Найти в Дзене

Дилогия о Ходже Насреддине Леонида Соловьёва

Читатель встречает Ходжу Насреддина, когда ему исполнилось уже 35 лет. И проживает с ним тревоги и напасти несколько лет, пока тот не обретает личное счастье, уходя в неизвестность с возлюбленной (кн. "Возмутитель спокойствия", 1940). Далее читатель узнаёт, что бродяга Ходжа Насреддин осел, обзавелся семьёй, домом и садом (кн.2 "Очарованный принц", 1950). Его прекрасная Гюльджан потолстела и стала крикливой любительницей противоречить мужу. Его дом наполняют шалости семи подрастающих сыновей. Самого Ходжу раздирают две противоположные страсти: тяга к перемене мест и любовь к семье. Но Насреддин всё же нашел выход, хотя и на некоторое время. И снова дальний путь на старом друге - сером ишаке: встречи и напасти, размышления и добрые дела. В первую очередь Ходжа Насреддин стремится при любой возможно помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Но его помощь не подразумевает жертвенности. Здравая черта самосохранения присутствует всегда, но не порождает трусость или нытье от невзг

Читатель встречает Ходжу Насреддина, когда ему исполнилось уже 35 лет.

Изображение создано с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети

И проживает с ним тревоги и напасти несколько лет, пока тот не обретает личное счастье, уходя в неизвестность с возлюбленной (кн. "Возмутитель спокойствия", 1940).

Далее читатель узнаёт, что бродяга Ходжа Насреддин осел, обзавелся семьёй, домом и садом (кн.2 "Очарованный принц", 1950). Его прекрасная Гюльджан потолстела и стала крикливой любительницей противоречить мужу. Его дом наполняют шалости семи подрастающих сыновей. Самого Ходжу раздирают две противоположные страсти: тяга к перемене мест и любовь к семье. Но Насреддин всё же нашел выход, хотя и на некоторое время. И снова дальний путь на старом друге - сером ишаке: встречи и напасти, размышления и добрые дела.

Изображение создано с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети

В первую очередь Ходжа Насреддин стремится при любой возможно помочь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Но его помощь не подразумевает жертвенности. Здравая черта самосохранения присутствует всегда, но не порождает трусость или нытье от невзгод. Лавирует, придумывает ходы, чтобы выйти из неблагоприятного положения. Нестандартное и быстрое мышление, творческая смекалка и артистизм, отсутствие слепого следования правилам, но не забывая всяческих законов, сострадание к обиженным - главные черты характера героя дилогии. Литературный Ходжа Нассредин любопытен, но и мудр. Даже при общении с женой находит способы сделать по-своему, не обидев и не унизив, а она считает, что добивается желаемого, тогда как происходит наоборот.

Дилогия Леонида Васильевича Соловьёва хороша не только приключениями неунывающего Ходжи Нассредина и его мудрыми поступками. Прекрасен язык изложения! Не только обращения к эмиру или вельможам пестрят множеством сравнений, многоречивость и образность - черта большинства персонажей дилогии. А как красивы описания, будь то окружающая природа или люди, их поступки, мысли и желания.

Изображение создано с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети

Например, вот как обращается к хану Коканда вельможа:

"- Именно подвигнутый высшими соображениями, я и привёл сегодня во дворец слабосильных верблюдов моих раздумий, дабы повергнуть их на колени перед караван-сараем царственного могущества и напоить из родника державной мудрости...

- Кувшин моих ничтожных мыслей показывает дно".

А это одно из описаний пути Ходжи Насреддина: " По всему его пути лежали на площади косые, уступчатые тени - словно спины сказочных чудовищ, притаившихся, чтобы схватить его; но, как очарованный принц, хранимый высшими силами, он свободно и смело шёл между ними, подняв лицо к пылающему солнцу. Оно опускалось в гряду волнистых тонких облаков и заливало их ясным огнём, обещая земле на завтра горный прохладный ветер - спасенье от жгучего зноя".

