Интеллект (от латинского intellectus — понимание, понятие, разумение) — способность к пониманию, обучению и решению различных задач
Разум - это способность совершать оптимально-продуманные поступки. Интеллект - это наработанное воспитанием и традициями поведенческое свойство личности, базирующееся впрочем, в основном на присутствии ума и образования.
Некоторые путают понятия искусственный разум и искусственный интеллект.
В природе разум появляется у живых существ тогда, когда существам приходится кроме пассивного приспособления к окружающей природе , вырабатывания защитные свойства организма, формировать свои правила поведения позволяющие быстрее приспосабливаться к изменяющимся свойствам окружающей среды. Сначала это просто врожденные и условные рефлексы. Затем в процессе эволюции, борьбы за сохранение вида, вырабатываются не только стереотипы поведения, но и механизм проб и ошибок , позволяющий каждому индивидууму сформировать собственное поведение и собственные реакции на изменения. Элементарные логические связи позволяют животному, попавшему в незнакомые условия приспособить их к своему существованию, что способствует распространению вида, обладающего этими свойствами первоначального разума. Дальнейшее развитие разума происходит в обществе. Общественное существование вида дает дополнительные преимущества, особенно виду, не имеющему особой индивидуальной силы. Разум может обмениваться информацией только в обществе. Любом. В семье, в стае, племени, необходима минимальная ячейка.
Разум не только вырабатывает понятия, он их еще сопоставляет.
Существование общества обеспечивается возможностью передачи информации между его членами. Способность передачи а также получения, анализа информации и выработки изменения поведения в соответствии с этой информацией и есть основа интеллекта.
Интеллект развивается благодаря внутривидовой борьбе за место в обществе. Разум является главной составной частью интеллекта, однако бывает интеллект и без разума. Например, в многочисленных обществах пчел или муравьев, где существует коллективный интеллект, благодаря развившейся системе связи и обмена информацией между всеми членами сообщества.
Интеллект развивается в общественных условиях, при совершенствовании обмена информацией и накоплении этой информации. Общение – условие развития интеллекта.
Информация способствует и развитию разума , но разум может существовать и без обмена информацией, интеллект- не может.
Отсюда следует невозможность создания человеком искусственного интеллекта. Человек может создать искусственную разумную машину, создав внешние условия, к которым она будет приспосабливаться, он может создать ей возможности к самообучению.. Но в какой внутривидовой борьбе будет развиваться и воспитываться её интеллект? С какими видами будет он бороться в межвидовой борьбе?
У нас существует только человеческое разумное и до некоторой степени интеллектуальное общество. А в этом обществе возможен только человеческий интеллект. Законы эволюции нам не подвластны. Использовать их можно, но отменить нельзя.
Таким образом мы определили почему искусственный интеллект в нашем обществе невозможен. а искусственный разум вполне реально создать.
Человеческий интеллект это разум, осознающий себя и свое место в природе и обществе. Осознавать себя может и развитый разум и слабо развитый. Но для формирования человеческого интеллекта необходимо общение с себе подобными. Себе подобных для искусственного (тем более электронного) организма нет. Поэтому оставим попытки создания искусственного интеллекта и сосредоточим свои усилия на создании и совершенствовании искусственного разума. А там еще столько нерешенных проблем!
Без общения с себе подобными формируется только разум, но не интеллект, как это происходит у многих не стайных животных. У акулы зачаточный разум есть, интеллекта нет. Одиночные существа могут обладать разумом, ограниченным, но разумом, способным приспосабливаться к достаточно быстро изменяющимся окружающим условиям. Эволюция перестраивает генетику гораздо медленнее.. .
Интеллект - следующая стадия развития разума, происходит только в стае, племени, большой семье. .
Маугли обладал разумом, способностью выживать в джунглях, которой он, вообще говоря, генетически не обладал, но приспособился. Но вот человеческого интеллекта у него не было.
Прежде всего, разговор о материальности или не материальности информации беспредметен, материальным или нематериальным может быть только объект, но не его свойства. Объект может иметь температуру, это его свойство. Температура, это мера скорости молекул, только мера. Её значение позволяет вычислить энергию и другие свойства объекта. Аналогично свойством является информация, это мера определенности, она противоположна мере неопределенности, которая называется энтропией. законы информации зеркально такие же как законы энтропии. И то и другое свойства материальных объектов. Объекты обмениваются свойствами. Передача свойств сопровождается передачей материального объекта: вещества или поля, являющихся носителями в том числе и информации.
