Найти в Дзене
Вечерка56

«Лабиринт цифр, из которого выбраться трудно»

Из архива сайта "Вечерка56" Предлагаю читателям познакомиться с публикациями «Оренбургской газеты» о   смете г.Оренбурга на 1910 год, как отражении городских проблем того времени. Представители оренбургской прессы 115 лет назад неоднократно привлекали внимание общественности к деятельности бюджетно-финансовой комиссии губернского центра, «долго возившейся со сметой»: «Комиссия работала с 3 ноября 1909 года по 19 января 1910 года. Всего было 23 заседания, в общем довольно продолжительных. Не смотря на свои, более чем продолжительные занятия, комиссия признаёт, что очень многие статьи рассмотрены ею не с достаточной полнотой и вниманием…» Затем была обнародована «смета доходов и расходов г.Оренбурга на 1910 год, исчисленная в 787.557руб.50коп. Главные статьи доходов составляют сборы: с недвижимых имуществ – 70.000 руб., с городских имуществ и оброчных статей- 270.226руб.11коп., с городских сооружений возврат расходов- 153.202руб.74коп., разные поступления – 35.290руб. Главные статьи рас
Оглавление

Из архива сайта "Вечерка56"

Предлагаю читателям познакомиться с публикациями «Оренбургской газеты» о   смете г.Оренбурга на 1910 год, как отражении городских проблем того времени.

«С достаточной полнотой и вниманием…»

Представители оренбургской прессы 115 лет назад неоднократно привлекали внимание общественности к деятельности бюджетно-финансовой комиссии губернского центра, «долго возившейся со сметой»: «Комиссия работала с 3 ноября 1909 года по 19 января 1910 года. Всего было 23 заседания, в общем довольно продолжительных. Не смотря на свои, более чем продолжительные занятия, комиссия признаёт, что очень многие статьи рассмотрены ею не с достаточной полнотой и вниманием…»

Затем была обнародована «смета доходов и расходов г.Оренбурга на 1910 год, исчисленная в 787.557руб.50коп.

Главные статьи доходов составляют сборы: с недвижимых имуществ – 70.000 руб., с городских имуществ и оброчных статей- 270.226руб.11коп., с городских сооружений возврат расходов- 153.202руб.74коп., разные поступления – 35.290руб.

Главные статьи расходов: на народное образование — 152.038руб. 34коп., на содержание городских сооружений (предприятий) — 132.523руб.94коп.; медицинская, ветеринарная и санитарные части — 96.132руб.64коп., содержание городского общественного управления и сиротского суда – 73.443руб.42коп., содержание городской полиции – 60.454руб.17коп., содержание пожарных команд — 47.737руб.99коп., благоустройство города – 36.746руб.58коп., общественное призрение – 25.305руб.90коп., содержание и устройство недвижимых имуществ – 32.081руб.87коп., уплата долгов- 40.800руб.37коп., разные расходы- 66.811руб.04коп.»

Один из жителей г.Оренбурга в 1910 году сетовал: «Бюджет – это такой лабиринт цифр, из которого выбраться можно только по детальном и всестороннем их изучении…»

«Главный доход приносят заведения трактирного промысла»

За подписью «Свой» в «Оренбургской газете» 115 лет назад был обнародован цикл статей под общим названием «Городские вопросы. Беседы о бюджете». Автор утверждал: «По росписи городских расходов и доходов на 1910 год, составленной городской управой, общий валовой доход от всех городских предприятий и сооружений, вместе со всеми иными поступлениями ожидается в 782.000, расход в 788.000 рублей. Следовательно, около 6.000  рублей город понесёт убытков.

Обратимся к доходным источникам. Первым идёт в смете сбор с недвижимых имуществ. Общая сумма оценки с городских недвижимых имуществ в 1909 году выразилась приблизительно в 5 миллионов рублей.

По новой переоценке общая оценка достигнет 7 миллионов рублей, а сборов ожидается свыше 70.000 рублей. Увеличение доходов произойдёт только за счёт крупных домовладельцев.

Следующим по порядку сметы идёт сбор с торговли и промыслов. Общая сумма сборов в год с торгово-промышленных предприятий превышает 70.000 рублей. Главный доход по этой статье приносят заведения трактирного промысла. Они одни дают городу свыше 37.000 рублей».

«Никуда не годятся мостовые, сады запущены»

Тогда же «Оренбургская газета» опубликовала пространную статью, автор которой делился своими рассуждениями:

«По смете, составленной городской управой на 1910 год, на «благоустройство города» ассигновано 36.746руб.58коп. Цифры, как видим, вычислены с необыкновенной точностью, но всё же для обывателя они остаются мёртвыми.
Ежегодно на «городское благоустройство» ассигнуются и тратятся десятки тысяч городских денег, а результаты всегда бывали не особенно ощутительны, чтобы не сказать более. Если бы сложить всю сумму, истраченную на этот предмет хотя бы за последнее десятилетие,  — то цифра получится колоссальная, а город, по-прежнему, остался у «разбитого корыта».
По-прежнему, никуда не годятся мостовые. Как и раньше, даже центральные улицы города остаются без освещения. Переходы через улицы везде безобразны, сады запущены и содержатся настолько неряшливо, что даже на их нужды у города не хватает часто воды для поливки.
До бесконечности можно продолжать эти записи, но и перечисленного достаточно для того, чтобы установить, что городское управление дальше широких обещаний и безрезультатных денежных трат никуда не идёт…»

«На медицину — одна восьмая часть бюджета»

На страницах того же периодического издания позднее появилась ещё одна публикация, касающаяся бюджета города Оренбурга: «На медицинскую, ветеринарную и санитарную части ассигнована почти одна восьмая часть всего расходного бюджета. При обширности и разнообразии городского хозяйства, такого населённого пункта, как Оренбург, расход восьмой части на указанные предметы следует считать, безусловно, не малым.

