Как ни странно, речь идёт не о новых государственных законах, а о церковных инициативах, которые активно выдвигает игуменья Ксения (в миру – Оксана Чернега). Ещё недавно для многих было удивлением, что 25 августа 2020 года впервые в истории женщина вошла в состав Высшего церковного совета РПЦ. А уж её законодательные предложения вызвали настоящий ажиотаж. Что это за идеи – от ужесточения религиозных законов до «особых прав» нерождённого ребёнка? Ниже – краткий перечень и подробности.
О чём речь? ► Основные инициативы игуменьи Ксении
- 🚩 Закон об оскорблении чувств верующих: добилась появления в УК РФ статьи 148 («оскорбление религиозных чувств»). Фактически это превращает любые критические высказывания о религии в уголовное преступление.
- 🚩 Приоритет РПЦ в праве: предложила ввести фактически «монополию на православие» и лишить другие конфессии части прав. По её мнению, десятки организаций незаконно используют слово «православный» в названии, хотя к Церкви не имеют отношения. Следствие – растущая законодательная дискриминация «нетрадиционных» верующих.
- 🚩 Церковная реституция: лоббирует передачу государством крупной недвижимости Церкви. Например, в Москве уже «отдали» РПЦ здания институтов и музеев. Одна из самых резонансных историй – передача бывшего ВНИРО (научный рыбохозяйственный институт) РПЦ: митрополит Кирилл и высшие иерархи ввели её в сан игумении, а спустя годы институт «оттяпали» у учёных.
- 🚩 Права нерождённых детей: требует вписать в законы защиту эмбриона до рождения. Она буквально призывает считать «ребёнка…нуждающимся в защите как до, так и после рождения», т. е. приравнять эмбрион к человеку и, соответственно, практически запретить аборты и контрацепцию.
- 🚩 Культовая символика: предложила запретить любые публикации изображений храмов без крестов. По её мнению, снятый крест («крестопад») на портрете церкви – оскорбление веры.
Кажется, список бесконечен. Ниже – развёрнутый рассказ о каждой из этих инициатив.
🛐 Законы о вере и религии
Игуменья Ксения решила, что верующих надо защищать жёстко – вне зависимости от закона о свободе слова. Так, она стояла у истоков появления в УК РФ статьи об «оскорблении религиозных чувств». Как писала «Лента.ру», игуменья настаивала: «Уголовная ответственность за оскорбление религиозных чувств необходима… Нужно ввести отдельную статью…». В результате любой художник или блогер рискует попасть под суд за критику догматов. (Напомним: законопроект в 2013 г. подписали депутаты всех фракций, и вскоре даже атеисты, писавшие «Бога нет», угодили по этой статье.
Но на этом матушка не остановилась. Она же заявляла о «монополии на православие. По словам игумении, в России зарегистрирован «целый блок» организаций, которые в названии имеют слово «православный», хотя к Церкви отношения не имеют. Из этого делается вывод: нужно ограничить использование слова «православный» в названиях коммерческих и некоммерческих структур, никак не связанных с религией. Иными словами, – прямая защита РПЦ: чтобы РПЦ оставалась «на коне», а другие веры – «в тени».
К этой же тематике относится новое предложение игумении: запретить любые изображения храмов без крестов. В апреле 2025 г. она выступила в Госдуме с инициативой внести в закон («о рекламе» и «о культовых сооружениях») формулировку, что в СМИ, на выставках и календарях запрещено показывать культовые здания «снятыми» (без крестов). Будто отсутствие креста оскорбляет веру. Удивительно, но подобную идею в медиа прозвали «крестопадом» и «борьбой за крест». И вот матушка предлагает карать за его отсутствие на фото.
Неудивительно, что у многих возникает риторический вопрос: «Кому нужны эти законы?» Один из лучших юристов страны заявил, что указанный закон подрывает саму возможность дискуссии о религии: «спорить о вере стало уголовщиной». Но матушка Ксения настаивает – её цель, как она говорит, «защитить церковь и её прихожан» любой ценой. Об этом же пишет и автор «Новой газеты»: «Криминализация „оскорбления чувств верующих“, законодательная дискриминация „нетрадиционных“ конфессий… — её прямая работа».
🏰 Имущественные амбиции церкви
Не меньший интерес публики вызывают её «ребята-карты» по имущественным делам. Говорят, благодаря ей РПЦ стала получать всё новые здания – причем самое ценное и эффектное. «Зачем переплачивать бизнесменам? Лучше сразу церковникам», – примерно так можно резюмировать её девиз.
