Найти в Дзене
История с Перчиком

Кардинал в сапогах со шпорами: как всесильный Ришелье опозорился перед знаменитой куртизанкой

Оглавление

Друзья мои, а вы знали, что грозный кардинал Ришелье, тот самый, что всю Европу под себя подминал, был в алькове редкостным неудачником?

Нет? Тогда слушайте историю про то, как его опустила самая дорогая куртизанка Парижа...

А ведь всё начиналось так...

Арман-Жан дю Плесси был мальчишка из обедневшей дворянской семьи, которого полгода даже крестить боялись (думали, помрет). Он стал священником не по призванию, а по семейной нужде. Его старший брат должен был служить церкви, но неожиданно женился. Именно поэтому эту "почетную" обязанность переложили на младшенького.

А потом что? А потом раз, и вся Европа у его ног. Короли перед ним на цыпочках ходят, министры дрожат от одного его взгляда... Тридцатилетнюю войну кардинал ведет, шпионские сети плетет, Францию в сверхдержаву превращает.

Но когда дело доходило до женщин, тут у «железного кардинала» начиналась паника, что хоть стой, хоть падай!

Для иллюстрации
Для иллюстрации

«Красный кардинал боится короля-сплетника»

А знаете, друзья мои, в чем была закавыка?

Ришелье при всей своей крутости был патологически неуверен в себе с женщинами. И это при том, что половину Европы к ногтю прижимал!

Дело в том, как я писал выше, наш герой с детства был хилым и болезненным. У него постоянно болела голова. Тогдашние медики говорили, что все его мигрени от переизбытка знаний, мол, читает много.

Но главное не в этом. Главное, что у кардинала был серьезный комплекс. Как писали современники:

«Кардинал любил женщин, но боялся короля, у которого был злой язык».

А Людовик XIII действительно был тот еще сплетник! Любил всякие пикантные новости обсуждать, язвить, да подкалывать своих министров. И Ришелье, при всей своей власти, этого панически боялся. Вдруг король узнает про его любовные делишки и начнет в его адрес шуточки отпускать? Репутация — дело тонкое...

К тому же нашему герою, как признавали даже друзья, «не была ведома наука соблазнения». Он умел разговаривать с мужчинами — с королями, министрами, послами, шпионами. А вот с женщинами не мог. И это при том, что денег у него было очень много.

Еще одна пикантная деталь: кардинал постоянно носил на лице мушки. И не одну, а несколько!
«Одной ему было мало», — ехидно отмечали современники.
То есть он всячески пытался свою внешность приукрасить, но выглядело это, видимо, довольно комично.

-2

«Королева парижских салонов против министра»

А теперь познакомимся с визави нашего героя. Марион де Лорм была не совсем простая дамочка! Родилась она в 1613 году в семье судебного пристава, получила приличное наследство и к двадцати годам стала настоящей звездой Парижа.

Она не была обычной куртизанкой. Марион была первая красотка во Франции! Умная, образованная, с собственным домом на Королевской площади, где собирался весь интеллектуальный бомонд эпохи.

Кто только не бывал в её салоне! Декарт приходил пофилософствовать, Мильтон стихи читал, молодой Мольер свои пьески обкатывал... В общем, настоящий центр культурной жизни столицы.

А система у Марион была простая и гениальная. Как остроумно заметил кто-то из современников, все её избранники делились на четыре категории:

с первыми по любви, со вторыми ради денег, с третьими из политических расчетов, и с четвертыми просто от нечего делать.

Вот это я понимаю научный подход к ведению любовного бизнеса!

С Ришелье у неё завязался роман где-то в 1623-1624 годах. Встречались они в саду его дома, причем Марион приходила туда переодетая пажом. Романтично, ничего не скажешь! Кардинал даже подарил ей трость стоимостью в 60 пистолей. По тем временам серьёзные денежки.