Таким предстаёт Ходжа Нассредин после того, как узнал то, чего искал:

"В эту минуту он был похож на охотника, что долгое время искал в ушельях пятнистого мягколапого барса и уже отчаялся найти его, и вдруг на мокром песке у ледяного всклокоченного ручья увидел след - совсем свежий, ещё не успевший заветриться".

В разнообразии персонажей узнаем, как женщины средневековой Средней Азии украшали свою внешность: "Воздух наполнился благоуханиями. Пришла жена менялы - высокая, стройная, под лёгким покрывалом, сквозь которое угадывались румяна и белила на её щеках, краска на ресницах, сурьма на бровях и китайская мастика на губах".

Более того оказывается существовал своего рода "стриптиз" или танец-раздевание с соответствующими последствиями. Вот каково описание танца "Злая оса": "Два дюжих дунгана с черно-смоляными косами до пояса проворно выкатили из палатки плоский барабан, шириною в мельничный жернов; потом один из них, запрокинув голову, начал дуть в длинную узкую тыкву - послышался ноющий, с дребезжанием звук, подобный полету осы. Это старинная кашгарская пляска... вдруг полог палатки раздвинулся - и выбежала плясунья... Разноцветные шелка - синий, жёлтый, красный, зелёный - окутывали её гибкое тело, светясь и блестя в косых предвечерний лучах, сливая в одну радугу свои жаркие живые краски... плясунья, увертываласть от осы, падала на колени и вскакивала опять, искала эту злую осу в складках своей одежды, - а цветные шелка всё разматывались и разматывались, ниспадая на барабан, и уже только чуть прикрывали её тонкое тело. Когда она обнажилась до пояса - злая оса залетела вдруг снизу; плясунья вскрикнула, завертелась волчком на рокочущем барабане, цветной вихрь поднялся вокруг неё, упал последний, розовый шёлк, и она осталась перед толпой совсем обнаженная. И вдруг вся она затрепетала от головы до ног, выгнулась и запрокинута голову, тягучая судорога прошла по всему её телу: оса всё-таки ужалила её!.. Провожаемая восхищённым и жадным ревом толпы, она убежала в палатку; и сейчас же, следом за нею, в палатку направился какой-то персидский купец - тучный, коротконогий, с черной бородой, круглым чревом и маслянистыми, сладко-сонными глазами навыкате".

Что же хотел сказать Леонид Васильевич этим эпизодом? Что за Кашгарский танец, кто такие дунганы и почему у плясуньи узкие глаза?

Город Кашгар древний (Ныне находится в Синьдзян-Уйгурском автономном районе Китая). Расположен в оазисе на старинном караванном пути, который только во 2-й половине XIX века стали называть Шёлковым. Ещё во II веке до н.э. один чиновник династии Хань отправился исследовать западные земли - Согдиану и Бактрию, ныне территории Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Над Кашгаром в течении многих веков властвовали различные народы: кочевые: хунну, кушаны, тюркский каганат; китайские: империя Хань, Тан; Тибетская империя. В 711 году до Кашгара добрались арабы. Начал распространяться ислам, но господствующего положения не занял. В городе и окрестностях уживались разные верования, несмотря на частые битвы между народами, желающими повелевать и быть хозяевами над чужими племенами.

В районе Чёрного Иртыша, на склонах Тарбагатайских гор (на границе современных Китая и Казахстана) кочевал союз карлуков - тюркского народа. В 982 году неизвестным автором на персидском языке написан труд, рассказывающий о пределах мусульманского мира. Там говорится: «вожди Кашгара в былые времена были из карлуков или из ягмы». Вместе с другими племенами, образовали Караханидское ханство (9-нач.13 вв). Одним из главных городов Караханидов стал Кашгар. В X веке хан принял ислам, и соответственно его подданные тоже.