Примеров масса. «Лента.ру» подробно писала о ВНИРО – институте рыбного хозяйства. Оказывается, в 1930-х на территории снесённого Крестовоздвиженского храма (бывшего Алексеевского монастыря) построили НИИ. Крест храмовый в основу перенести не успели – осталось лишь основание и руины, когда-то отданные под институт рыбного хозяйства.
В наши дни, когда по соседству восстановили прежний монастырь (им руководит игумения Ксения), РПЦ заявляет: «Отдайте нам здание – оно наше». И… учёные научно-рыбного института действительно вынуждены съехать, а здания переходят в ведение церкви. Правда, что с ними делать дальше – храм или рынок – непонятно: часть помещений сдают под салон красоты и офисы. Учёные в отчаянии, но миллионы у государства превращаются в дивиденды для РПЦ.
Не одно лишь ВНИРО. Она же «стояла у истоков» захвата у государства Исаакиевского собора и ряда музеев. В этом же ряду – Андроников монастырь, Новодевичий комплекс в Москве и даже куски Рязанского Кремля, которые переходят к Церкви. Как отмечает «Новая газета», «передача церковному ведомству всего … имущества, имевшего косвенное отношение к церкви» – это тоже её рук дело. Десятки «распиленных» под монастырь замковых и научных зданий создают впечатление: реституция идёт по принципу «бери всё, что плохо лежит».
Подводя итог: скажите, не странно ли это? Вместо нормальной аренды – отжимание федеральных институтов и музеев. Учёные и культурологи называют такое «разграблением», а церковь – «пополнением духовного фонда». Всё ясно: теперь РПЦ имеет недвижимость на десятки гектаров, причём совершенно разного качества. Кто-то считает: РПЦ аккумулирует богатства государства.
👶 Права нерождённых и аборты
И, наконец, самая громкая тема – материнство и рождение. Какие реформы предлагает матушка Ксения в этой области, поражает воображение. По её словам, государство должно защищать ребёнка «еще в теле матери». На Петербургском юридическом форуме она заявила: «Ребёнок… в связи со своей незрелостью нуждается в правовой защите как до, так и после рождения». И добавила: эмбрион военное дело государства – нельзя, мол, давать мамашам его «распоряжаться» (например, делать аборт).
Монахиня выступает на Петербургском юридическом форуме, предлагая вписать в Конституцию права ещё не родившегося ребёнка.
Как это сказано по-юридически: она предлагает обособить эмбрион от тела матери, запретив ему быть «человеком-вещью». В её версии «незрелый ребёнок» должен считаться полноправным участником закона. В итоге – полный запрет на аборты и даже на контрацепцию.
РПЦ-специалисты сформулировали разницу так: «аборт» – убийство плода, позволенное лишь по медицинским показаниям, а «искусственное прерывание беременности» включает в себя всё от спиралей и таблеток до… мастурбации. Последнее слово – «прости Господи» – она произносит всерьёз: мол, любые способы уменьшить народонаселение недопустимы.
Удивительно, но эта идея – вовсе не шутка. В 2019 г. игуменья Ксения уже заявляла депутатам: нужно уравнять права малыша и эмбриона. Она предложила переписать преамбулу закона о правах ребёнка, добавив там фразу из международных документов, что ребёнку нужна защита «и до рождения». При этом напоминает: Конституция РФ прямо говорит, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Получается философский вопрос: что же в итоге менять – Конституцию или словарь?
Фактически это означает подготовку к тотальному запрету абортов. А заодно – установление двойных правил: нельзя спорить о рождаемости для простых людей, но для монахов – можно. Недавно под её влиянием в закон о «чайлдфри»-запрете вбросили оговорку: мол, рекламировать отказ от деторождения запрещено, но про монашеский обет безбрачия и выбор целибата можно рассказывать свободно. То есть то, что всем другим запрещено, для централизованных религиозных организаций – разрешено.
Так что же: революция или самоуправство? Игуменья Ксения предлагает изменения от особого статуса Церкви до домостроя в личной жизни. Умозрительно, может показаться, что цель – демография и укрепление традиций. Но многие в обществе видят в этом скорее желание закрепить монополию РПЦ на умы и имущество. При любом раскладе список её «реформ» выходит внушительным: от закона об чувствах верующих до поправок о правах эмбриона.
Как вы думаете, готовы ли россияне к таким переменам – и стоит ли ждать их воплощения?