Датский кинематограф славен натуралистичными хмурыми драмами, хтоническими триллерами и общей северной угрюмостью, которая лишь изредка разбавляется более жизнерадостными работами. Томас Винтерберг – видный режиссер, работающий уже не первое десятилетие и прославившийся душераздирающим фильмом «Охота» и трагичной «Коммуной». «Еще по одной» был задуман им как исследование национальных отношений с алкоголем, дочь Винтрберга рассказывала ему множество историй о культуре пития среди подростков и даже должна была сыграть одну из ролей в фильме. Девушка погибла через пару дней после начала съемок и этот факт отразился на финальном облике картины довольно сильно. Изначальный текст был написан Винтербергом в виде пьесы, а после был переработан в киносценарий. Гибель дочери в автокатастрофе подтолкнула режиссера к тому, чтобы сделать фильм более жизнеутверждающим и трогательным, отчего в изначально довольно мрачной картине (В оригинале фильм называется «Запой») появилось зерно надежды, теплящееся несмотря на все события, которые ждут главных героев.
Четверо друзей, преподающих в школе, собираются по поводу 40-летия одного из них. В ходе беседы разговор заходит о разумном употреблении алкоголя и теории о том, что каждому человеку с рождения не хватает половины промилле в организме. Тут же рождается идея эксперимента по ежедневному употреблению небольшого количества спиртного для успокоения и повышения жизнерадостности. Забавная завязка и первый акт светятся искренним почти мальчишеским задором. Преподаватели ловко подпивают между уроками, становятся более раскованными и веселыми. Активно пьющие школьники только рады такой трансформации. Унылые уроки сменяются более увлекательными и захватывающими занятиями.
В центре картины находится мужчина Мартин. Он типичный герой северного кинематографа. Грустный мужчина за сорок с пронзительным взглядом и невыносимым грузом тоски за спиной. Он потерял вкус к жизни, редко видит жену, которая работает по ночам, и едва ли в состоянии наладить отношения с собственными детьми. Для него эксперимент становится не только эскапизмом, но и поводом для того, чтобы начать наконец действовать. Картину вряд ли можно обвинить в морализаторстве или, упаси боже, пропаганде здорового образа жизни. У северных стран весьма специфичные отношения с алкоголем. Строгое законодательство стремится урегулировать объемы потребления, но национальная любовь к обильным возлияниям сквозит через массовое искусство и менталитет.
Главным героям предстоит пройти весьма непростой путь. Естественно, в какой-то момент каждый из них начнет пить больше, стремясь якобы углубить эксперимент, и не каждый сможет справиться с последствиями такого подхода. На контрасте с вечно пьяными веселыми подростками, взрослым людям приходится сталкиваться с более сложными последствиями инфантильного поведения. Сложно оставаться полноценным членом общества, если ты бесконтрольно пьешь каждый день. Проблемы в семье, проблемы на работе, угнетающее воздействие больших дозировок и еще масса аспектов нерационального потребления сталкивают героев с пониманием того, что на самом деле использовать алкоголь как катализатор радости не имеет смысла. Выпив русской водки, ты не сможешь вернуться в прошлое, не станешь таким же беззаботным и веселым, как раньше, но едва ли это плохо.
То, что поначалу вводит героев в искренний радостный экстаз, со временем начинает обнажать стороны, о существовании которых они не подозревали. Мартин налаживает отношения с детьми и женой, становится любимым преподавателем у учеников, но проблемы начинаются в момент, когда приходит понимание, что без алкоголя у него так просто не получается. Другие герои тоже сталкиваются с семейными ссорами и непониманием, а Томми, преподаватель физкультуры, не может остановиться и падает все глубже во тьму. Сперва он всего лишь немного выпивает в ходе своих занятий, а потом начинает прятать бутылки с крепкими напитками в тренерской. Картина не проводит прямой параллели между интеллектуальными способностями и предрасположенностью к чрезмерному употреблению, но факт того, что грустный конец ждет персонажа, чья жизнь кажется уже на момент начала фильма наиболее безысходной, вполне четко обозначает режиссерскую позицию.
