Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Педагог Юлия Зобова: «Школьники больше не думают, что учитель — святой, чьё слово — закон»

Готовиться в старших классах к поступлению на медицинский, но в последний момент выбрать матфак. Проходить практику в школе, но вернуться туда учителем спустя 13 лет. Преподавать детям несколько предметов, но иногда и самой садиться за парту. Карьера Юлии Зобовой как будто состоит из противоречий и резких поворотов. В конечном счёте они привели нашу героиню к занятию всей своей жизни — работе учителем физики, математики и истории в школе № 96 Донецка. — Вы вернулись со съезда учителей физики в «Сириусе». Что происходило на этом мероприятии? В Образовательном центре собрались единомышленники, чтобы узнать о передовых методиках в преподавании и затем применить их на своих занятиях. Это делает науку более доступной ученикам, а ты становишься учителем, который внедряет образовательные тренды. Мы слушали лекции, участвовали в мастер-классах и много общались. — Вы участвовали в работе съезда второй раз подряд. Чем запомнилась поездка в прошлом году? Тем, что на ней я приняла предложение от с
Оглавление

Готовиться в старших классах к поступлению на медицинский, но в последний момент выбрать матфак. Проходить практику в школе, но вернуться туда учителем спустя 13 лет. Преподавать детям несколько предметов, но иногда и самой садиться за парту.

Карьера Юлии Зобовой как будто состоит из противоречий и резких поворотов. В конечном счёте они привели нашу героиню к занятию всей своей жизни — работе учителем физики, математики и истории в школе № 96 Донецка.

Педагог — не святой

— Вы вернулись со съезда учителей физики в «Сириусе». Что происходило на этом мероприятии?

В Образовательном центре собрались единомышленники, чтобы узнать о передовых методиках в преподавании и затем применить их на своих занятиях. Это делает науку более доступной ученикам, а ты становишься учителем, который внедряет образовательные тренды. Мы слушали лекции, участвовали в мастер-классах и много общались.

-2

— Вы участвовали в работе съезда второй раз подряд. Чем запомнилась поездка в прошлом году?

Тем, что на ней я приняла предложение от сотрудников издательства «Просвещение». Ученики нашей школы апробировали учебник «Инженеры будущего» и прошли по нему несколько глав. Донецк всегда был регионом людей, занимающихся строительством, металлургической промышленностью, развитием транспорта. Здесь будущих инженеров можно и нужно воспитывать.

Ещё в прошлом году я познакомилась в «Сириусе» с Петром Петровичем Головиным, народным учителем СССР по физике, и его сыном. На съезде он подарил нашей школе комплект оборудования для проведения лабораторных работ по электродинамике и учебник, по которому можно проводить эксперименты. Ребята остались в восторге.

— Как вам кажется, без каких качеств педагогу сегодня сложно работать?

Трудно, если учитель не может зажечь в учениках интерес и увлечь их предметом. Это раньше, во время моей молодости, школьники думали, что педагог — почти святой, чьё слово — закон. Сейчас растут другие дети, представители цифрового поколения. Они не признают авторитетов и умеют быстро находить любую информацию. И важно стать им другом, взаимодействовать на равных — авторитарный режим уже не работает. Поэтому на каждом занятии я стараюсь делать так, чтобы ученикам было интересно.

-3

— Ваши ученики побеждали на Всероссийской летней олимпиаде по физике и на Международной олимпиаде по экологии. Какой процент в этих успехах принадлежит вам, а какой — ученику?

Думаю, такие победы — это в первую очередь заслуга самих школьников. Роль педагога — направлять и давать советы. Так что соотношение, на мой взгляд, 80 на 20 в пользу ребёнка.

— Олимпиады, на ваш взгляд, это больше добро или зло?

С одной стороны, добро, потому что они развивают детей. С другой — многие школьники, не занимающие на олимпиадах призовые места, в какой-то момент выгорают и перестают в них участвовать. Кажется, что лучшим выходом из этого положения были бы предметные соревнования, которые награждали бы как можно больше ребят, стимулировали их продолжать. Потому что сильных олимпиадников, отличающихся нестандартным мышлением и готовых заниматься несмотря ни на что, не так много.

Существует и другая проблема. Когда ребёнок учится на одни пятёрки, его часто начинают активно привлекать к участию в олимпиадах — от английского языка до биологии. Отказать учителю он не может, а из-за большого количества соревнований времени на подготовку совсем не остаётся. Да и участвовать чаще всего не хочется, это тоже приводит к выгоранию.

В нашей школе мы взяли за правило, что ученик не должен писать больше двух олимпиад по разным предметам. Так он лучше фокусируется и больше мотивирован пройти дальше.

Высокий уровень эмпатии

— Кем вы хотели стать, когда вырастете?

Медиком, поэтому учила биологию и физику. Именно эти предметы нужно было сдавать в медицинский университет. А учительница математики увидела, что я хорошо решаю разные логические задачи, и стала пробуждать во мне интерес к сложным и интересным заданиям.

-4

В одиннадцатом классе родители наняли мне репетитора для поступления. На первом занятии я быстро прорешала все задачки, которые он мне дал. Репетитор тогда спросил: «А зачем ты ко мне пришла?» Мол, и так всё знаешь, можно готовиться самостоятельно. Его слова меня окрылили, и я смогла поверить в себя настолько, что выиграла олимпиаду по математике в своём родном Шахтёрске. Получив личное приглашение от заведующего кафедрой математического анализа, я стала студенткой матфака без вступительных испытаний. Окончила его с отличием.

— Выпускники матфаков не всегда идут работать в школу. Как получилось, что вы изначально хотели стать учителем?

Я проходила практику, и мне, студентке четвёртого курса, доверили вести занятия у старших классов. Разница в возрасте с учениками была всего три года, и временами было трудно оставаться требовательной и строгой. На пятом курсе я училась во вторую смену, поэтому легко устроилась в школу на ставку и работала там в первой половине дня. Мне нравилось, но потом я вышла замуж. Супруг попросил уволиться, чтобы я меньше переживала из-за работы во время беременности.

После декрета я работала главным финансовым аудитором в контрольно-ревизионной службе Донецкой области, контролировала распределение бюджета по образовательным учреждениям, а в школу вернулась в начале 2014 года.

Я поняла, что могу воспитывать детей и передавать им самое ценное, что у меня есть, — знания. Впоследствии о решении вернуться ни секунды не пожалела.
-5

— Вы сами давно оказывались за партой в роли ученика?

Я не могу стоять на месте и постоянно учусь, участвую в конкурсах и летних школах. Из последнего: получила диплом психолога, потому что такого специалиста у нас в школе нет. Но в процессе обучения поняла, что мне, человеку с логическим мышлением, тяжело окунаться в психологию. К тому же у меня высокий уровень эмпатии, и каждую историю ребёнка я бы невольно пропускала через себя. Но понять, как можно эффективнее взаимодействовать с детьми, было очень полезно.

Учиться новому можно в любом возрасте. Часто достаточно иметь сильное желание и свободное время. Занятия на Сириус.Курсах подойдут всем, кто хочет углубиться в любимый предмет и подготовиться к первым этапам олимпиад. Заходите на главную страницу онлайн-школы и выбирайте программу по душе!