Найти в Дзене

Живой щит монгольских армий: как монголы использовали хашар?

Представьте, что ваш город в осаде. Вы — лучник в полной боевой готовности, стоящий на стене. А впереди, к стенам вашего города ведут толпу соотечественников, которых заставляют засыпать вырытый для защиты города ров, а другая часть подтягивает к воротам таран. Какое решение предпримете вы при таком раскладе? Но к этому вернёмся потом. Для начала расскажу о том, что же вообще такое хашар. Хашар как традиция Традиционно хашар является практикой коллективной и безвозмездной работы общины на благо общества. Распространена эта традиция по сей день в некоторых странах Центральной Азии. Целью хашара ставится выполнение важной для всей общины работы, которую одному человеку или семье не под силу сделать. Все жители собираются и сообща работают. Но то, как практиковали это монголы в период существования Золотой Орды, носило, мягко говоря, несколько иной характер. И никаких угощений и праздников там по итогам работ не было. Нет, угощения участников хашара, в каком-то смысле, были... Как

Представьте, что ваш город в осаде.

Вы — лучник в полной боевой готовности, стоящий на стене. А впереди, к стенам вашего города ведут толпу соотечественников, которых заставляют засыпать вырытый для защиты города ров, а другая часть подтягивает к воротам таран.

Какое решение предпримете вы при таком раскладе?

Но к этому вернёмся потом. Для начала расскажу о том, что же вообще такое хашар.

Хашар как традиция

Традиционно хашар является практикой коллективной и безвозмездной работы общины на благо общества.

Распространена эта традиция по сей день в некоторых странах Центральной Азии.

Целью хашара ставится выполнение важной для всей общины работы, которую одному человеку или семье не под силу сделать. Все жители собираются и сообща работают.

  • Часто такая работа завершается общим угощением или праздником.

Но то, как практиковали это монголы в период существования Золотой Орды, носило, мягко говоря, несколько иной характер.

И никаких угощений и праздников там по итогам работ не было.

Нет, угощения участников хашара, в каком-то смысле, были... Как правило, летящими стрелами со стен осажденных укреплений.

Как использовали хашар монголы?

В период завоеваний монголы использовали хашар как эффективное и жестокое оружие против покорённых народов.

Бесчеловечность его использования заключалась в том, что они извратили саму суть этой общинной традиции, превратив ее в инструмент массового убийства и психологического воздействия на врагов.

  • Монголы рассматривали пленных не как людей, а как живые орудия или строительный материал. Их жизнь не имела никакой ценности.

Целью было израсходовать как можно больше "хашара"

Чтобы сохранить жизнь хотя бы одного монгольского воина. Людей посылали на верную смерть под стрелы их же соотечественников, чтобы просто измотать защитников крепости.

Психологическое воздействие

Самым ужасным психологическим аспектом было принуждение к братоубийству: монголы заставляли жителей одной области штурмовать город своих же соседей, родственников или единоверцев.

Человек оказывался перед чудовищным выбором: быть убитым монголами, стоящими позади, за отказ, или быть убитым своими – стоящими спереди, пытаясь на них напасть.

Это ломало волю к сопротивлению не только осажденных, но и самих пригнанных.

Хашар был не единичной жестокостью, а отлаженной системой

Монголы проводили тотальные мобилизации, сгоняя тысячи человек. Их гибель в ходе осады воспринималась как нормальный и даже желательный исход, так как это уменьшало количество потенциальных бунтовщиков на завоеванной территории.

Так выглядит хашар в наши дни
Так выглядит хашар в наши дни

Полное отрицание ценности человеческой жизни

В традиционном хашаре работа велась на благо общины, и каждый участник был ей ценен. У монголов же ценность жизни пленного была равна ценности барана. Если не была ниже.

Участь выживших плеников

После успешного штурма выживших в "хашаре" часто ждала та же участь — их могли казнить, чтобы не кормить, или угнать в рабство. Надо подметить, что массовая казнь была нередким случаем.

Монголы хорошо использовали человеческие ресурсы против них же самих, превращая саму идею коллективизма и традиции взаимопомощи в форму жестокой эксплуатации и тактику ведения войны, основанную на использовании человеческих ресурсов завоёванных территорий.