Найти в Дзене
ИНОСМИ

«Сделано в Германии» даром не нужно: кто вбил гвоздь в крышку гроба ФРГ

   © AP Photo / Patrick Pleul/dpa via AP
© AP Photo / Patrick Pleul/dpa via AP

Junge Welt | Германия

Германия теряет главных торговых партнеров, а объемы немецкого экспорта продолжают стремительно сокращаться, пишет Junge Welt. И виноваты не только геоэкономические сдвиги, как настаивают некоторые немецкие эксперты.

Лейбл "Made in Germany" ("Сделано в Германии") все больше теряет свою былую популярность. Германия, которая после 2000-х годов на протяжении долгого времени оставалась ведущей мировой экономикой по объемам экспорта — так называемым "экспортным чемпионом", — продолжает страдать от упадка. Симптомов тому несколько. С 2023 года снижается не только валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий экономическую мощь страны, и, по прогнозам, он сократится и в этом году. Снижается и конкурентоспособность продукции немецких предприятий. Результат — очередное сокращение экспортного профицита.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Эта тенденция усилилась в первые семь месяцев текущего года, как сообщило Федеральное статистическое ведомство (Destatis). С января по июль стоимость немецкого экспорта превысила импорт на 32,7 миллиарда евро, заявило в пятницу ведомство в Висбадене. Однако по сравнению с прошлым (также неблагополучным) годом внешнеторговый баланс заметно ухудшился: на 21,2 %.

Запад сломается: немцы высмеяли идею финансирования Украины за счет России

Главная причина, по данным ведомства, — динамика товарооборота и обмена услугами с двумя ключевыми торговыми партнерами — США и Китаем. Так, объем немецкого экспорта в США, крупнейшего торгового партнера Германии, снизился на 5,3 % и составил 89,9 миллиарда евро. В то же время импорт оттуда вырос на 2,2 %, до 55,3 миллиарда евро, что привело к сокращению долгое время устойчивого положительного сальдо торговли с союзником по НАТО.

Во внешней торговле с индустриальной сверхдержавой Китаем у Германии уже много лет фиксируется значительный дефицит. В последние месяцы он еще увеличился. С января по июль импорт из КНР превысил немецкий экспорт на 47,7 миллиарда евро. Проще говоря: объем востребованных в Китае немецких товаров продолжает снижаться — это прямой показатель падения конкурентоспособности немецкой экспортной экономики.

Однако проблемы бывшего чемпиона не ограничиваются США и Китаем. Похожие тенденции наблюдаются и в торговле с другими странами. Так, экспортный профицит заметно сократился в отношениях с Мексикой, Италией и Канадой, сообщило агентство dpa в пятницу. Одновременно, по данным Destatis, резко вырос пассивный торговый баланс с Вьетнамом (где все активнее размещаются заказы крупных международных концернов в условиях глобальной конкуренции), а также с Венгрией и Чехией (куда немецкие компании активно выносят производственные процессы).

"Сегодня опубликованные данные по внешней торговле подчеркивают, насколько сильно немецкая экономика страдает от текущих геоэкономических сдвигов", — цитирует dpa Себастьяна Дуллиена из Института макроэкономики и исследований конъюнктуры (IMK) Фонда Ханса Беклера. Особенно пострадали автомобильная промышленность, машиностроение и химическая отрасль.

«Европу сдадут России»: экономист выступил с шокирующим заявлением

По мнению Дуллиена, за происходящим стоят "агрессивные промышленные и торговые меры Китая и США, направленные на снижение зависимости от экспорта и укрепление собственного производства". Но дело не только в американских пошлинах и росте качества китайских товаров. Все чаще эксперты приходят к выводу, что главным тормозом конкурентоспособности немецкой продукции на мировом рынке становится энергетический кризис в ФРГ. А он — прежде всего результат пагубных политических решений, то есть проблема во многом внутреннего характера.

И вина за это лежит не только на нынешнем правительстве. Еще с 2017 года немецкая экспортная экономика теряет свою долю на мировых рынках, как показало исследование Немецкого федерального банка, опубликованное в середине июля. Причем это снижение происходит быстрее, чем в других индустриальных странах — "особенно с 2021 года". Наиболее отчетливо это заметно в наиболее экономически динамичном регионе мира — Восточной и Юго-Восточной Азии. Там товары с маркой "Made in Germany" все меньше пользуются спросом.

Оригинал статьи