Следующая на разборе пластиковая модель от Trumpeter танка Т-64Б обр. 1975 года.
Идентификация модификации
Т-64Б принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 3.09.1976 № 733–244 и Приказом МО СССР от 16.09.1976 № 0211. Также официально в этом же году началось и его серийное производство.
Только есть одна важная оговорка: на вооружение был принят объект 447 и первую предсерийную партию выпустили в 1976 году в количестве 20 единиц объектов 447. В 1977 году произвели еще одну партию из 11 объектов 447 и тремя партиями 64 объекта 447А.
25.08.1978 вышел Приказ МО СССР № 0153 «Об основных тактико-технических характеристиках танка Т-64Б». Приказом вместо устанавливавшихся на объекте 447 прицелов 1Г21М и ТПН3, стабилизатора 2Э26 и баллистического вычислителя 1В59 для объекта 447А установлена СУО 1А33 «Обь» с прицелами 1Г42 и ТПН1-49-23, стабилизатором 2Э26М и баллистическим вычислителем 1В517М.
В 1978 году произведено 160 танков Т-64Б (объект 447А) и 50 Т-64Б1 (объект 437А), всего 210 машин.
Вывод из сказанного выше: 1) Т-64Б принят на вооружение и серийно производился с 1976 г., поэтому «модификация 1975» — анахронизм; 2) на картинке изображен танк с прицелом 1Г42, т.е. объект 447А, поэтому эта модификация может быть идентифицирована по крайней мере 1977 годом, не ранее.
В дальнейшем, ориентируясь на комплектацию башни (отсутствуют мортиры «Тучи», прицел 1Г42) будем считать, что в коробке от Трампетер Т-64Б (447А) обр. 1977 года.
Ошибки модели
Грубые ошибки, которые сразу бросаются в глаза:
- Три ящика АТ-1 закреплены на башне как на Т-64А выпуска до 1975 г. В 1975 г. горизонтальный поручень на башне был заменен на вертикальный, а установка ящиков стала ниже.
- Сплошные бортовые экраны устанавливались с 1980 года.
Справедливости ради, в комплектации модели и инструкции по сборке предусмотрено два варианта бортовых экранов, что позволяет вторую ошибку считать «фичей» — моделист может собрать машину образца 1977 г. или 1977/80 г. (сплошные экраны установлены после 1980 г. при капремонте).
На модели используется установка крыши МТО 434.02.001сб-3, которая применялась до октября 1974 г. (на картинке выделены характерные кожух и сетка обводного газохода):
На серийных танках Т-64Б использовалась установка крыши МТО 434.02.001сб-5 с клапаном обводного газохода и другим кожухом:
На рисунке на коробке и выполненных моделях на башне отсутствуют две транспортных шпоры. Инструкция от производителя модели их предусматривает, поэтому тут обращаю внимание, но за ошибку не считаю.
В ЗИП танков Т-64А и Т-64Б входит два запасных трака. На модели мы наблюдаем четыре — два, как и положено, на башне и два на задних щитках надгусеничных полок. На надгусеничных полках траки крепились с 1984 г. для модификаций, на которых были проведены мероприятия для установки динамической защиты.
Анахронизм. Отбойники 434.04.939сб (выделены на рисунке ниже) устанавливались с 1980 года.
Крепление дополнительных топливных бочек выполнено хомутами с болтовой стяжкой сверху.
На танках Т-64А/Б крепление бочек осуществлялось с использованием тросиков:
На модели предусмотрено крепление пенала 446.76.120сб:
Этот пенал используется на командирских танках Т-64АК с августа 1975 г., Т-64БК, а на танках Т-64Б введен в 1984 году одновременно с мероприятиями по установке динамической защиты.
Как и в предыдущем обзоре крюки для укладки заднего троса размещены на заднем наружном баке неверно; на крыше МТО отсутствуют проушина для крепления троса и платик для крепления ящика ЗИП КМТ; в комплект модели не входит лом (его место показано красной линией).
Автор: В. Чобиток