Продолжаю обзор музеев этого милого городка с богатой историей. Начало было здесь:
Напротив «Терема с самоварами» стоит усадьба нежно-голубого цвета, у которой не за горами двухсотлетний юбилей. Это характерный образец архитектуры деревянного ампира. Усадьба является единственной в Городце дворянской.
Не помню, по какой причине я не сфотографировала её со всех доступных сторон, поэтому вставлю одну фотографию из интернета. На ней видны резные ворота с версией фамильного герба от городецких резчиков.
На самом деле, он выглядел немного иначе, и дельфины не были так похожи на китов :)
Родословная Паниных ведётся со времён Ивана Грозного. Последняя владелица городецких земель была праправнучкой Владимира Орлова (младшего брата знаменитого Григория Орлова, фаворита Екатерины ll, которому она и подарила Городец, а после него он перешёл Владимиру). Его дочь вышла замуж за графа Никиту Петровича Панина (наставника Павла l). При их сыне и была построена эта усадьба.
Сейчас здесь находятся несколько интересных экспозиций, показывающих, как раньше одевались, чем занимались, какую музыку слушали. Многие экспонаты появились благодаря, уже известному по «Терему самоваров», коллекционеру Полякову Николаю Фёдоровичу.
В Музыкальной гостиной экспозиция воссоздаёт атмосферу 19 века. Здесь представлены аппараты того времени.
Музыкальная шкатулка — довольно сложный в изготовлении прибор. Она производит звуки при помощи ряда штырьков и штифтов, закреплённых в цилиндре, и стальной гребёнки. При этом тон музыкальной шкатулки не похож ни на какой другой инструмент. Чем больше штифтов расположено на цилиндре и «зубчиков» на гребёнке, тем мелодия будет ярче, богаче и разнообразнее. Цилиндр со штифтами был изобретён в 14 веке во Фландрии. Но до 18 века он управлял молоточками, которые ударяли в колокола. Только швейцарские часовщики в конце 18 века изобрели гребёнку и тем самым усовершенствовали механизм. Аппарат мог быть любого размера: от шляпной коробки до громоздкого предмета мебели. В собрании музея представлена музыкальная шкатулка 19 века в виде небольшого ящичка.
Есть в экспозиции инструмент, звучание которого периодически демонстрируют экскурсионным группам. Это настольный орган (органетта) — разновидность шарманки. Работает он таким образом: внутри ящика находятся меха с трубками, напоминающие устройство органа. При вращении рукоятки воздух нагнетается в меховую камеру, откуда затем подаётся на язычки, из-за чего они издают звуки. Рукоятка также приводит в движение носитель музыки, которым могут быть перфорированные картонные или металлические диски, свёрнутая в рулоны либо сложенная как книга специальная плотная перфорированная бумага или деревянный валик со штифтами. По звучанию шарманка (изобретена во Франции в конце 17 века) была похожа на гармонь. Но у шарманок был существенный минус —требовалось постоянно крутить рукоятку.
А вот механическое устройство для воспроизведения звуков, по технологии больше напоминающее музыкальную шкатулку. Оно появилось в 1880-е годы в Германии. Изобретателем симфониона считается Фридрих Кауфман — сын механика и часовых дел мастера из Дрездена. Его отец производил часы, которые одновременно издавали звуки флейты и арфы. Этот пример вдохновил Фридриха на создание автоматической музыкальной машины. Впоследствии связь поколений не прервалась, и симфонион послужил основой для изготовленного уже сыном Фридриха Кауфмана оркестриона — более совершенного музыкального аппарата. Усовершенствовал симфонион другой изобретатель — немецкий инженер Пауль Лохман из Лейпцига. Созданный им аппарат работал за счет гребенки с металлическими язычками разной длины. Над ней вращался металлический диск с зубчиками, которые, задевая язычки, извлекали звуки. В мастерской Лохмана работали c перфорированными дисками, которые в 19 веке называли «металлическими нотами».
В 1877 году Томас Эдисон изобрёл устройство, записывающее звуки — фонограф. Причём случайно, работая тогда над усовершенствованием телефона. Принцип работы фонографа достаточно прост. Звук попадал в рупор и заставлял мембрану и иглу, прикреплённую к ней, колебаться. Так вибрации оставляли борозду на специальной бумаге, покрытой парафином (позже Эдисон ради удобства заменил ее металлическим цилиндром, который был обернут в фольгу). Чем сильнее игла продавливала бумагу, тем интенсивнее был звук. Воспроизводилась запись точно так же: цилиндр приходил в движение, а игла, попадая в ранее проложенные борозды, заставляла мембрану колебаться и издавать звук. В собрании музея хранится фонограф конца 19-начала 20 века. Он был выпущен компанией «Говорящий фонограф Эдисона» и принадлежит к числу ранних экземпляров устройства.
На основе изобретения Эдисона впоследствии был создан граммофон, в основе которого лежал тот же принцип, только в качестве носителя использовались плоские диски — грампластинки.
