

Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком…
Не лучше ли при жизни быть

Приличным человеком?!

-7