Знаете, в нашей стране есть соревнования городов: Казань соревнуется с Уфой, Екатеринбург с Челябинском, Нижний Новгород с Самарой, Москва с Санкт-Петербургом и, конечно же Ростов на Дону с Краснодаром) У нас ситуация вообще комичная, так как долгие годы Краснодар воспринимался ростовчанами как младший брат, приблизительно как Воронеж воспринимал Липецк или Белгород и вдруг, случилось странное - Краснодар за двадцать лет не просто догнал, но и обогнал Ростов на Дону по множеству показателей и это не только стройка, по которой Ростов отстал - это и бизнес-климат, и качество дорог, и инфраструктура, в общем, случилась ситуация в которой младший брат так далеко ушёл от старшего, что старшему остаётся только смотреть на это и тяжело вздыхать.
Если кто-то ещё не подписан, то жду вас в своём телеграм-канале о переезде в Краснодарский край - там есть то, чего нет в других источниках, в том числе и цифры, веду я его уже больше трёх лет, так что есть там что почитать.
К теме:
И речь, конечно же, не о том, что Ростов перестал развиваться, просто Краснодар совершил скачок, и скачок этот совершён не потому, что в Краснодаре вдруг собралась южная элита и решила заняться городом, а в первую очередь потому, что в период с 2003 по 2020 год население города Краснодар официально увеличилось почти вдвое, а неофициально называются и вовсе другие цифры, и в город начали вливаться огромные деньги инвесторов, в то время как Ростов продолжал вести свою неторопливую политику, в результате чего Краснодар по официальным данным обогнал Ростов на Дону по населению и заработал негласный статус самого комфортного места для переезда на юге.
Чтобы вы просто понимали о каких цифрах идёт речь: в 2003 году население Краснодара 646 200 человек, а в 2021 - 1 121 921 человек, население Ростова на Дону в 2003 - 1 068 300 человек, а в 2021 году - 1 142 062 человека. Т.е. даже по официальным данным - это скачок почти в два раза.
«У нас тоже есть море — Таганрог, что вам не море?»
И вот здесь начались проблемы. Нет, они не критичные, просто Ростову пришлось делиться. Дело в том, что в нашей стране очень много финансовых потоков распределяются по федеральным округам, а Ростов и Краснодар, как на зло для Ростова оказались в одном федеральном округе и, если раньше Ростов был настоящей столицей ЮФО, то с ростом Краснодара, хотя формально он таковой и остался - в реальности все понимают, что Краснодар - это два часа до моря, т.е. возможность просто ездить туда одним днём, это очень высокий уровень потребления, в отличии от Ростова н Дону
И здесь не все понимают, что именно произошло, а это требует разъяснения. В Краснодар в те годы ехали разные люди: и богатые, и не очень, но они везли деньги извне, т. е., к примеру, пенсионер, который ехал с севера, продолжал получать деньги в том регионе, в котором он зарегистрирован, т. е. нагрузка приходилась туда, а тратил он их здесь, в Краснодаре, к тому же каждая переехавшая семья привозила сюда ещё пару семей оттуда — появился такой интересный финансовый центр, куда начали стекаться деньги из других регионов. А так как официальное и неофициальное население могло реально отличаться вдвое, ситуация и вообще приобретала эффект повышенного потребления: в Краснодаре без проблем можно найти две «Пятёрочки» друг напротив друга, можно увидеть конкурирующие магазины, которые спокойно уживаются рядом, чего не бывает в других городах. Конечно, у этого всего есть и обратная сторона — когда население официально не зарегистрировано, то инфраструктура трещит по швам, и отсюда пробки, дефицит мест в школах, детских садах и прочих, который очень ярко проявлялся раньше, сейчас в Краснодаре школ строят больше, чем нужно.
В общем, снова приведу пример из семьи: когда появляется второй ребёнок, первый понемногу вынужден делиться, и если раньше самый большой поток федеральных денег шёл в Ростов-на-Дону, то теперь всё изменилось, и Краснодар начал забирать на себя львиную долю потоков. Именно так в этом году Краснодарский край обогнал Ростовскую область по качеству дорог, да не просто обогнал, а вышел на пятое место, а Ростовская область на 32-м месте. Просто чтобы понимать: в Краснодарском крае нормативам соответствуют более 82% дорог, а в Ростове 60%, и, если вы ездили и там, и там, понимаете разницу, а это вопрос комфорта.
И, конечно, Ростов начал пытаться доказывать всем, что у них тоже есть море (вернее, залив на Азовском море), что там тоже хорошо, но, как говорится, шанс упущен — тот момент, когда поток переезжающих рванул в Краснодар и потянул за собой деньги, наши соседи упустили.
Буквально вчера я приводила в пример уровень развития платных клиник в Краснодаре, по которым не только Ростову, даже северным миллионникам до нас теперь не добраться, а платная медицина — это не просто показатель, а показатель количества обеспеченных людей, средний класс и выше, поэтому то, что у нас есть, дорого стоит!
