Найти в Дзене
Царьград.Кузбасс

Метанол в бензине: спасение для рынка или угроза для автопарка

   Svetlana Vozmilova/Globallookpress
Svetlana Vozmilova/Globallookpress

Эксперты оценили, можно ли решить дефицит топлива в России за счёт добавления метилового спирта.

МАРИЯ ПРЫГУНОВА

На фоне сбоев на нефтеперерабатывающих заводах и роста цен на бензин в России вновь заговорили о нестандартном способе наращивания выпуска топлива - добавлении метанола. Мнения экспертов о том, поможет ли метанол нефтеотрасли в условиях дефицита топлива, передает РГ.

Особенно актуален этот вопрос для марки АИ-95, спрос на которую остаётся стабильно высоким. Хотя прямого запрета на использование метанола в топливе в стране нет, отсутствие чёткого разрешения делает такой шаг рискованным для производителей.

В условиях, когда цены на АИ-92 и АИ-95 с начала года выросли на 8% и 7,7% соответственно - почти вдвое быстрее инфляции - поиск альтернатив становится всё более насущным.

Метанол, или метиловый спирт, действительно способен повысить октановое число бензина - и делает это дешевле, чем традиционные присадки, такие как МТБЭ. По данным Центра мониторинга новых технологий, в мире ежегодно потребляется около 93 млн тонн метанола, из которых 4 млн тонн идут именно на добавление в топливо. Для сравнения: Россия в прошлом году произвела 41,1 млн тонн бензина - и при этом имеет избыточные мощности по производству самого метанола. Как отмечалось в экспертных кругах, после 2022 года возникла проблема сбыта этого продукта, а его производство можно легко нарастить. Теоретически, добавление даже 3% метанола - как это разрешено в ЕС - позволило бы дополнительно выпускать до 900 тыс. тонн бензина в год, сглаживая сезонные пики спроса и увеличивая экспортный потенциал.

Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что практическая реализация этой идеи сопряжена с серьёзными техническими и экономическими сложностями. Метанол - агрессивный растворитель, который разрушает резиновые уплотнители, пластиковые детали и шланги топливной системы. Автопарк в России, значительная часть которого состоит из устаревших моделей, не рассчитан на контакт с этим веществом. Это может привести к утечкам топлива, коррозии баков и даже повышенному риску возгорания. Кроме того, метанол активно поглощает влагу из воздуха, что при попадании воды в бак вызывает расслоение топлива и образование агрессивной водно-спиртовой смеси на дне - с последующей коррозией и выходом из строя двигателя.

Ещё один важный аспект - энергетическая эффективность. Несмотря на высокое октановое число (107-109), теплота сгорания метанола почти вдвое ниже, чем у бензина. Это означает, что для получения той же мощности двигателю потребуется сжигать в два раза больше топлива либо не провести адаптацию систем впрыска и зажигания. В странах, где метанол допускается в топливе, например, США, Китай или территории ЕС, его использование сопровождалось постепенной адаптацией автомобилей и инфраструктуры. В России такой переходный этап никогда не проводился. Более того, за рубежом метанол чаще применяется в виде эфиров или в микродозах в смеси с этанолом - чистый метанол из-за его токсичности нигде не используется в массовом порядке.

Наконец, есть и инфраструктурный барьер. Переход на метанолосодержащее топливо потребует масштабной модернизации нефтеперерабатывающих заводов - с созданием отдельных линий дозирования, добавления ингибиторов коррозии и соблюдения повышенных мер безопасности. На АЗС придётся менять не только резервуары, но и топливораздаточные колонки, шланги и пистолеты - всё должно быть изготовлено из химически стойких материалов. По оценкам специалистов, это равносильно созданию с нуля новой отраслевой инфраструктуры с высокими капитальными затратами и рисками. Закон о регулировании оборота метанола, вступивший в силу с 1 сентября 2025 года, пока не включает бензин в сферу своего действия - но и не даёт производителям юридических гарантий. В таких условиях ни один НПЗ не станет рисковать без чёткого разрешения и государственной поддержки.

Уважаемые читатели "Царьграда"!

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Telegram.

Подписывайтесь на наш канал в Дзене. Там все самое интересное.

Если вам есть чем поделиться с нами, присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту kuzbas@tsargrad.tv