Но в 1625 году Ришелье вдруг перестал на Марион обращать внимание. Может, надоела? А может, король что-то заподозрил? Так или иначе, отношения закончились.

-3

«Священник в сапогах со шпорами — скандал века!»

И вот тут начинается самое интересное!

Приспичило однажды Ришелье снова к Марион наведаться. То ли ностальгия разыграла, то ли ещё что.

Собираясь на свидание, кардинал надел рясу «цвета небеленого полотна, затканной золотом и серебром», но при этом остался в сапогах со шпорами и в шляпе с перьями!

По меркам XVII века такой наряд попахивал непременно скандалом. Ряса — одеяние священническое, символ целомудрия и служения Богу. А сапоги со шпорами — это чисто военная фишка, которая, кстати, только с 1620-х годов в моду вошла. Кавалеристы такие носили, мушкетеры всякие...

А тут — микс! Святоша и вояка в одном флаконе. Как будто современный священник пришел бы на свидание в рясе, но в армейских берцах и с автоматом за плечом.

Марион потом рассказывала подругам, что «его бородка клином и нависающие на уши волосы производили презабавное впечатление». То есть кардинал старался выглядеть этаким бравым кавалером, а получился клоун в маскарадном костюме.

-4

«Сто пистолей в лицо»

А дальше произошло то, что окончательно добило репутацию «железного кардинала». После двух проведенных вместе ночей он решил отблагодарить Марион... Как вы думаете, сколько он ей предложил?

Сто пистолей!

Чтобы вы понимали масштаб оскорбления, давайте посчитаем.

Сто пистолей — это тысяча ливров. Много это или мало? Начинающий адвокат получал в год 400-500 ливров. Ремесленники 300 ливров. Рабочую лошадь можно было купить за 60 ливров.

То есть формально сумма приличная. За такие деньги можно было год безбедно прожить!

Но! Марион де Лорм была не какая-нибудь уличная дамочка, а королева парижских салонов. У неё дома бывали принцы крови, философы, поэты... А тут ей предлагают как обычной куртизанке!

Она швырнула эти сто пистолей кардиналу в лицо и рассмеялась...

Представляете, друзья мои? Самый могущественный человек Европы получил публичную пощечину от парижской куртизанки!

По Парижу мигом поползли слухи. В салонах злорадно перешептывались:

«А слышали, что наш всесильный министр опростоволосился с Марион? Она ему деньги обратно бросила и в глаза рассмеялась!»

Для человека с таким самолюбием, как у Ришелье, это было хуже любого военного поражения.

-5

«Кошки его уважали»

И вот итог, друзья мои! Человек, который построил могущество Франции, создал первую в Европе разведку, заставлял трепетать королей, не смог справиться с одной парижской женщиной. Получил по самолюбию... и заслуженно!

Знаете, что самое смешное? То, что единственными живыми существами, которые искренне любили кардинала, были его кошки. Мириам, Сумиз, Люцифер, Мими-Паплон... Целый зверинец! Только они не требовали от него денег и не смеялись над его маскарадными костюмчиками.

«Относился он к ним с редкой привязанностью и даже любовью, которой не удостаивал никого из людей», — писали современники. Вот и вся личная жизнь «железного кардинала»! Кошки да книжки...

А всё почему? А потому что власть — это одно, а умение с женщинами обращаться совсем другое.

Кстати, а что стало с самой Марион? Да ничего особенного. Она продолжала принимать у себя сливки общества, крутила романы с принцами и писателями. А в 1650 году внезапно померла. Говорили, что кардинал Мазарини приказал её арестовать за участие во Фронде, но смерть опередила тюрьму.

Вот такая история, друзья мои. А мораль здесь простая: сколько ни наряжайся в золото, сколько власти ни имей, но если ты жмот и неудачник в алькове, то тебя любая толковая женщина поставит на место.

Молодец Марион! Показала тирану, где раки зимуют. Хоть кто-то из его современников имел мужество сказать всесильному кардиналу правду в глаза!