Создал граммофон Эмиль Берлинер — учёный и конструктор, который также известен своими моделями летательных аппаратов. Его устройство выгодно отличалось от фонографа Эдисона: машина передавала звук громко и отчетливо и практически не искажала его. При этом принцип работы был тот же: Берлинер записывал звук при помощи иглы, только в отличие от Эдисона, использовал для этого круглую пластинку. Такой формат был более долговечным (фольга, которой пользовался Эдисон, переживала лишь малое количество воспроизведений) и позволял легко снимать копии с диска. Первая граммофонная пластинка была создана в 1888 году. Берлинеру потребовалось почти десять лет, чтобы найти для неё идеально подходящий материал. В результате им стал шеллак — смола органического происхождения, которую изобретатель соединил с другими ингредиентами. В 1895 году Берлинер основал фирму, которая занялась выпуском граммофонов и пластинок для массового потребителя. А его братья открыли её филиал в Берлине (кстати, немецкий лейбл Deutsche Grammophon — именно так называлась фирма Берлинеров в Германии — существует до сих пор).
В коллекции музея представлен струнный граммофон начала 20 века. Струнный резонатор появился уже после того, как Берлинер представил своё изобретение, и мастера со всего мира взялись его совершенствовать. Первые подобные модели были сделаны в Англии в 1907 году и быстро распространились по европейским странам. Струйный резонатор еще называют цитрой. Звук, проходя через струны, обогащался: инструмент звучал лучше, насыщеннее, чище. Такое устройство можно назвать прототипом современной стереосистемы.
В одной из комнат собраны разнообразные старинные часы. Настенные, напольные, консольные, дорожные, карманные… Есть даже производственные с регистратором времени прихода рабочих на предприятие.
Практически у всех есть своя история. Некоторые экземпляры имеют описания или помечены QR-кодом, считав который, можно узнать подробности.
Считается, что прототипом настенных изделий были башенные часы. Первые такие образцы появились в Европе в 14 веке. Чаще всего их можно было увидеть на монастырских башнях, где существовала необходимость сообщать монахам о наступлении времени работ или молитвы. И ведь действительно некоторые настенные экспонаты смотрятся как мини-башенки.
Традиция превращать часы в произведение искусства зародилась в 17 веке. Корпуса украшали инкрустацией из панциря черепахи, олова, латуни, золочёными бронзовыми фигурками.
В Россию настенные часы были завезены при Петре I. Вскоре после этого русские мастера и сами освоили производство.
Официальной датой рождения знаменитых часов с кукушкой считается 1738 год, хотя первые упоминания об изделиях, которые были украшены движущимися фигурками животных и птиц, восходят к 16 веку. Один из первых экземпляров создал немецкий часовщик Франц Кеттерер из Шварцвальда. Сегодня этот регион считается мировым центром производства часов с кукушкой. Вид сказочной избушки, украшенной листьями, шишками и прочими декоративными элементами, связанными с лесом, часы приобрели только в середине 19 века. Первые модели были более незамысловатыми, чаще всего они представляли собой обыкновенную деревянную коробку. В музейном экземпляре, как следует из описания, птичек две. Кукушка — часовая, перепёлка — четвертная.
Веками мастера стремились добиться высокой точности хода часов. Этой цели служил и ртутный маятник. Его придумал английский часовщик Джордж Грэхем. Он много лет изучал вопрос, почему часы так часто спешат или отстают. В конце концов, учёный пришел к выводу, что в первую очередь это связано с изменением температуры. В 1715 году он изобрёл механизм, который обеспечил точность хода часов до 0,1 секунды — тот самый ртутный маятник. Он применялся более двухсот лет, пока его не усовершенствовали другие мастера.
Ещё в середине 16 века английские часовщики начали использовать в своих изделиях пружины. Это решение произвело своего рода революцию среди ремесленников. Пружина заменила собой маятник. Изначально такие часы изготавливались сразу вместе с консолью. Отсюда и их название — французское слово console обозначает небольшую настенную полочку, на которую изделие и ставили. Консоль, как и корпус таких часов, изготавливали из дерева.
В одном из музейных экспонатов конца 18 века есть интересная деталь — механизм для регулирования ночного боя позволяет отключать звуки на ночь.
История каминных часов насчитывает несколько веков. В коллекции музея представлены часы в форме, которая называется «Шляпа Наполеона». Она появилась на свет и завоевала популярность в первой половине 19 века. В этот период «наполеоновская тема», связанная с ролью его личности в истории, захватила умы многих современников французского императора. Нашла она отражение и в интерьерном искусстве.
Привлекает внимание корпус каминных часов с многофигурной композицией из цельного куска дерева. Циферблат тоже деревянный.
Каретные, или дорожные, часы называют прообразом современного будильника. Во время длительной поездки, особенно если она выпадала на ночное время, у путника часто не было возможности воспользоваться лампой или свечой и узнать время. Часы же издавали звуковой сигнал и оповещали своего владельца. Первые часы для путешественников были созданы в 1451 году. Их изобрёл парижский часовой мастер Жан Либур. Он поместил часовой механизм в медный корпус и дополнил его боем, который раздавался очень громко, чтобы оповестить пассажиров. В тот период звуковой сигнал был едва ли не единственной возможностью получить информацию о времени в пути.
На выставке «Дом графини Паниной» можно увидеть три вида заводских часов: они отличаются по размеру и внутреннему устройству, но принадлежат к одному классу. Такие часы предназначались для фабричных и заводских предприятий. Как правило, они устанавливались при входе и использовались как регистратор, с помощью которого рабочие могли отметить время прибытия на службу. Часы позволяли отпечатать дату и время на бумажной карточке рабочего. Для этого человек должен был опустить карточку в узкую прорезь и нажать на расположенный на передней панели рычаг — с помощью цифр и букв выбивались дата и время.
О том, что находится в остальных залах (впереди ещё четыре), расскажу в следующей статье 🤗