Найти в Дзене
КнАГУ говорит!

О науке, признании и новых горизонтах

Сегодня мы рассказываем о настоящем триумфе научного сообщества КнАГУ. Кандидат технических наук доцент кафедры «Авиастроение» Иван Константинович Андрианов стал обладателем сразу двух престижных наград — медали РАН и гранта РНФ. Это не просто успех — это настоящий прорыв для региональной науки. Его исследования в области пластического формоизменения оболочек получили высокую оценку экспертов. Более того, Иван Константинович стал единственным представителем Дальнего Востока среди лауреатов медали РАН в этом году. Расспросили его обо всём подробнее. ПСУ: Иван Константинович, поздравляем с двойным успехом — медалью РАН и грантом РНФ. Как Вы восприняли эти награды? Были ли они для Вас ожидаемыми? И.А.: Спасибо. Воспринял итоги неоднозначно. Если результаты конкурса научных грантов РНФ я ждал и отслеживал, так как мы не первый год подаём заявки в РНФ, то итоги конкурса на получение медалей РАН для меня стали абсолютной неожиданностью. Честно говоря, когда я подавал заявку на конкурс РАН, в

Сегодня мы рассказываем о настоящем триумфе научного сообщества КнАГУ. Кандидат технических наук доцент кафедры «Авиастроение» Иван Константинович Андрианов стал обладателем сразу двух престижных наград — медали РАН и гранта РНФ. Это не просто успех — это настоящий прорыв для региональной науки.

Андрианов Иван Константинович
Андрианов Иван Константинович

Его исследования в области пластического формоизменения оболочек получили высокую оценку экспертов. Более того, Иван Константинович стал единственным представителем Дальнего Востока среди лауреатов медали РАН в этом году. Расспросили его обо всём подробнее.

ПСУ: Иван Константинович, поздравляем с двойным успехом — медалью РАН и грантом РНФ. Как Вы восприняли эти награды? Были ли они для Вас ожидаемыми?

И.А.: Спасибо. Воспринял итоги неоднозначно. Если результаты конкурса научных грантов РНФ я ждал и отслеживал, так как мы не первый год подаём заявки в РНФ, то итоги конкурса на получение медалей РАН для меня стали абсолютной неожиданностью. Честно говоря, когда я подавал заявку на конкурс РАН, в глубине души воспринимал это больше как повинность, не верил в то, что мы сможем что-то выиграть, поскольку доля победителей от общего числа участников крайне низка, а конкуренция при этом высокая. Я удивился, увидев свою фамилию и название ВУЗа в списке победителей, где в основном представлены более крупные ВУЗы и научные институты различных отделений РАН. Но я очень рад, что результаты нашей научной работы, которую мы проводим непрерывно последние несколько лет с Сергеем Ивановичем Феоктистовым, были так высоко оценены.

ПСУ: Вы стали единственным представителем Дальнего Востока среди лауреатов медали РАН в этом году. Что, на Ваш взгляд, делает Ваш цикл работ по пластическому формоизменению оболочек особенно значимым для науки?

И.А.: В проведенном цикле исследований по пластическому формоизменению оболочек мы постарались более глубоко рассмотреть некоторые научные проблемы механики обработки металлов давлением. Ценность этих научных разработок, наверно, состоит в том, мы использовали комплексный подход к изучению проблемы пластического формоизменения оболочек сложной кривизны, была затронута как фундаментальная сторона исследования, так и возможность практического применения результатов в процессах штамповки. Подготовленный нами цикл проведён на стыке физико-математических и технических наук. Такие исследования всегда дают возможность приобрести новые знания и навыки, которые сложно получить, оставаясь в рамках одной специализации.

ПСУ: Ваше исследование учитывает сжимаемость материала и физическую нелинейность — параметры, которые традиционно упрощают в расчётах. Почему важно их учитывать, и какие преимущества это даёт для инженерной практики?

И.А.: Сегодня многие научные исследования строятся на применении модели идеального упругопластического тела или модели с линейным упрочнением. В определенных задачах это вполне обосновано, но есть материалы, поведение которых в процессе деформирования не подчиняется линейным законам, и для них требуется учитывать нелинейную зависимость напряжений от деформаций. К таким материалам относятся некоторые марки сплавов авиационного назначения, а также материалы, применяемые для изготовления оболочек, работающих под давлением. Что касается учёта сжимаемости материала при расчёте напряжённо-деформированного состояния оболочек, то исследование этого вопроса позволяет решить проблему пружинения заготовок после снятия нагрузки. Данный аспект имеет значение для инженерной практики, поскольку сегодня многие тонкостенные детали изготавливаются методами листовой штамповки, и игнорирование эффекта пружинения может привести к значительным отклонениям в размерах готовых деталей, что особенно критично в авиационной промышленности.

ПСУ: Работа выполнена под руководством профессора Сергея Ивановича Феоктистова. Как сложилась ваша научная школа? Что именно Вы получили от его руководства?

