В середине 1980-х Леонард Коэн увяз в депрессии. Его альбом «Various Positions», вышедший в 1984 году, был встречен прохладно. Лейбл Columbia Records отказалась выпускать его в Америке. Это унижение оказалось для канадского автора-исполнителя настолько невыносимым, что он начал подумывать о том, чтобы уйти в монастырь.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Но что-то его остановило. Монахом Коэн так и не стал, зато начал писать новый материал, иной по настрою. Духовная ясность и умиротворение, которые сквозили в его в гимноподобной балладе «Аллилуйя», испарились, уступив место разочарованию и цинизму. Позже о своём отступничестве он скажет: «У меня появилось предчувствие, что это последствия, осадок, пыль какой-то катастрофы, и не за что зацепиться».
Чувство фатализма в конце концов освободило Коэна. Он начал действовать раскованнее. Результатом этих личных трансформаций стал вышедший в 1988 году альбом «I’m Your Man» — мирской, ироничный, предельно честный. В песне «Everybody Knows» Коэн предстал в роли язвительного, уставшего от суеты, лишённого иллюзий мудреца.
На протяжении почти шести минут певец описывает удручающее состояние двуличного и морально деградировавшего мира. Его хриплый голос словно пропитан сигаретным дымом. Мрак пронизывает мелодию, в которой нарочито дешёвый, колючий синтезаторный бит и приглушённый диско-бас внезапно сочетаются со звучанием уда — струнного щипкового инструмента родом с Ближнего Востока.
«Everybody Knows» стала первым из множества совместных работ Коэна и Шэрон Робинсон, которая подпевала ему во время тура в 1979 году: «Леонард написал большую часть текста и передал его мне. Это песня протеста, поэтому он хотел, чтобы она звучало жёстко. Синтезаторы должны были создать контраст с его глубоким голосом. Леонард всегда говорил, что его диапазон состоит из трёх нот, и это ограничение заставляет искать музыку, которая даст слушателю время осмыслить все слои текста. Эта простота приводит к чему-то удивительному».
Полемический текст «Everybody Knows» затрагивает различные темы от расового и финансового неравенства до наркомании, эпидемий, супружеской неверности и других проявлений тёмной стороны человеческой натуры. Автор при этом не стремится поучать (видимо, это уже бесполезно), а лишь с горькой усмешкой констатирует упадок общества, прогнившего до основания.
Каждый знает, что игральные кости подтасованы... Что лодка протекает, а капитан лжёт... Что беда грядёт, и быстр её шаг... Всем это давно известно...
Подобная тематика не очень вяжется с образом энергичной 21-летней поп-звезды. Но в 2017 году норвежская певица Сигрид исполнила «Everybody Knows» для супергеройского фильма «Лига справедливости», представив песню Леонарда Коэна новой аудитории. Её мелодичное исполнение под аккомпанемент фортепиано набрало в несколько раз больше просмотров, чем оригинал. Перепевка вполне достоверно передаёт присущую песне изначальную мрачность.
«Everybody Knows» также заняла видное место в саундтреке культового фильма 1990 года о подростковых переживаниях «Врубай на полную катушку». Новую версию записали представители альтернативного рока Concrete Blonde. Гитарный кавер удачно перенёс синтезаторное звучание автора в стиле 1980-х в эпоху гранжа. А вокалистка Джоанн Наполитано подчеркнула сардонический текст своим выразительным вокалом.
В 1995 году группа разностилевых артистов собралась для записи сборника, посвящённого наследию Леонарда Коэна. Бывший фронтмен группы Eagles Дон Хенли выбрал «Everybody Knows», превратив мрачную мелодию в запоминающийся рок-гимн с блюзовым аккомпанементом на органе и гитаре.
Одиннадцать лет спустя певец и автор песен (а также отец одного из внуков Леонарда Коэна) Руфус Уэйнрайт записал «Everybody Knows» для очередной трибьют-антологии. Резко сменив тональность, певец решил представить песню как зажигательный, томный хит в стиле танго с аккордеоном, драматичной перкуссией и духовыми инструментами. Что характерно, это сработало!
И всё-таки лучшие исполнения — авторские. Вокал Леонарда Коэна придаёт строкам, описывающим незавидное будущее человечества, черты зловещего пророчества. Поданного не без чёрного юмора, чтобы лучше дошло. Инструментовка может быть разной, но каждый слушатель чувствует себя частью избранного круга, которому доверена суровая правда о нашем слегка перекошенном, но отчего-то по-прежнему милом сердцу мире.
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!