Несмотря на то, что современникам мало известно об официальной принадлежности Владимира Высоцкого к какой-либо вере, творчество его безусловно отражает основные принципы всех мировых религий: добро, любовь и сострадание. Побудить людей задуматься над высшим смыслом человеческой жизни и смерти — именно это удалость сделать поэту в "Песенке о переселении душ", обыграв философский подтекст шуточной формой.
Что за личность — Владимир Высоцкий?
Владимир Высоцкий занимает одно из центральных мест в истории русской культуры XX века. Не удивительно, ведь он был одним из самых ярких артистов СССР. Его песни слушали миллионы людей, а в театр, где он играл, было сложно достать билеты. Уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, сказочные, «спортивные» песни — все это принадлежало «перу» одного автора.
Известный всей стране бард, актер, лауреат премии СССР за роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» осветил своим талантом целое поколение. Кроме того, Высоцкий был настоящем поэтом. Его творчество было пронизано экзистенциальными мотивами. Ему удавалось облечь собственную нравственную позицию в многообразные юмористические и иронические формы.
Театральная биография Высоцкого так же разнообразна. В Театре на Таганке он играл Галилея (спектакль «Жизнь Галилея», 1966), Хлопушу («Пугачёв», 1967), Гамлета(«Гамлет», 1971), Лопахина («Вишнёвый сад», 1975), Свидригайлова («Преступление и наказание», 1979).
Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всём… Позже Владимир Семенович попробует себя в кинематографе, так, например, он сыграет капитана Жеглова («Место встречи изменить нельзя», 1979, Дон Гуана («Маленькие трагедии», 1979 и многих других.
Бог в образах Высоцкого
В образах Высоцкого Бог многогранен. Однако не стоит забывать, что великий советский поэт рос в атмосфере строгого государственного атеизма, в которой люди, интересующиеся религией были гонимы обществом.
Так, в одной из статей Владимира Семеновича даже называют «человеком, у которого украли Бога».
«Ему никто не сказал, что Бог есть Любовь. Он знал о Боге, но знал лишь то, что мог почерпнуть из «официальных источников» – что это меч, карающий грешников, страх и «скрежет зубовный». Это безумный страх смерти и встречи с Богом. Автор начинает понимать, что не Бог Своей властью лишает человека райского блаженства в загробном пути, но сама отягощенная грехом душа оказывается не в силах приобщиться к этому блаженству.» – отметят в этой же статье. (Источник)
Его отношения с Богом были уникальными. Возможно, они были наполнены сомнениями, душевными мытарствами и поисками Истины. И все же они были. Его духовный поиск не был обрамлен религиозными канонами. Тем не менее, он продолжался всю жизнь.
Мне меньше полувека — сорок с лишним, —
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.
(Из стихотворения "И снизу лёд, и сверху")
На сцену выходит цензура
Нетрудно догадаться, что такие песни философского порядка должны столкнуться с советской цензурой. Официального признания в СССР его музыкальное творчество не получило. Кроме того, в 1968 году в печати прошла кампания по дискредитации его музыкально-поэтического творчества. Вплоть до 1981 года ни одно советское издательство не выпустило книгу с текстами автора. Цензурные ограничения частично были сняты только после смерти Высоцкого, когда вышел в свет сборник его поэтических произведений «Нерв» (составитель — Роберт Рождественский).
И все же, цензорский контроль стихов и песен Высоцкого продолжал действовать вплоть до перестройки. И только в 1986 году его творчество легализовали, когда при Союзе писателей СССР была создана комиссия по литературному наследию Высоцкого. (Источник)
Закон Кармы или О чем "Песенка о переселении душ"?
Так о чем же эта замечательная композиция, строки которой мы видим в названии этой статьи? И такая ли она шуточная, как кажется на первый взгляд?
Для начала вспомним текст культовой песни:
Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса,
Кто ни во что не верит — даже в чёрта назло всем…
Хорошую религию придумали индусы —
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
Стремилась ввысь душа твоя —
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья —
Останешься свиньёю.
Пусть косо смотрят на тебя — привыкни к укоризне,
Досадно — что ж, родишься вновь на колкости горазд,
И если видел смерть врага ещё при этой жизни —
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.
Живи себе нормальненько —
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.
Пускай живёшь ты дворником, родишься вновь — прорабом,
А после из прораба до министра дорастёшь,
Но если туп, как дерево, — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь.
Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком…
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!
Да кто есть кто, да кто был кем? — мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом!
Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,
А этот милый человек был раньше добрым псом.
Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы —
Удобную религию
Придумали индусы!
Позже автор рассказывал о том, как была написана песня, объясняя и ее смысл:
"Ну, вы знаете, что после смерти мы с вами не умираем сразу, а душа наша переселяется в животных, в растения, в предметы. Это, конечно, в Индии. Вот. Но Достоевский писал, что у нас тоже – мы еще полгода живем, там, и беседуем. Называется рассказ, для интересующихся, называется «Бобок». Рассказ такой, странный рассказ раннего Достоевского.
…душа, она переселяется в животных, в растения, в предметы. В общем, кто куда угадает, тот туда переселяется. Ну, и в связи с этим вот написана такая шуточная песня, которая так и называется «Песенка о переселении душ»." (Источник)
Кстати, изначально у песни было несколько названий, включая такие варианты: «Переселение душ», «Песенка о буддизме» и «Про индуизм».
Вот так просто, в присущей ему шутливо-ироничной форме, сам Владимир Высоцкий расскажет о фундаментальном законе причинно-следственной связи, который называют кармой:
"Вообще, все религии нам дают надежду на светлое будущее. Или на темное царство, кто того достоин. Или рай, или ад обещая, — а индусы даже более изощренны, они говорят, что душа наша переселяется в животных, в предметы, в растения, в насекомых, в камни… В общем, кто куда сможет — тот туда переселяется, без ордера, так просто. Все зависит от того, как ты себя вел в этой жизни." (Владимир Высоцкий, МФТИ, Долгопрудный, 1980)
"Быть может, тот облезлый кот был раньше негодяем,/А этот милый человек был раньше добрым псом." — об этом неотъемлемом законе природы поет Высоцкий. Согласно закону кармы прошлое определяет то, кем мы являемся в настоящем, а настоящее формирует наше будущее. Так, поэт-философ приходит к закономерному выводу:
Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком…
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?!