Большим достоинством Винтерберга как постановщика в «Еще по одной» становится легковесность и искренность. Фильм не похож на типичную хмурую скандинавскую драму, он предельно человечен и находит повод для комедии там, где это кажется совсем неуместным. Жанр трагикомедии является крайне сложным для реализации, потому что малейшая фальшь способна превратить историю в фарс, благо у Винтерберга хватает чувства вкуса, чтобы не превращать собственную картину в пропаганду. Параллельно веселому распитию алкоголя главными героям в монтаже нам показывают пьяных Брежнева, Ельцина, Саркози и даже Ангелу Меркель с огромной кружкой пива. Непотребное поведение политических деятелей рифмуется с пьяными выходками учителей на собственных уроках, а одобряющий смех школьников становится источником признания, который нужен был каждому из четверки.
Смотреть «Еще по одной» крайне увлекательно сразу по нескольким причинам. Сперва искренний азарт от забавной идеи сорокалетних мужиков начать выпивать подобно Хемингуэю в середине рабочего дня. Затем нам показывают то, к чему может привести легкомысленность и вседозволенность, а герои раскрываются с не самых приятных сторон. У каждого из них достаточно проблем в жизни, чтобы через какое-то время спиртное перестало приносить только радость, а еще и будить худшие проявления характера. Но еще больший интерес вызывает финальный акт картины. Потерпев полный крах, герои оказываются в самой нижней точке своего существования, они бросают пить и стараются наладить жизнь обратно. И в самом финале каждый из них обретает надежду и напоминание о том, что все еще потеряно не до конца. Мартину дается шанс все же восстановить свой брак, а Николай помогает застенчивому ученику справиться со стрессом, дав ему выпить немного перед сложным экзаменом. В горьковато-сладком завершающем эпизоде Мартин бросается в пляс, танцуя в струях шампанского и выпивая до дна банку пива. Сочетанию трагизма и оптимизма и посвящена вся картина, она просто хочет дать надежду всем, кто мог ее потерять в дебрях непростой современной жизни и показать, что человеческий дух сломить не так просто, как кажется.
Уверенная кинематография Винтерберга была выработана годами кропотливой работы, так что в «Еще по одной» прекрасно узнается его стиль. Сочетание длинных кадров, снятых с рук, с застывшими эстетичными панорамами создает очень убедительное зрелище. С одной стороны мы полностью помещены внутрь истории благодаря постоянному движению камеры, а с другой, режиссер на забывает остановиться и показать нам несколько захватывающе красивых кадров, напоминая о том, как может быть прекрасен мир вокруг нас. Много естественного света и максимальная натуралистичность цветовых решений приземляют историю, но в то же время создают нужный контраст очевидно визуально насыщенным эпизодам. Каждый красивый кадр фильма запоминается и ощущается маленьким подарком посреди местами весьма угнетающего в своей бытовой бесцветности визуала.
Роль Мартина была исполнена Мадсом Миккельсеном и едва ли можно найти хоть кого-то, кто подошел бы для этой роли лучше. Статный датчанин за свою карьеру примерил много различных амплуа, он успел поработать и Винтербергом в «Охоте», но роль в «Еще по одной» стала культовой не просто так. Его безукоризненное актерское мастерство в сочетании со зрелой привлекательностью и запредельной харизмой позволяют ему быть одним из самых киногеничных мужчин в современном кино. Легкая поволока слез, появляющаяся у Мартина после первого глотка вина, говорит о его герое больше, чем любые строчки диалогов, которые последуют за этим. Ему удается тронуть одним своим взглядом и вызвать столько сочувствия, то его бы хватило не на один драматический фильм. Финальный танец разлетелся на мемы еще до премьеры картины и не просто так. Именно этот эпизод становится той кульминацией, которая возвышает картину над другими трагикомедиями.
«Еще по одной» кино удивительной легкости и глубины. У нее прекрасно получается говорить искренним живым языком о сложностях жизни и одновременно с этим дарить надежду на лучшее, сопровождая повествование приятным юмором. Картина напоминает о ценности и красоте жизни и стремится дать своему зрителю достаточно поводов для улыбки даже в минуты полного опустошения и кажущейся безысходности.