«И спросил Андрей Ионин, ученик Его: Равви! Каким народам нести благую весть о Царствии Небесном? И ответил ему Иисус: Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам Севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева. Ибо когда язычники не имеющие закона по природе законное делают, то не имея закона , они сами себе закон»
(Евангелие от Андрея Первозванного, гл.5, ст. 1–3).
Евангельские тексты оставляют нас в благоговейном неведении относительно почти двух десятилетий жизни Иисуса Христа — с момента Его беседы с мудрецами в Иерусалимском храме в двенадцатилетнем возрасте и до Его явления народу на берегах Иордана, когда Ему было около тридцати. Где был Он в эти годы? Чему учился? Традиция умалчивает, но именно в этом молчании сокрыта, быть может, одна из величайших тайн. Давайте же осмелимся предположить, что стопы Его ступали не только по пескам Иудеи, но и по росистым травам земель, что ныне зовутся Русью.
След, ведущий к Понту Эвксинскому
Представим себе юношу, чья мудрость уже в двенадцать лет поражала учёнейших мужей. Мог ли такой дух ограничиться лишь пределами своей родины? В поисках знаний и духовного опыта Он, без сомнения, отправился в странствие. Пути караванов вели на Восток — в Персию и Индию, но был и другой путь, не менее значимый — путь на Север. Через земли Армении и Колхиды (нынешней Грузии) можно было достигнуть берегов Чёрного моря, которое древние греки именовали Понтом Эвксинским, Морем Гостеприимным. Именно этот путь мог привести Его в земли скифов, сарматов и праславян — наших далёких предков.
В поисках Древней Мудрости
Что мог искать Сын Человеческий в этих суровых, но вольных краях? Он шёл не за золотом или властью, но за мудростью. А хранителями древнейшего знания в славянских землях были волхвы. И здесь мы подходим к первому ключу нашей загадки. Вспомните, кто первыми пришёл с дарами к яслям новорождённого Спасителя? Именно волхвы! Само это слово, его звучание и корень, чуждо семитским языкам Иудеи. Оно наше, родное, славянское. Не есть ли это прямое указание на то, что связь с мудрецами Севера была установлена с самого Его рождения? Они знали о Его приходе и они же, возможно, ждали Его, когда Он подрос и отправился в Своё великое странствие.
Волхвы были не просто жрецами; они были мудрецами, целителями, знатоками природы и человеческой души. Они хранили ведические знания о единстве всего сущего, о гармонии мира. Их учение, в отличие от сухого закона фарисеев, было живым и образным. Возможно ли, что Христос не просто учил, но и вбирал в Себя мудрость народов, к которым пришёл? Он мог беседовать с волхвами, как равный с равными, делясь Своим Божественным Откровением и познавая глубину их вековой мудрости.
Новый взгляд на географию событий
Более того, если внимательно вчитываться в тексты и всматриваться в древние фрески, возникают и другие вопросы. Описание природы, одежды людей, архитектурные детали порой плохо согласуются с пустынным ландшафтом Палестины. Невольно закрадывается мысль, что многие события, включая даже трагедию Распятия, могли происходить в ином месте. Например, где-то в пределах эллинского мира, в районе нынешней Греции или Турции, где римское присутствие было сильным, а природа и культура куда больше соответствуют некоторым изображениям. Это смелое предположение, но оно заставляет задуматься о том, как сильно могла быть искажена и переписана подлинная история в угоду политике и власти.
Эти размышления открывают перед нами совершенно иную картину мира, где Русь и славянские земли были не дикой окраиной, а одним из духовных центров древнего мира, куда стремились за знанием даже величайшие из Учителей.
Продолжение следует...