В небе специальной военной операции немногие летательные аппараты вызывают такую же напряженную реакцию у сил ПВО противника, как Су-34. Этот самолет, получивший за характерную форму кабины неофициальное прозвище «Утёнок», превратился в одного из главных «работяг» и настоящего охотника за укрепленными районами. Его появление часто предвещает неотвратимый и точный удар по самым защищенным целям. В чем же причина такой эффективности и почему именно этот самолет заслужил особое «внимание» со стороны ВСУ?
От «Утёнка» до «Генерала прорывов»
Изначально Су-34 создавался как фронтовой бомбардировщик, способный наносить удары в глубоком тылу противника в любых погодных условиях и при мощном противодействии ПВО. Однако характер боевых действий на Украине, где линия фронта уткнулась в многокилометровые эшелонированные укрепления, кардинально изменил его роль.
Су-34 стал ключевым инструментом прорыва. Его главная задача — охота на заранее разведанные, высокозащищенные объекты:
- Доты и дзоты;
- Командные пункты и узлы связи;
- Склады с боеприпасами и ГСМ;
- Артиллерийские позиции;
- Скопления живой силы и техники в тылу.
Основная причина эффективности Су-34 кроется не в самом самолете, а в том, что он несет под своим крылом. Его главная сила — высокоточные авиационные боеприпасы (ВТО).
- Корректируемые авиационные бомбы (КАБы): Это «золотой стандарт» работы Су-34. Бомбы серии КАБ-500 и КАБ-1500 с лазерным или спутниковым (ГЛОНАСС) наведением. Они позволяют самолету атаковать цели, не заходя в зону действия плотной ПВО противника, сбрасывая боеприпас с расстояния в несколько десятков километров. Погрешность составляет всего несколько метров, что позволяет одним выстрелом уничтожить, например, конкретный дот.
- Управляемые ракеты «воздух-поверхность»: Такие ракеты, как Х-29, Х-25 или более современная Х-59МК2, обеспечивают еще большую гибкость. Самолет может запустить их с разных ракурсов и высот, что серьезно осложняет работу вражеских зенитчиков.
- Комплекс «Гром»: Отдельно стоит выделить применение Су-34 в качестве носителя для планирующих бомбовых комплексов «Гром». Это оружие большой дальности (до 120 км) и огромной мощности, способное уничтожать крупные инфраструктурные объекты и стратегические цели в глубоком тылу.
Почему его так сложно сбить?
Страх ВСУ перед Су-34 обусловлен не только разрушительной мощью его вооружения, но и сложностью его перехвата.
- Работа на дистанции: Тактика применения ВТО позволяет Су-34 наносить удары, оставаясь на большом удалении от линии фронта, в зонах, прикрытых своими системами ПВО.
- Современная РЭБ: Самолет оснащен мощными комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которые способны подавлять системы наведения вражеских зенитных ракетных комплексов (ЗРК).
- Высокая живучесть: Конструктивно Су-34 имеет бронированную кабину (титановая броня до 17 мм), дублированные системы и повышенную боевую живучесть, что повышает шансы экипажа выжить и вернуть поврежденную машину на аэродром.
Двое в кабине: человеческий фактор
Немаловажную роль играет и экипаж. В отличие от истребителей, Су-34 управляется двумя пилотами, что кардинально снижает нагрузку в ходе сложных миссий. Штурман-оператор может полностью сконцентрироваться на поиске целей, работе с подвесным targeting pod (контейнером целеуказания) и применении оружия, в то время как пилот ведет машину и следит за тактической обстановкой. Это synergy значительно повышает эффективность всего комплекса.
Су-34 не является неуязвимым — потери есть, и они подтверждают ожесточенность борьбы в воздухе. Однако его способность с высокой точностью и относительно малого риска для экипажа уничтожать критические цели на земле делает его одним из самых влиятельных активов на поле боя.
Именно эта комбинация — дальнобойное высокоточное оружие, современная авионика, живучесть и подготовленные экипажи — и превратила «Утёнка» в того самого охотника, появление которого в небе означает для обороняющихся неминуемый разгром их самых надежных укреплений. Это и есть причина, по которой его так боятся.