Получение информации, это уменьшение неопределенности, в том числе и в логических связях.
Инцидент Маугли показывает , что сформировалось разумное существо, способное вырабатывать свою модель поведения, позволяющую выживать в условиях, к которым его организм не приспособлен. Но человеческого интеллекта у него не появилось, ну не получал он информацию от общества. У него не было соответствующих джунглям врожденных инстинктов, но восприимчивый мозг выработал методику поведения по обстоятельствам, конечно непригодную в человеческом обществе..
.
Диалектика в ЭВМ
В связи с вышесказанным предлагается оставить пустые попытки создания искусственного интеллекта, а сосредоточиться на создании искусственного разума, для которого не требуется сознания, а только умения познавать окружающую действительность, сопоставлять и вырабатывать наиболее выгодную форму поведения..
Существующие модели искусственного интеллекта таковыми не являются, даже разума они не представляют. Они являются, прежде всего, логическими аппаратами, поскольку состоят из логических элементов. Логику действительно можно записать в виде программы, без каких либо ограничений её сложности. За пределы логики такой аппарат выйти не может.
Попытка создать искусственный разум с помощью такой машины приведет только к созданию самообучающегося автомата. Автомат способен иметь безусловные рефлексы, способен усваивать условные рефлексы, но он не может строить последовательную стратегию своих действий, тем более чужих. Прямая логика автомата не принимает во внимание внешние факторы, не имеющие отношения к решению задач в рамках поставленной цели. Человек тоже сталкивается с такой проблемой. Работа следователя, например, предусматривает анализ так называемых косвенных улик, причем следователь сам определяет, нужны ли они и удастся ли с их помощью построить доказательную цепочку. Автомат не имеет косвенной логики.
Второй недостаток – отсутствие динамики . человек встречается со взаимно исключающими ситуациями. И зачастую решает их разнесенными во времени последовательными действиями, реже он использует другие способы разделения обстоятельств. Автомат не обладает подвижной логикой.
Третья неприятность, с которой мы сталкиваемся, это однонаправленность логики автомата. Его работа всегда направлена на достижение максимальной полезности в соответствии с поставленными критериями. Но полезность часто соединена с вредностью, но логика этого не взвешивает, и логические решения оказываются непригодными. Многие задачи требуют разных сторон рассмотрения поставленных вопросов.
Подобные задачи решаются диалектическими методами. Для их использования необходимы как программные изменения, так и включение в состав автомата элементов , нарушающих логику.
Далее. будем рассматривать методы введения диалектики в ЭВМ
1 Рассмотрим проявления косвенной логики в человеческом интеллекте.
Машина всегда дает однозначный ответ в соответствии с исходными данными, заданными человеком. Если исходные данные не позволяют дать однозначный ответ, машина дает ответ вероятностный. Человек в отличие от машины анализирует сами исходные данные и определяет их недостаточность, мало того, он расширяет собственную задачу, определяя необходимую достоверность этих данных, и ставит перед собой дополнительные задачи, позволяющие увеличить достаточность и достоверность исходных данных. В машине также можно запрограммировать выработку дополнительных задач для обслуживающего её человека.
Алгоритмы вычислительных машин направлены на достижение поставленной цели. Человеческий интеллект дополняет у себя эти алгоритмы самоанализом. Самоанализ позволяет накапливать опыт решения проблем, но главное , он создает базу памяти неудачных попыток. А неудачные попытки, которых гораздо больше, чем удачных, являются частью анализа массива окружающей действительности. Подсознательный анализ и статистическая обработка этого массива приводят к эффекту, называемому интуицией. Программирование самоанализа и базы данных прошлых событий и попыток наделяют и ЭВМ человеческим качеством – интуицией.
2 Человек в состоянии решать задачи, не имеющие логического решения. Типовая такая задача - взаимоисключающие факты или параметры окружающей действительности. Для диалектики это обычный случай борьбы противоположностей.
