Найти в Дзене
Бытовая техника Kitfort

Обзор фильма "Ещё по одной" в честь дня учителя.

Датский кинематограф славен натуралистичными хмурыми драмами, хтоническими триллерами и общей северной угрюмостью, которая лишь изредка разбавляется более жизнерадостными работами. Томас Винтерберг – видный режиссер, работающий уже не первое десятилетие и прославившийся душераздирающим фильмом «Охота» и трагичной «Коммуной». «Еще по одной» был задуман им как исследование национальных отношений с алкоголем, дочь Винтрберга рассказывала ему множество историй о культуре пития среди подростков и даже должна была сыграть одну из ролей в фильме. Девушка погибла через пару дней после начала съемок и этот факт отразился на финальном облике картины довольно сильно. Изначальный текст был написан Винтербергом в виде пьесы, а после был переработан в киносценарий. Гибель дочери в автокатастрофе подтолкнула режиссера к тому, чтобы сделать фильм более жизнеутверждающим и трогательным, отчего в изначально довольно мрачной картине (В оригинале фильм называется «Запой») появилось зерно надежды, теплящееся несмотря на все события, которые ждут главных героев.

Четверо друзей, преподающих в школе, собираются по поводу 40-летия одного из них. В ходе беседы разговор заходит о разумном употреблении алкоголя и теории о том, что каждому человеку с рождения не хватает половины промилле в организме. Тут же рождается идея эксперимента по ежедневному употреблению небольшого количества спиртного для успокоения и повышения жизнерадостности. Забавная завязка и первый акт светятся искренним почти мальчишеским задором. Преподаватели ловко подпивают между уроками, становятся более раскованными и веселыми. Активно пьющие школьники только рады такой трансформации. Унылые уроки сменяются более увлекательными и захватывающими занятиями.

-2

В центре картины находится мужчина Мартин. Он типичный герой северного кинематографа. Грустный мужчина за сорок с пронзительным взглядом и невыносимым грузом тоски за спиной. Он потерял вкус к жизни, редко видит жену, которая работает по ночам, и едва ли в состоянии наладить отношения с собственными детьми. Для него эксперимент становится не только эскапизмом, но и поводом для того, чтобы начать наконец действовать. Картину вряд ли можно обвинить в морализаторстве или, упаси боже, пропаганде здорового образа жизни. У северных стран весьма специфичные отношения с алкоголем. Строгое законодательство стремится урегулировать объемы потребления, но национальная любовь к обильным возлияниям сквозит через массовое искусство и менталитет.

-3

Главным героям предстоит пройти весьма непростой путь. Естественно, в какой-то момент каждый из них начнет пить больше, стремясь якобы углубить эксперимент, и не каждый сможет справиться с последствиями такого подхода. На контрасте с вечно пьяными веселыми подростками, взрослым людям приходится сталкиваться с более сложными последствиями инфантильного поведения. Сложно оставаться полноценным членом общества, если ты бесконтрольно пьешь каждый день. Проблемы в семье, проблемы на работе, угнетающее воздействие больших дозировок и еще масса аспектов нерационального потребления сталкивают героев с пониманием того, что на самом деле использовать алкоголь как катализатор радости не имеет смысла. Выпив русской водки, ты не сможешь вернуться в прошлое, не станешь таким же беззаботным и веселым, как раньше, но едва ли это плохо.

-4

То, что поначалу вводит героев в искренний радостный экстаз, со временем начинает обнажать стороны, о существовании которых они не подозревали. Мартин налаживает отношения с детьми и женой, становится любимым преподавателем у учеников, но проблемы начинаются в момент, когда приходит понимание, что без алкоголя у него так просто не получается. Другие герои тоже сталкиваются с семейными ссорами и непониманием, а Томми, преподаватель физкультуры, не может остановиться и падает все глубже во тьму. Сперва он всего лишь немного выпивает в ходе своих занятий, а потом начинает прятать бутылки с крепкими напитками в тренерской. Картина не проводит прямой параллели между интеллектуальными способностями и предрасположенностью к чрезмерному употреблению, но факт того, что грустный конец ждет персонажа, чья жизнь кажется уже на момент начала фильма наиболее безысходной, вполне четко обозначает режиссерскую позицию.