Караханидское ханство. Яндекс: картинки
Караханидское ханство. Яндекс: картинки

Позже ханство попало под власть чёрных киданей (кара-китаев). Кроме мусульман в Кашгаре исповедовали христианство, там находилась несторианская митрополия.

-5

Затем пришли с 1219 года монголы. Ханы улуса, куда входил и Кашгар исповедовали то тенгризм, то ислам и только с середины XIV века мусульмане постоянно становятся у власти и на подвластных распространяются соответствующие требования.

Дунганы, упоминаемые в тексте, в XIII веке имели тюрко-монгольское происхождение, но в некоторой степени ассимилированные китайцами и при этом исповедовали ислам, сохраняя элементы древних племенных культов. Плясунья могла быть приверженицей тенгризма или китайского многобожия.

Благодаря торговому пути из Китая в страны Средиземноморья танец "осы" проник в далёкие земли.

Скорей всего эта пляска зародилась много веков назад, задолго до принятия населением ислама, возможно имела религиозный или ритуальный характер, и сохранилась вплоть до XIII столетия (или даже значительно ближе к нашему времени), когда, предположительно жил Ходжа Насреддин или человек, ставший прототипом.

Изображение создано с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети

Вторая книга написана также красиво, как и первая, но содержит больше серьезных размышлений и мудрых слов. Не удивительно, ведь Ходжа Насреддин стал старше и опытнее, пережил немало злоключений, впрочем, как и сам автор. Леонид Васильевич по-прежнему придерживается стиля, характерного для изложения соответствующего времени, народа и религии. При местных отличиях сохраняется общая направленность в суждениях и поступках персонажей, обусловленная законодательными актами правителя и мусульманскими правилами жизни. Разговоры полны по-прежнему образности и выразительности. Не обходится без смешных моментов и хлестких характеристик.

Изображение создано с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети

Скитаясь по разным дорогам, преодолевая пыльные, песчаные, каменистые участки, переходя холодные горные перевалы, где дышалось тяжко, спускаясь в зеленеюшие долины; при разнообразии температур и климата Ходжа Нассредин видел схожее состояние жизни людей: богачи наживались и купались в роскоши, но при этом не переставали стремиться к обогащению, а простой люд трудился изнурительно, однако в большинстве своем бедствовал и страдал.

Леонид Васильевич Соловьёв (1906-1962). Яндекс: картинки
Леонид Васильевич Соловьёв (1906-1962). Яндекс: картинки

Ещё Временное правительство 25 марта (7 апреля) 1917 г. ввело хлебную монополию. Закон «О передаче хлеба в распоряжение государства». Объём «хлеба, продовольственного и кормового, урожая прошлых лет, 1916 г. и будущего урожая 1917 г.», должны передать государству. Собственники могли оставить установленный законом минимум на семена для полей, жизнеобеспечения семьи и занятых в хозяйстве лиц, а также на корм скоту. В последующие годы большевики проводили продразверстку, изымая излишки (и не только лишнее для семей) зерно для жителей городов и бойцов с белым движением. В это же время в стране громыхала и полыхала Гражданская война. В довершение напасти в 1921 году случилась засуха, погубившая, где-то больше половины, а где-то почти весь урожай. Бедствия в совокупности унесли из этого мира несколько миллионов жизней!

Туркестан в тот период считался более обеспеченным продовольствием.

В 1921 году пятнадцатилетний Леонид вместе с семьёй попал в Коканд. Они бежали из Самарской губернии от голода, наиболее сильный распространился в засушливом Поволжье.

Один из первых своих рассказов семнадцатилетний Леонид опубликовал в "Туркестанской правде", позже переименованной в "Правду Востока".

В течении девяти лет Леонид Соловьёв наблюдал жизнь среднеазиатских жителей. Любовался природой, читал древних мудрецов, обращал внимание на нравы и обычаи. Несколько лет, будучи корреспондентом газеты, посещал разные города и селения. Пытливость и любознательность привели к сбору многочисленной информации, которая рано или поздно должна была стать доступной и другим, не видевшим своими глазами удивительного Востока.

