Казалось, что может соединить такие разные по размышлениям и тексту книги — Л. Чуковской и Ю. Никулина? Пожалуй, это подход к жизни. Отношение к трудностям. Читая подобные текста, сразу понимаешь — это люди той старой закалки, которая сейчас в огромном дефиците встречается среди современных людей. Бескорыстное отношение, человеколюбие, доброта и отзывчивость к любой беде человека.
В лаборатории редактора
«Редактор должен с особой тщательностью воспитывать в себе чуткость, слух к нарушению жизненной и вместе с ней художественной правды, ко всякой фальшивости – в описываемой обстановке, в психологии действующих лиц, в их интонации или в голосе самого автора».
Л. Чуковская
В 1960 году Л. Чуковская пишет свою известную работу, «В лаборатории редактора», в которой подводит итог своей тридцатилетней литературной работы. Она искренне и с огромной любовью к своему труду делится опытом, рассказывая о том, какие вопросы и задачи приходится решать редактору не только как мастеру своего дела, но и как человеку, который работает со словом, с живыми чувствами, идеями и эмоциями автора, читателя. Из её текста мы узнаём много интересных событий и фактов из жизни великих писателей, на примерах обучаемся её принципам создания и способу редактуры текста.
Работа со словом
Л. Чуковская обращается в своём методе работы к системе К. С. Станиславского, обращая внимание на то, что редактор тоже режиссёр! Человек, который работает с чувством, ответственностью и дисциплиной относительно текста. Это тоже определённая техника, искусство и огромное творчество души как автора, так и редактора, помогающего авторскому тексту раскрыться и добраться до читательского сердца и мыслей.
Советская поэтесса, литературный критик и публицист, культурный обозреватель. Л. Чуковская — это одна из важнейших фигур XX века относительно темы художественной редактуры, понимания работы издательств, литературных процессов.
Литературный труд
Её литературный труд — это огромный кладезь информации, мотивации и вдохновения. То, о чём говорит Л. Чуковская никогда не устареет — это желание творить и быть участником подлинного и живого творческого процесса. Конечно, во многом её слова относительно морально-нравственных ценностей, идеалов, стратегий издательств сейчас уже вызывают улыбку, потому как уже давно все перешло на язык и понятия бизнеса и маркетинга. Однако эта книга, наоборот, совершенно другое ставит во главу угла — высокое качество работы над текстом! Л. Чуковская говорит о том, как много значит редакторский труд! Ведь выпускаемая книга — это творческий синтез огромной работы многих людей: автора, редактора, корректора, художника, верстальщика, главного редактора и т. д.
Л. Чуковская напоминает о самом сокровенном и важном, что книга носит в первую очередь особенную ценность для читателя, она может быть морально-нравственной, просветительской или психологически-терапевтической. Это прежде всего текст, который раскрывает читателю мир и мысли автора.
Особенности
Для себя подметила у Л. Чуковской некоторые приёмы работы с авторами, открыла язык общения с творческими людьми, работающими со словом изо дня в день. Прониклась этой животрепещущей темой как наш язык, каким красивым и влекущим своими формами он может быть. Как по-настоящему мудро уметь владеть языком на высокохудожественном уровне. И как печально, что в наше время язык деформируется, утрачивает себя и становится всё более коротким, узколобым, сухим, безликой тенью своего легендарного прошлого.
Но благодаря таким трудам подобных мастеров и гениев, как Л. Чуковская, мы можем учиться, обновляя свои знания, и переносить их в наши реалии, постараться сохранить великое богатство нашего языка и культуры, преумножить то, что в наших силах.
Важные слова о литературном наследии и работе Л. Чуковской высказал А. Мильчин в своей статье: https://magazines.gorky.media/october/2001/8/v-laboratorii-redaktora-lidii-chukovskoj.html
Почти серьёзно
«Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека — хотя бы одного, на земле все будут счастливы».
Ю. Никулин
Автобиография Ю. Никулина попала ко мне в руки по рекомендации, что это очень жизненный и важный текст, от которого невозможно оторваться. Так и есть. Я ушла с головой в истории Ю. Никулина о своей жизни, военной службе, работе, цирковом творчестве, клоуне Карандаше, съёмках в кино, путешествиях, Тетрадке в клеточку, семье и личном.
Хорошо представлялся образ Ю. Никулина благодаря профессиональной и эмоциональной начитке Евгения Покромовича! Огромное спасибо за озвучку!
О важном, не скрывая, как есть
С первых строк проникаешься жизненной чуткостью мастера. Ю. Никулин рассказывает о тяжёлом пути своего творчества, от студента до директора цирка. Как трудно было пробиться в театральные, поступать в институты искусств, особенно в послевоенное время. И всё равно, не сдаваясь, из раза в раз, он шёл и пробовал, сдавал экзамены, выполнял задания, пока не нашёл место, в котором смог получить необходимое образование и навыки. Усердие, упорство в достижении своей цели и жизнелюбие не давали опускать руки. Сколько было приложено сил и труда, чтобы отработать номера и придумать новые репризы, сколько было вложено души и чувств в каждое выступление.
С какой отдачей работал Ю. Никулин, постигая особенности и тонкости такой творческой и, как оказалось, трудной профессии как клоунада. В обычной жизни, нечасто задумываешься о том, насколько может быть непростой работа клоуна! И чтобы стать действительно мастаком в этом деле, нужно пройти большую школу жизни, попасть к разным мастерам и поучиться у них особенностям и приёмам. Так они и шли по жизни с напарником —
М. Шуйдиным.
Поэтому автобиография Ю. Никулина — это ещё и история цирка и людей, посвятивших всю жизнь цирку и публике. В книге очень детально прописаны судьбы очень многих артистов, актёров, режиссёров и культурных деятелей, которые стали частью жизни Ю. Никулина. Отчего перед нами живо рисуется исторический образ того времени, той Москвы и советского цирка.
Ю. Никулин как пример стойкости и лёгкости в отношении жизни, её тягот. Поистине, это человек, который на своём примере учит улыбаться, что улыбка бывает такой многогранной, как и сам смех. Что можно найти светлое и доброе в любой трудной ситуации, находя в себе силы прожить эти трудности достойно.
Запомнились постоянные разъезды, цирковые турне по всем городам необъятной, как проходила подготовка к номерам и описания того, какое находило чувство тревоги перед выступлением на артистов: оценит ли публика шутку, какой у неё сегодня настрой?
В процессе прочтения ловишь себя на мысли, что ты один на один ведёшь с артистом тихую беседу о прошлом, наполняешься его жизненной мудростью, и в какой-то момент вы вместе смеётесь над анекдотами из Тетрадки в клеточку.
Спасибо большое за прочтение! ❤️