Но и в предыдущие годы на постановку санитарно-медицинского дела тратилось не меньше, а между тем город находится в самых невыносимых гигиенических условиях.

Имеющиеся всего на всего две амбулатории для приходящих больных недостаточны. И многие неимущие жители или совсем лишены возможности пользоваться бесплатной медицинской помощью, или пользуются ею значительно позже, чем этого требует ход болезни.

О том, что постановка дела неудовлетворительна в городской больнице говорилось уже много и с давних пор. Не раз указывалось, что, несмотря на большие деньги, которых она стоила и продолжает стоить городу, в ней ещё многого недостаёт, что могло бы сделать её хотя бы посредственной больницей, так необходимой населению, но осталась подчас беспомощной лечебницей, какой она бывает в пору наибольшего скопления больных».

«К очищению города от заваливших его нечистот»

Переживающий за земляков оренбуржец 115 лет назад утверждал:

«Но, действительно, ахиллесовой пятой санитарно-медицинского дела является его санитарная часть. Если в городе мало медиков, если трудно нуждающемуся обывателю получить самую необходимую медицинскую помощь, то ещё трудней определить, что собственно делает городское управление для того, чтобы избавить нас от той грязи, которой мы окружены, дать нам возможность существовать хотя бы при самых элементарных гигиенических условиях.
Есть санитарный врач, есть городская санитарная комиссия, но нет забот от избавления обывателя от тех бесчисленных антисанитарностей, в которых буквально задыхаются горожане. Санитарный врач, даже при желании, не может сделать немного, ибо городская управа вместе с городской санитарно-исполнительной комиссией дальше бумажных постановлений никуда не идут.
В городе есть прекрасная санитарная организация — санитарно-благотворительные попечительства. Но это дело — частное, не городское. Здесь только общественные волонтёры, работающие добровольно. Сама организация добывает себе средства, исполняет всю работу, которую должна была исполнять городская санитарная комиссия, а город ограничивается лишь ничтожной субсидией в несколько сот рублей в год…
На дилетантской деятельности санитарных дружинников далеко не уедешь. Необходима рациональная помощь этим волонтёрам со стороны городского самоуправления, раз оно само не совсем склонно к очищению города от заваливших его всякого рода нечистот.
Городская дума, при обсуждении бюджета, должна об этом вспомнить…»

«Необходимо более просторное помещение»

После того, как депутаты высшего органа власти приступили к рассмотрению бюджета Оренбурга на 1910 год местный журналист подробно описал ход «разбора расходных статей»: «Много разговоров вызвал вопрос об увеличении жалованья двум городским комиссарам. Прибавка должна быть небольшая, всего по 60 рублей в год каждому. Но споров из-за неё было больше, чем при назначении тысячных расходов по другим делам.

Сокращая расходы, бюджетная комиссия уменьшала главным образом жалованье мелким служащим в городских учреждениях, сокращая при этом штаты. На такой способ урезывания бюджета обратил внимание гласный Синицин, справедливо заметивший, что нельзя уменьшать заработок людей и без того слабо зарабатывающих.

При рассмотрении статьи расхода на содержание сиротского суда было обращено внимание на необходимость предоставить суду более просторное и удобное помещение, чем то, которое он занимает в настоящее время.

Попутно заговорили и о том, что в более удобном помещении нуждается канцелярия городской управы, городской банк и городская общественная библиотека. В управской канцелярии настолько тесно, что писцам приходится заниматься не только в думском зале, но и в прихожей. Служащие буквально сидят друг на друге.

Помещение для городского банка тоже тесно, а библиотечное здание не вмещает всех библиотечных шкафов, их приходится расставлять даже в сенях.

Гласные сознают, что все перечисленные учреждения нуждаются в новых помещениях. Остаётся вопрос: как и на какие средства выстроить собственные для каждого из них здания?  Раздаются голоса, что банк мог бы выстроить для себя дом на собственные средства…»

«Сократить сумму на освещение улиц»

В заключительной части этого повествования говорилось: «Бюджетная комиссия предложила на 500 рублей сократить сумму, отпускаемую на освещение улиц керосиновыми фонарями.

Многие гласные стали основательно возражать, указывая, что город и без того плохо освещается. Значительное сокращение фонарей повлекло бы за собой полное прекращение освещения.

Та же история со скотобойнями. Бюджетная комиссия рекомендует сократить расходы на её содержание на 8.000 рублей.

Председатель бюджетной комиссии Бродский остался при особом мнении. Он находит, что сокращение сметы повлечёт за собой упадок доходности скотобоен. Управа согласна с Бродским, но всё же считает возможным сократить смету на пять с небольшим тысяч рублей. Дума соглашается с мнением управы.

В дальнейшем дума продолжала рассматривать замечания бюджетной комиссии. Никаких «острых» вопросов не возбуждалось.

Около 12 часов ночи расходная часть бюджета была закончена рассмотрением и заседание закрыто».

В статье использованы цитаты из архивных документов с сохранением индивидуальных особенностей орфографии и пунктуации, характерные для стиля их автора и исторической эпохи.

Автор: Татьяна Судоргина

Фото предоставлено Татьяной Судоргиной

16+