Для многих из нас эта станция Московского метрополитена известна только изнутри. Выходишь на платформу, попадая прямиком в шикарный яркий подземный дворец, и так и хочется не просто здесь задержаться, разглядывая сказочные витражи, а остаться на часок-другой, забыться, немного отойдя от человеческого потока.
Угадали станцию? Да, я о "Новослободской". О 38-й станции столичного метро.
Вообще-то её надо разглядывать ещё на поверхности.
Наземный вестибюль "Новослободской", так же, как и сама станция, - выявленный объект культурного значения. С фасада он выглядит практически как античный храм с колоннами.
Да и внутри вестибюль смотрится очень необычно.
Станцию открыли 30 января 1952 года в составе второго участка Кольцевой линии от "Курской" до "Белорусской". Название платформа получила по Новослободской улице, на которую ориентирован один из выходов со станции.
Когда спускаешься на эскалаторе вниз, на платформу, если ты не знаешь, какая там красота, то вряд ли можешь себе её даже представить. Потому как тут всё очень просто. Только блеск металла отвлекает от белых стен.
А вот дальше начинается сказка.
Станция "Новослободская", по оценкам экспертов, одна из самых узнаваемых в московском метро. Её открыли 30 января 1952 года в составе участка "Курская"- "Белорусская". Она стала 38-й станцией Московского метрополитена.
Сегодня в среднем в рабочий день с учётом пересадок на "Новослободской" пассажиры совершают более 80 тысяч поездок. Это очень востребованная станция Кольцевой линии в центре Москвы, с неё можно перейти на станцию "Менделеевская" Серпуховско-Тимирязевской линии, а также на наземный городской пассажирский транспорт.
Вот они - создатели этой станции. Архитекторы Александр Стрелков (слева) с Алексеем Душкиным (в центре) и художник Павлом Кориным (справа) на станции "Новослободская".
"Новослободская" - последняя из пяти станций, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира. До неё Алексей Душкин успел поработать над "Кропоткинской", которая тогда называлась "Дворец Советов", "Площадью Революции", "Автозаводской" - тогдашней "Завод имени Сталина", и "Маяковской", проект которой в 1939 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Когда был объявлен конкурс на лучший проект будущей станции, А.Н. Душкин захотел сделать "что-то сказочное, декоративное". Вместе поработать над этой идеей он предложил молодому архитектору Александру Фёдоровичу Стрелкову. В итоге их совместный проект победил.
А ведь она могла быть совсем другой. Посмотрите на ещё один проект.
Такой "Новослободская" могла стать, если бы победил проект архитектора И. Ловейко.
***
"Новослободская" - пилонная станция глубокого заложения. Казалось бы, тяжелые пилоны, в отличие от изящных колонн, должны были продиктовать архитекторам её облик - строгий и даже суровый. Но проектировщики сумели создать лёгкое пространство, будто уводящее пассажиров в волшебный мир. Облицевали пилоны светлым уральским мрамором Коркодинского месторождения. Оно находится в 200 км к северу от Челябинска. А вот сами пилоны со стороны центрального и боковых залов украшены 32 витражами из цветного стекла, подсвеченные изнутри.
Украсить "Новослободскую" витражами решили сразу. Для их создания хотели даже привлечь знаменитого скульптора Веру Игнатьевну Мухину. Но в итоге эскизы разрабатывал художник Павел Дмитриевич Корин - на одном из витражей имеется его автограф.
Сегодня говорят, что художник Павел Корин спроектировал витражи под впечатлением от старинных одеяний из парчовых тканей. В тот период они как раз были выставлены в Грановитой палате. Но есть и версия, что художника вдохновило изображение ризы средневекового священнослужителя, которое он нашёл в одной из древних книг в библиотеке им. Ленина. Как это было в реальности, мы не узнаем никогда. Сейчас мы можем только вглядываться в красивые изображения и пытаться понять, как художник смог придумать такую красоту.