И.А.: Я думаю, что научная школа Сергея Ивановича Феоктистова начала формироваться уже довольно давно. Его имя широко известно в научных кругах. Он подготовил достаточно много исследователей, кандидатов наук, которые работают и в нашем ВУЗе, и в других городах. Научные проблемы, которые рассматриваются в рамках этой научной школы, актуальны, прежде всего, для авиастроительного производства, механики деформируемого твёрдого тела. Я работаю с Сергеем Ивановичем уже 5 лет, и самое главное в том, что все эти годы мы находимся в непрерывном научно-исследовательском процессе, я очень благодарен ему за те знания и опыт, которые он мне передаёт, это невозможно чем-то измерить или оценить.

ПСУ: Теперь у Вас есть трёхлетний грант РНФ на разработку моделей гидравлического автофретирования. В чём суть этого метода, и как он может улучшить прочность авиационных конструкций?

И.А.: Суть метода гидравлического автофретирования заключается в создании остаточных сжимающих напряжений во внутренней поверхности металлических оболочечных изделий. На практике это позволит повысить упругую прочность детали, поскольку возникающие при реализации процедуры автофретирования в стенке оболочки остаточные напряжения компенсируют растягивающие напряжения рабочего давления. В то же время толстостенные оболочки сегодня широко используются в авиастроении, в конструкциях, работающих под высоким давлением. В частности, к ним можно отнести резервуары для хранения жидких и газообразных веществ под давлением, оболочки в пневматических и гидравлических бортовых системах летательных аппаратов.

ПСУ: Какие практические результаты Вы ожидаете от реализации проекта? Есть ли шанс, что Ваши модели будут внедрены в реальные производственные процессы?

И.А.: Вообще внедрение новых научных результатов в производство — это всегда сложный вопрос, он требует достаточно большого количества времени. Более того, не всегда реакция на что-то новое бывает положительной, так как это может нарушить уже установившийся режим. Не каждый готов переоборудовать производство, поскольку это может привести к лишним затратам, даже если и принесёт пользу в долгосрочной перспективе. Причём это касается абсолютно любой сферы деятельности. Я считаю, что полученные нами результаты в рамках проведённых исследований: математические модели и программные алгоритмы — это те научные знания, которые позволят существенно оптимизировать производство, в частности, в области авиастроения и металлургии.

ПСУ: Как Вы совмещаете преподавательскую деятельность в КнАГУ и активную научную работу? Вовлекаете ли студентов в свои исследования?

И.А. Я совмещаю не только преподавательскую деятельность в КнАГУ и активную научную работу, но ещё и образовательную деятельность со школьниками. Как это получается? Сам до конца не понимаю. Наверно, этим нужно жить, чтобы все успевать. Прошлый учебный год пролетел для меня крайне стремительно, хотелось остановить время, чтобы доделать все, что запланировано. Этот учебный год начался также активно, много разного рода работы: научной, методической, учебной. Касаемо привлечения студентов к решению научных задач, отмечу, что они изучают на нашей специальности курсы теории обработки металлов давлением и заготовительно-штамповочного производства, а это как раз те направления, в рамках которых мы и проводим научные исследования. Конечно, я стараюсь внедрять некоторые исследовательские процедуры в программу обучения, привлекать студентов к решению научных задач, но в некоторой упрощённой форме, адаптированной под их уровень знаний. Это важно, поскольку позволяет студентам быть в курсе последних научных достижений, а также стимулирует к появлению новых идей, причём и у меня, и у них, так как многие студенты отличаются нестандартным взглядом на решение разных научных проблем.

ПСУ: Что бы Вы посоветовали молодым учёным с Дальнего Востока, которые хотят пробиться в федеральные научные проекты и конкурировать с коллегами из центра страны?

И.А.: Я бы посоветовал молодым учёным заниматься любимым делом, если есть искренняя тяга к науке, и саморазвиваться, обращая внимание не только на современные научные исследования, но и на классические научные труды, почему-то в последнее время им стало уделяться меньше внимания. Гранты, проекты, конкурсы важны, но не могут являться первопричиной в осуществлении научной деятельности. Если человек работает, полностью отдаёт себя какому-то делу, то и результат не заставит себя ждать. Нельзя опускать руки, если что-то не получается или, например, не удается пробиться в федеральные проекты, всему свое время. Раньше многие молодые учёные получали финансирование своих научных проектов, как правило, только после защиты диссертаций. Сегодня же для студентов, преподавателей, учёных открыты широкие возможности в получении финансовой поддержки прикладных и фундаментальных научных исследований.

ПСУ: Что для Вас значит признание на всероссийском уровне?

И.А.: Я, безусловно, благодарен экспертам Российской академии наук за то, что они так высоко оценили результаты нашей научной работы. Это не только моё достижение, но и Сергея Ивановича Феоктистова, тех людей, которые с нами работают. Я думаю, что это признание является, прежде всего, подтверждением правильности выбранного нами научного пути и станет большим стимулом в продолжении работы над научными исследованиями.

Пресс-служба университета