И конечно же наша достопримечательность, о которой Ростов даже не мечтает!
И нет, это не парк, а Сергей Галицкий, потому что парк — это всего лишь парк, а Галицкий, который не просто его построил, а сделал Краснодар футбольной столицей и изменил отношение к футболу в регионе. Он построил академию футбола для детей, где детей на полном пансионе обучают бесплатно, он создал команду, которая выигрывает у тех, кто считался лидером! В общем, благодаря Галицкому Краснодар становится столицей не только юга, но и футбола. Само собой, такой человек один на миллиард, и даже по статистике, если у нас он есть, то в Ростове вероятность такого невелика.
И, как в любой борьбе, после того, как рациональные аргументы исчерпаны - начинается переход на личности)
И здесь, я думаю, и без меня вы видели много перепалок в сети, в которых одни доказывают, что лучше Краснодар, другие, что Ростов, и со стороны ростовчан звучит, что мы здесь деревня сплошная, и кроме как в земле копаться ничего не можем, краснодарцы отвечают, что зато у нас зелено и воздух чистый в отличие от Ростова. И мы не стыдимся своего маленького города, зато все к нам хотят, а в Ростов никто. В общем, аргументов как с одной стороны, так и с другой множество, и, конечно, мы теперь просто в разных экономических ситуациях, так как Краснодар на десятки лет заложил фундамент на развитие, а Ростов выбрал стратегию стабильного баланса (выбрал не сейчас, а ещё 20 лет назад).
Это не камень в сторону Ростова-на-Дону, просто с точки зрения экономики Краснодар сейчас в векторе развития, так как много настроено, много заложено проектов, которые предусматривают увеличение количества жителей на миллионы и обновление города, в Ростове же таких потенциалов нет, по стройке он далеко не в первой десятке (Краснодар всегда в первой тройке, а по некоторым показателям даже на первых местах). Соответственно, для людей бизнеса Краснодар будет всё более и более привлекательным, так как здесь можно заработать на росте, Ростов же в это время будет жить хорошо, но не за счёт роста, а за счёт использования существующих ресурсов. Не забывайте, Ростов — это Дон, это промышленность и это юг, где сельское хозяйство, может, и уступает Краснодарским показателям, но если взять в сравнении с другими регионами — оно кормит половину страны.
Что же не так с климатом в Ростове-на-Дону и чем он так отличается от краснодарского?
И вот тот самый вопрос, который интересует многих. Почему же люди 20 лет назад выбрали не мегаполис Ростов-на-Дону, а небольшой Краснодар? Была же в этом какая-то логика? При этом, если бы это была ошибка, то за 20 лет тренд точно бы изменился, ведь Краснодар 20 лет назад — это полумиллионник, а Ростов уже был мегаполисом! Их просто нельзя было сравнить. Сейчас — да, Краснодар меняется настолько быстро, что за этим и уследить сложно: построены масштабные дороги, обходы города, скоростные дороги до моря, каждый год возводятся новые микрорайоны, по школам, детским садам на душу населения мы скоро обгоним даже лидеров, и я уж не говорю о том, что уже есть проект магистрали, который будет позволять по железной дороге доехать до Москвы за 6-7 часов от Краснодара (я писала о нём ранее).
Но тогда, 20 лет назад, роль сыграли какие-то 3–5 градусов разницы в температуре воздуха. И казалось бы, что такое 3–5 градусов, когда и там и там тепло. И нет, будете неправы. Когда на улице -15 и -20, разница действительно небольшая, а вот когда на улице +5 или +3 зимой, а в соседнем городе при этом 0, -2, разница в обледенении, снеге и зиме, а если ещё проще, то в Ростове-на-Дону есть зима, а в Краснодаре она скорее похожа на позднюю осень. И хоть прогнозам погоды верить в таких небольших цифрах не очень правильно, потому что по большому городу типа Ростова и Краснодара выставляется средний показатель, что не совсем корректно, потому что в городе и на окраине температура воздуха отличается порой ещё на три градуса, посмотреть всё равно можно. И если вы откроете прогноз, даже по нему вы увидите почти всегда осенью и зимой разницу в 3-5 градусов, и это учитывая, что вы видите усредненный вариант. В реальности же, оказавшись в Ростове в октябре, вы будете ходить в куртке, в Краснодаре в легкой накидке, в ноябре в Краснодаре наступает поздняя осень, будете ходить в осеннем, в Ростове в зимнем, декабрь, январь, февраль в Краснодаре похожи на позднюю осень, а в Ростове это зима, чаще всего со снегом. В Краснодаре, конечно же снег тоже бывает, но не каждый год. Были у нас как-то года четыре или три назад даже сугробы, но это скорее исключение из правил, чем норма.
В общем, всё, как всегда просто - рыба выбирает где глубже, а человек, ге теплее. К слову, на дворе 3 октября, сегодня в Краснодаре +22, а послезавтра +26)
А вот как вчера ближе к вечеру часов в 16:00 у нас ходили люди(листайте вбок, там несколько фото):
Хорошего дня!