Витражи из чехословацкого стекла изготовили латвийские художники, которые раньше творили для католических храмов. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники - Э. Вейландан, Дж. Я. Бодниек, Э. Крестс и М. Рыскин). Вообще идея украсить станцию витражами, которые ассоциировались у атеистических советских руководителей с церковью, казалась в то время спорной. Но москвичи увидели их и сразу полюбили.
Кстати, на витражах станции изображены не только диковинные цветы, словно выросшие в подземном дворце хозяйки Медной горы. На шести витражах изображены представители интеллектуальных и творческих профессий: агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор.
В торце станции располагается большое смальтовое панно на тему "Мир во всем мире". Его также придумал художник Павел Корин. В центре композиции изображена женщина, которая напоминает Родину-мать, с маленьким ребенком на руках. Младенец тянет руки вверх. На их фоне расположен сноп золотой пшеницы с лентой. На ней надпись "мир во всем мире" и голуби.
Причем первый кусок смальты укладывал сам Павел Корин, второй - архитектор станции Алексей Душкин, и оба положили в грунтовку по монетке "на счастье".
Согласно легенде, когда станцию в 1954 году осматривал Н.С. Хрущев, ему очень не понравилась босоногая женщина. По его мнению, это показывало, что советская колхозница не могла себе позволить даже купить обувь. "Что, у нас в стране людям обуви не хватает?" - якобы сказал Никита Сергеевич. Пришлось фигуру срочно "обувать" в сандалии. Но многим представителям ЦК мозаика всё равно не нравилась. На их вопрос, почему она босая, Павел Корин отвечал: "Так писали мадонн".
Этого тоже в СССР не должно было быть.
Но есть и ещё одна интересная история, которая связана с этим панно. Дело в том, что оно вообще выглядело по-другому. Вот так.
Видите разницу? Ребёнок тянулся к изображению Сталина. Но после ХХ съезда партии, в 1960-е годы, вождя заменили на парящих птиц.
Это панно вообще сохранилось каким-то чудом, потому что его в принципе хотели демонтировать. И женщина без обуви, и Сталин мешался... Чтобы смягчить реакцию Хрущёва, решили панно убрать с глаз долой. Решение было достаточно изящным: его сохранили, поставив перед ним стену, облицованную гранитом. Так мать с младенцем оказались на несколько лет "замурованы".
Ну а те, кто бывал в метро в Питере, отмечают ещё одну интересную деталь. Огромные круглые люстры, точно такие же как на "Новослободской", освещают станцию метро "Площадь Восстания" в Санкт-Петербурге.
Станция долго была беспересадочной, но в планах и на ней должны были сделать пересадочный узел. Но это случилось только в 1988 году, когда её соединили переходом с радиальной линией и станцией метро "Менделеевская".
В 2022 году была закончена реставрация вестибюля на "Новослободской". Здесь не только заменили эскалаторы, но запустили ещё один новый - четвёртый, что увеличило пропускную способность станции на 30%. Войти на неё можно и через турникеты с технологией оплаты проезда по биометрии. Так что на старой станции сегодня уже живут новые технологии.
Ну и ещё немного интересных фактов из жизни этой станции московского метрополитена:
- "Новослободскую" называют женской станцией. Не слышали? А связано это с тем, что здесь впервые в мировой практике метростроения работами руководила женщина - инженер Татьяна Фёдорова. В Метрострой она пришла 19-летней девушкой и была в числе первых строителей московского метро.
- Станция метро "Новослободская" встречается в американском кино. В фильме "Полицейская академия 7: Миссия в Москве" есть сцена, снятая на этой станции. Примерно на сороковой минуте фильма Эрик Лассард в сопровождении своего русского родственника выходит из вагона метро.
- В кинофильме "Москва слезам не верит" "Новослободскую" тоже "засветили"
- Герой романа Сергея Лукьяненко "Ночной дозор" Антон Городецкий обменивается телами с Ольгой именно на станции "Новослободская".
-Ну и немного абсурда, с моей точки зрения. 29 ноября 2015 года более 100 человек занялись йогой прямо в центре зала станции "Новослободская" в рамках акции "Ночь йоги в метро", которая проходила в столице. Организовали акцию посольство Индии в России и Московский метрополитен.
Теперь, кажется, всё.
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!