Ситуация, при которой один из мировых лидеров нефтедобычи рассматривает возможность импорта бензина, на первый взгляд, выглядит парадоксально. Предложение вице-премьера Александра Новака о нулевых пошлинах на ввоз бензина из Азии вызвало резонанс в экспертном и общественном поле. Однако за этим, казалось бы, контринтуитивным шагом стоит комплекс взаимосвязанных проблем, требующих не эмоциональной оценки, а трезвого анализа.
Чтобы понять логику действий правительства, необходимо разобраться в трех ключевых компонентах текущей ситуации: причинах простоя НПЗ, логистическом дисбалансе и долгосрочной стратегии.
Почему простаивают НПЗ? Запредельный износ и вынужденная модернизация
Да, это не ошибка – в стране не хватает бензина, а в то же время простаивают мощности по переработке нефти.
Данные о простоях 38% мощностей первичной переработки — это не симптом коллапса, а отражение накопленных структурных проблем. По мнению отраслевых экспертов, не относящихся к «либеральному лагерю», основных причин несколько.
Планово-внеплановые ремонты. Значительная часть российских НПЗ была построена десятилетия назад и работает на пределе физического износа. После ухода западных подрядчиков и производителей оригинального оборудования (OEM) проведение качественного и быстрого ремонта стало сложной задачей. Поиск аналогов, перестройка цепочек поставок комплектующих — все это увеличивает сроки простоев.
Последствия внешнего воздействия. Ряд нефтеперерабатывающих предприятий летом этого года подверглись атакам беспилотников. Это потребовало незапланированных и срочных восстановительных работ, что дополнительно нагрузлило график ремонтов и вывело из строя ключевые мощности.
Подготовка к модернизации. Часть простоев может быть связана с подготовительными работами перед глубокой модернизацией НПЗ, направленной на увеличение глубины переработки и выходов светлых нефтепродуктов. В перспективе это снизит зависимость от экспорта сырой нефти и увеличит производство высокомаржинального бензина и дизеля, но в краткосрочной перспективе ведет к снижению объемов переработки.
Логистика и диспропорции: Дальний Восток против Центральной России
Россия — огромная страна, и единого топливного рынка в ней не существует. Проблема дефицита носит не общефедеральный, а региональный характер. Сложилась классическая диспропорция:
На Дальнем Востоке мощности нефтепереработки исторически недостаточны для покрытия потребностей региона. При этом логистика поставок бензина из европейской части страны или даже с западносибирских НПЗ колоссально дорога и занимает много времени.
В центральных регионах дефицит вызван именно выводом на ремонт нескольких крупных НПЗ одновременно.
Импорт бензина из Китая, Южной Кореи и Сингапура через дальневосточные переходы — это не попытка залить бензином всю страну, а точечное и экономически оправданное решение для стабилизации цен и предложения на Дальнем Востоке и, возможно, в прилегающих сибирских регионах. Доставка топлива из Азии в порты Приморья оказывается дешевле и быстрее, чем его транспортировка по Транссибу из Поволжья.
Стратегический расчет: Почему именно эти компании и нулевые пошлины?
Предложение Новака предусматривает ввоз топлива только через три структуры — «Роснефть», ННК и «Промсырьеимпорт». Это объясняется несколькими факторами:
Контроль и управляемость. Ограничение числа игроков позволяет государству точечно администрировать потоки, предотвращая спекулятивный реэкспорт и серый импорт. Это мера не для создания рынка, а для решения конкретной задачи.
Логистическая инфраструктура. Указанные компании, особенно «Роснефть», уже имеют необходимую терминальную и транспортную инфраструктуру на Дальнем Востоке для приема крупных партий топлива.
Экономическая целесообразность. Обнуление пошлин делает импортный бензин конкурентноспособным по цене с бензином, произведенным внутри страны. Без этой меры ввоз был бы экономически невыгоден, и регион столкнулся бы с резким взлетом цен.
Мнение экспертов: Взгляд за рамки скандала
Отраслевые аналитики, близкие к государственному подходу, видят в этой ситуации не «унижение», а прагматичный управленческий маневр.
«Ситуация носит временный и тактический характер, — считает директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — Мы столкнулись с "идеальным штормом": массированный износ оборудования, необходимость срочного ремонта после диверсий и объективные логистические сложности. Импорт в данном случае — это не отказ от собственной переработки, а "костыль" на период, пока мы "лечим ногу". Это менее болезненно для экономики и потребителей, чем тотальный дефицит и скачок цен».
«Важно понимать, что параллельно идет активная работа по ускорению ремонтов и модернизации НПЗ, — добавляет ведущий аналитик Союза нефтегазопромышленников России Руслан Худаев. — Предложение Новака — это реакция на чрезвычайные обстоятельства, а не смена стратегического курса. Более того, такой шаг демонстрирует гибкость системы управления, которая готова использовать нестандартные инструменты для защиты внутреннего рынка».
Не катастрофа, а стресс-тест и наука на будущее
Ситуация с потенциальным импортом бензина является следствием наложения нескольких кризисных факторов на структурные слабости российской нефтепереработки. Это стресс-тест, выявивший проблемы логистики, износа фондов и зависимости от импорта технологий.
Предлагаемые меры — это не признание поражения, а прагматичный ответ на вызов. Они направлены на то, чтобы купировать социальные последствия дефицита топлива в конкретных регионах в краткосрочной перспективе, пока промышленность и правительство решают более сложные системные задачи по ремонту и глубокой модернизации нефтеперерабатывающего комплекса страны.
Успех будет оцениваться не по факту импорта, а по тому, насколько быстро удастся восстановить и модернизировать собственные мощности, чтобы подобные меры в будущем больше не потребовались.
Ну, а самое главное в том, что нынешняя ситуация – это наука на будущее. Впору задаться вопросом – куда же раньше смотрели управленцы, тот же Новак7 Они не мониторили ситуацию? Они не предполагали, что рано или поздно эти дисбалансы дадут о себе знать? Они вообще, владеют ситуацией или всегда действуют как пожарная команда?
Впрочем, этот вопрос не только к Новаку... А то ведь, скоро снег завозить будем с такими управленцами.