Однако Соловьёв понимал, что следует повысить свое мастерство и в 1930 году приехал в Москву для поступления в Институт кинематографии на литературно-сценарный факультет, который закончил через два года.

Леонид Васильевич писал рассказы, сценарии, по которым снимали фильмы. Обширный среднеазиатский материал вылился в красивую и забавную сказку о весельчаке и оптимисте, о спасателе бедных и биче жадных и подлых.

В период Великой Отечественной войны Соловьёв Л. В. сотрудничал с газетой "Красный флот" в качестве военного корреспондента в районе Черного моря. Впечатления военных лет отразились в рассказах и повестях.

Награждён орденом Отечественной войны (5 ноября 1943 года) и медалью «За оборону Севастополя».

В сентябре 1946 года Леонида Васильевича арестовали. Незначительные его высказывания превратили в антисоветскую и террористическую пропаганду. В большей степени те, кто уже был ранее арестован и, спасая себя, губили другого. В одном из мордовских лагерей пришлось находится доброму и наивному писателю долгие годы. Большое благо, что ему позволили в свободное время писать.

"Я должен быть дервишем — ничего лишнего… Вот куда, оказывается, надо мне спасаться, чтобы хорошо работать — в лагерь!.. Никаких соблазнов, и жизнь, располагающая к мудрости. Сам иногда улыбаюсь этому».

Вторую книгу: «Очарованный принц» писал в лагере, на основе сценария к фильму «Похождения Насреддина». Закончена в конце 1950 года.

Леониду Васильевичу полюбился среднеазиатский край, называя себя "многоскорбным повествователем", вспоминает при написании книги с теплотой и печалью:

"... Есть на земле Фергана, навек покинутая нами и навек незабвенная, - голубой сон души; это её память, её след оттиснулись на сердце, - её раскаленное солнце, её города с многошумными, пестроцветными базарами, её селения, утонувшие в зелёных садах, её горы с вознесеными за облака снеговыми вершинами и мутно-ледяными потоками, её поля, озёра и пески, хрустальные рассветы и багрово-страстные, во всю небесную ширь, закаты над горами, её осиянные ночи, задымленные чайханы, её дороги в Ирам - страну счастливых чудес... Всё это в сердце. Вернусь ли, увижу ли? Нет, никогда. Но есть впереди примирение: вторая юность, - мы не вернемся, мы вспомним..."

Леонид Васильевич оставался в лагере до июня 1954 года, когда освободился по амнистии. Он не роптал на судьбу, считал, что получил наказание за ошибки в личной жизни.

Юрий Олеша в дневнике вспоминал: "Встретил вернувшегося из ссылки Леонида Соловьёва. Высокий, старый, потерял зубы. Узнал меня сразу, безоговорочно. Прилично одет. Это, говорит, купил ему человек, который ему обязан. Повёл в универмаг и купил..."

Благодаря помощи друзей дилогию о Ходже Насреддине издали в 1956 году. Леонид Васильевич женился опять. Подрабатывал сценаристом на "Ленфильме" (им создан сценарий кинофильма «Шинель» (1959) по повести Н. Гоголя), писал "Книгу юности". Законченные части изданы полностью после смерти писателя, в 1963 году.

Изображение создано с помощью нейросети
Изображение создано с помощью нейросети

Создается впечатление, что обе книги о Ходже Насреддине написаны мудрым аксакалом, познавшим множество людей на обширных пространствах Средней Азии (Туркестана) и проникнувшим в глубь веков далёкого Средневековья.

Рекомендую обратить взоры на повести Леонида Соловьева о Ходже Насреддине, вы насладитесь великолепным слогом писателя и забавными персонажами.

Спасибо за внимание.