Человек большей частью решает их методом разделения противоречащих друг другу фактов в пространстве или во времени. В машине может быть заложен алгоритм разделения обстоятельств, каждое из которых имеет свою динамику. Машина может вырабатывать не только решения задач, но и последовательность действий, позволяющих решить задачу путем естественного изменения самих исходных данных.
Другой метод – изменение условий задачи, так как изменение сопутствующих условий может дать возможность решения. В алгоритм машины может быть внесены программы поиска соответствующих условий.
Третий метод еще проще, это метод изменения цели. Решение задачи достижения противоположной цели может быть успешным, вопрос только в том, нужна ли нам эта цель. В программу машины может быть включено рассмотрение противоположного варианта.
3 Рано или поздно, но человек сталкивается с помощью или противодействием окружающих индивидуумов. Ему приходится анализировать не только пользу, но и вред его решений и действий.
Анализ ожидаемых результатов с этой точки зрения может скорректировать решение, так как максимальная польза может сочетаться с недопустимым вредом. И это тоже может быть запрограммировано в машине.
В связи с этим возникает проблема добра и зла. Однако определить понятия добра и зла возможно только в обществе себе подобных в результате общения. Однако пока такого общества машин нет, то это человек запрограммировать не может, как и инстинкты сохранения вида, и инстинкт приоритета в обществе. Инстинкт самосохранения может быть запрограммирован, но он бесполезен для развития интеллекта до тех пор, пока нет общества.
В отсутствии интеллекта не может быть и эмоций, кроме удовлетворения простейших потребностей. Наличие сложных эмоций уже может являться свидетельством зарождения интеллекта, что мы и видим у высших животных.
4 И последний диалектический принцип может быть реализован при сравнении устойчивости объекта и напряжений в нем. Достижение напряжением порога устойчивости означает прохождение точки бифуркации. При этом эволюция прерывается, происходит революционный процесс, зачастую безвозвратный. В природе чередование революций и эволюций, это обычное дело. Машина может анализировать соотношения параметров объекта и предупреждать о возможности перехода бифуркационных границ и выявить способ либо предотвратить, либо стимулировать этот переход.
5 Заметной составляющей человеческого интеллекта является мышление с использованием аналогий. Аналогии, вообще говоря, естественны в нашем мире. Они следуют из единства природных законов. Многое в природе аналогично. И человеческий разум, приспосабливаясь, строит в своем воображении аналогичные логические конструкции, которые, казалось бы, не определяются явными причинно-следственными связями. Таким образом, человек переносит свой опыт знания в область незнания, и зачастую оказывается прав, даже не имея на это оснований.
Искусственный интеллект в настоящее время на это не способен. Почему? Да просто потому, что он не владеет методикой цифровизации аналогий. А между прочим, такая методика есть, и она используется в физике. Она содержится в физической теории подобия.
Эта методика основана на использовании комплексов и размерностей.
Для её использования необходима разработка математической логики инвариантов, законов их произведения, суммы и разности. Да и сами инварианты должны быть разработаны для психологии, философии, социологии, экономики и других общественных наук.
Цифровая диалектика
В логике словесное определение связи между понятиями называется тезисом. Противоположное определение - отрицание тезиса называется антитезисом. Соответственно тезис и антитезис находятся в противоречии. Логика преодолевает противоречия путем сопоставления некоторого количества тезисов и, возможно, антитезисов, делая из их взаимодействия выводы, называемые умозаключениями. Построив систему умозаключений, получаем логическую теорию.
В диалектике иначе. Она рассматривает противоречия не между тезисами, а между самими понятиями, причем относящимися к одному объекту. Такие понятия раскрывают какие-либо стороны объекта. Они с одной стороны являются характерными чертами объекта, с другой стороны в чем-то противоречат друг другу и являются противоположностями. Отношение противоположностей друг к другу переменчиво в нем превалирует то единство, характеризующее объект, то взаимо-противоположное влияние, называемое борьбой противоположностей.
Диалектическое рассмотрение начинается с формулирования понятий. Их может возникнуть много, но может ли их рассмотрение, сравнение и противопоставление привести к успеху, то есть к выяснению скрытой истины, а также методики достижения желанной цели.
