"Приручить - значит создать узы!" (Маленький принц)
Это второй роман Кати Качур, который я прочитала. Про первый, "Любимчик эпохи", я уже писала отзыв.
Сюжет этой книги вращается вокруг бытовых сражений двух главных героев — Анатоля, генерала полиции в отставке, и Батутовны, сельской учительницы литературы, на территории маленького деревенского домика в компании собаки, кошки-шалавы и ручной лисы. Они и сами живут, как кошка с собакой, и стойко пытаются при этом не убить друг друга в битве за немытые банки.
Почему она зовется Батутовной - это отдельная песня, но история становления из Потаповны в Батутовну очень искрометная, как и история серебрянояйцевого пса Хосе.
И живут они на чудо-острове Рафаила, который назван так совсем не в честь святого.
С ними сосуществует сосед Хуан, зоолог, который когда-то приехал из далекой Испании изучать лис, да так и остался. Его верный друг, лис Рафик, когда-то оказался в большой беде. В 20-х годах зоологический научный мир выявил у лис особый ген, исключающий агрессию. Почувствовав запах больших денег, ушлые комбинаторы начали искусственно выводить добрых лис и продавать любителям домашней экзотики. Но один из разводчиков погиб, и десятки лисиц разбежались по территории, мутировав с новым геном, ведущим всю популяцию к вымиранию. Молодой испанский зоолог, осознав вдруг свою цель в жизни – спасти, адаптировать к дикой русской природе и убрать селекцией несчастную лисью мутацию, которая предполагает отсутствие инстинкта самосохранения, прибыл на этот остров.
И в этой беде, ради того, чтобы помочь рыжим хвостам, объединятся даже злейшие враги.
Потому что этот же ген, который делает лисиц дружелюбными и ручными, есть и у людей, и они раз за разом идут в руки негодяев, чтобы погибнуть. О таких зверях и людях и написан этот роман.
Слог в этой трагикомедии у Кати прямо ну очень современный и искрометный, а цитаты, как всегда, громкие и хлесткие, с необыкновенным чувством юмора и эпитетами. Великолепный, богатый образный язык: метафоры и описания настолько яркие, что могут вызвать как восторг, так и легкий шок. Например, сравнение весны с "развратной девкой" или описание природы, которая "беременна будущим урожаем". Читается на одном дыхании и с неослабевающим интересом на протяжении всего повествования.
Обложка книги тоже очень привлекательная, для эстета.
Автор ярко передаёт образы, обстановку и атмосферу, создавая тонкое послевкусие.
История вышла очень эмоциональной. Начинающаяся, как противостояние, превращается в становление близких и дружеских отношений.
С другой стороны, концовка показалась мне какой-то смазанной: хотелось бы чуть больше подробностей о судьбе главных героев после основных событий книги.
Анатоль и Батутовна — два одиночества, вынужденные бороться не только друг с другом, но и с общим врагом — беглым зэком Рафаилом, который становится символом их прошлого и настоящего. Взаимоотношения в романе напоминают биполярное расстройство, любовь и ненависть идут рука об руку. Супруга Рафаила явно страдает Стокгольмским синдромом.
А каков Рафаил! Вроде бы отрицательный герой, но как автор его любит, как оправдывает его действия.
Сокровищница судеб красиво раскрывает прошлое каждого из персонажей.
Встреча с беглым зэком напоминает героям книги о том, что им действительно дорого, и ради чего они готовы идти на компромиссы. Сильная, честная и яркая история о любви к людям и миру.
Книга напоминает нам о том, что нужно помнить о своих корнях, уважать своих родственников.
Роман о большой любви человека ко всему вокруг! Но самое главное о добре, спасающем как отдельного человека, так и мир.
Цитаты
«В окошке железной раскаленной будки сатанело лицо билетерши. Оно было маслянистым и пузырчатым, как доведенный до совершенства блин на сковородке».
Болшегрязевцы неистовали на главной площади у бюста Ленина с вилами – лопатами и орали благим матом: хотим называться Островом Рафаила!
- Да, мать вашу, вы – полуостров, а Рафаил – опаснейший преступник! Кричал с кузова грузовика какой – то чиновник в сером костюме.
- Не переименуете – сожжем пристань! – орали аборигены. – Спалим леса, взорвем помойку, пустим отходы по течению!
Хуан был в восторге. Он чувствовал себя героем остросюжетного романа и одновременно бумажкой в воронке исторического унитаза.
«Из города к приволжским поселениям люди ехали пустыми – распродали урожай на рынках. Но даже от полых кастрюль и лукошек к облепленному мухами потолку восходил густейший, плотный как силикон, запах июльских ягод: лоснящейся клубники, смородины всех мастей, белого тугого винограда, свинцово – синей ежевики и бесстыжей забродившей кроваво – черной вишни.»
«Спина и плечи, несмотря на солнцезащитную «Нивею», обгорели до мяса. Комары рвали это мясо, как шакалы – раненого льва.»
«Свободно валандаясь в коленях, на нем висели тонкие синие треники в репьях, к волосатому торсу прилипла майка – боксерка. Пальцы ног с пожелтевшими ногтями были растопырены и еле удерживали сланцы на тонкой подошве. В остальном он был прекрасен. Карие глаза, крупный правильный нос, рисованные тонким грифелем губы. Красивейшая градуированная седина в висках.»
«Так они засыпали, Рафик посапывал, постанывал, Батутовна сначала лила благодатные слезы, орошая цветастый ситчик подушки, а потом давала тракторного храпака, под который как по условному знаку, выплывало на Волжские просторы ее заштопанное детство и висело облаком над Островом Рафаила до самого их с лисом пробуждения.»
«Всяк на земле идет своим путем. Один – спасает этот мир, другой – губит. Этому в руки дают микроскоп, а тому – клинок. Да и корни твои, кровь твоя – деды да прадеды – не оставляют тебе выбора. Думаешь, сам все решаешь, везде рулишь, а оказывается, давно за тебя все продумано. Кто ты, какова твоя роль, за кого отомстишь, ради чего умрешь…»
«Вообще все в этом мире зависит от любви».
«Запомни этот июль. Запомни эти маки. Запомни каждого шмеля вокруг. Я ушел, ушел твой лис, ты уйдешь когда-нибудь, а у Земли каждый год будет бушевать такое божественное лето…»