-5

Большим достоинством Винтерберга как постановщика в «Еще по одной» становится легковесность и искренность. Фильм не похож на типичную хмурую скандинавскую драму, он предельно человечен и находит повод для комедии там, где это кажется совсем неуместным. Жанр трагикомедии является крайне сложным для реализации, потому что малейшая фальшь способна превратить историю в фарс, благо у Винтерберга хватает чувства вкуса, чтобы не превращать собственную картину в пропаганду. Параллельно веселому распитию алкоголя главными героям в монтаже нам показывают пьяных Брежнева, Ельцина, Саркози и даже Ангелу Меркель с огромной кружкой пива. Непотребное поведение политических деятелей рифмуется с пьяными выходками учителей на собственных уроках, а одобряющий смех школьников становится источником признания, который нужен был каждому из четверки.

-6

Смотреть «Еще по одной» крайне увлекательно сразу по нескольким причинам. Сперва искренний азарт от забавной идеи сорокалетних мужиков начать выпивать подобно Хемингуэю в середине рабочего дня. Затем нам показывают то, к чему может привести легкомысленность и вседозволенность, а герои раскрываются с не самых приятных сторон. У каждого из них достаточно проблем в жизни, чтобы через какое-то время спиртное перестало приносить только радость, а еще и будить худшие проявления характера. Но еще больший интерес вызывает финальный акт картины. Потерпев полный крах, герои оказываются в самой нижней точке своего существования, они бросают пить и стараются наладить жизнь обратно. И в самом финале каждый из них обретает надежду и напоминание о том, что все еще потеряно не до конца. Мартину дается шанс все же восстановить свой брак, а Николай помогает застенчивому ученику справиться со стрессом, дав ему выпить немного перед сложным экзаменом. В горьковато-сладком завершающем эпизоде Мартин бросается в пляс, танцуя в струях шампанского и выпивая до дна банку пива. Сочетанию трагизма и оптимизма и посвящена вся картина, она просто хочет дать надежду всем, кто мог ее потерять в дебрях непростой современной жизни и показать, что человеческий дух сломить не так просто, как кажется.

-7

Уверенная кинематография Винтерберга была выработана годами кропотливой работы, так что в «Еще по одной» прекрасно узнается его стиль. Сочетание длинных кадров, снятых с рук, с застывшими эстетичными панорамами создает очень убедительное зрелище. С одной стороны мы полностью помещены внутрь истории благодаря постоянному движению камеры, а с другой, режиссер на забывает остановиться и показать нам несколько захватывающе красивых кадров, напоминая о том, как может быть прекрасен мир вокруг нас. Много естественного света и максимальная натуралистичность цветовых решений приземляют историю, но в то же время создают нужный контраст очевидно визуально насыщенным эпизодам. Каждый красивый кадр фильма запоминается и ощущается маленьким подарком посреди местами весьма угнетающего в своей бытовой бесцветности визуала.

-8

Роль Мартина была исполнена Мадсом Миккельсеном и едва ли можно найти хоть кого-то, кто подошел бы для этой роли лучше. Статный датчанин за свою карьеру примерил много различных амплуа, он успел поработать и Винтербергом в «Охоте», но роль в «Еще по одной» стала культовой не просто так. Его безукоризненное актерское мастерство в сочетании со зрелой привлекательностью и запредельной харизмой позволяют ему быть одним из самых киногеничных мужчин в современном кино. Легкая поволока слез, появляющаяся у Мартина после первого глотка вина, говорит о его герое больше, чем любые строчки диалогов, которые последуют за этим. Ему удается тронуть одним своим взглядом и вызвать столько сочувствия, то его бы хватило не на один драматический фильм. Финальный танец разлетелся на мемы еще до премьеры картины и не просто так. Именно этот эпизод становится той кульминацией, которая возвышает картину над другими трагикомедиями.

-9

«Еще по одной» кино удивительной легкости и глубины. У нее прекрасно получается говорить искренним живым языком о сложностях жизни и одновременно с этим дарить надежду на лучшее, сопровождая повествование приятным юмором. Картина напоминает о ценности и красоте жизни и стремится дать своему зрителю достаточно поводов для улыбки даже в минуты полного опустошения и кажущейся безысходности.