Существующие ЭВМ и их программы основаны на логике и её математической абстракции. К диалектическому анализу они не способны. Попробуем их приспособить.
Рассмотрим программы. Начнём с выбора операндов. Ясно, что операнды не являются числами, таблицами или массивами. Понятия являются комбинациями, характеризующих их признаков, как положительных (желательных), так и отрицательных. Простейшее, упрощенное представление, это слово из двух байтов, где биты по определенным правилам соответствуют признакам понятия. Для сложных понятий количество байтов не ограничено. Место признака в байте определено заранее.
Главные операторы, составляющие программу это операторы сравнения и комбинирования. Дополнительные операторы, это операторы последовательного использования (произведения) и операторы параллельного использования (сложения).
Характеристика понятия меняется в зависимости от внешних условий, это диктует применение условных операторов, операторов инерции (консервативных) и операторов развития (реформаторских). Остальные операторы аналогичны традиционным.
Важной составной частью программ являются стандарты – база данных соотношений признаков, как противоположных, так и согласных.
Такая система позволяет составить работоспособную программу, однако требующую специфического устройства схемы компьютера. Один их вариантов – схема параллельных конвейеров.
Кроме того, основной элемент битовой логики должен иметь три состояния: больше, меньше, или равновероятно. Некоторые элементы будут иметь временные свойства аналого-импульсной техники. Конечно, можно приспособить и прежнюю элементную базу, но для ускорения обработки предполагаемых супербольших объемов, элементную базу лучше тоже модернизировать.
Следует до начала использования диалектических машин наработать библиотеку типовых решений, используемых для сравнения ситуации со стандартом.
Алгебра диалектики
Будем считать сложением одновременное использование двух понятий, а умножением последовательное использование (приложение к третьему понятию).
Результатом сложения будет понятие оператор прилагаемый к любому понятию (объекту), а результат умножения будет зависеть от объекта приложения.
Вообще умножение оказывается операцией тройственной и не имеющей свойства транзитивности.
Вычитание определяется как операция обратная сложению, то есть нахождение понятия, сумма которого с вычитаемым дает уменьшаемое.
Деление , это операция обратная умножению. Она также тройственная и зависит от объекта приложения. Это нахождение понятия , произведение которого на делитель дает делимое. Результат деления не однозначен , оба результата правильны, но зависят от порядка умножения.
Основные теоремы алгебры диалектики нуждаются в дополнительной разработке
Поскольку минимальное отображение понятия, это двухбайтное слово , максимальное количество байтов в отображении понятий не ограничено,. то арифметические действия с разнобайтными операндами нуждаются в специальных правилах.
Рассмотрение структуры операнда показывает необходимость разделения слова на две равные группы байтов по свойствам понятия, на положительные и отрицательные. Положительность и отрицательность байта тоже не постоянна в зависимости от подхода, то есть от желательности результата, и, конечно, от объекта приложения.
Результат математического действия над операндами рассматривается как операнд, действующий на объект эквивалентно результату определенного порядком математического действия приложения исходных операндов. Отсюда возникает свойство неявной памяти.
Важным свойством алгебры является наложение на каждую операцию условия полезности. Полезность (положительность или отрицательность) заранее не определена и её критерий может меняться в результате вычислений. Поэтому условный оператор определяется не только собственным условием, но и предыдущим расчетом полезности.
То есть вообще определение полезности есть применение оператора её критерия при каждой оценке результата.
.
Эмоции, рефлексы и чувства
Человеческий интеллект характерен не только разумом, он имеет еще эмоции и чувства.
Что такое эмоции ?
Непосредственные эмоции это нервные и химические реакции организма на внешние раздражители, безусловные и условные рефлексы по Павлову.
Опосредованные эмоции это реакции организма на комплекс текущих внешних влияний и памяти прошлых событий. Они .связаны с логическими процессами в мозгу, увязывающие причины эмоций в один комплекс. Частично рефлексы.
Внутренние эмоции - возникающие без текущих внешних воздействий, вызываемые накопленной эмоциональной памятью. Уже не рефлекторные проявления. А возникающие под воздействием собственных мыслей .
Эмоции обладают свойством объединяться в цепочки и комплексы, когда одна эмоция вызывает другую и несколько других. Эмоции не подчиняются логике, их связывают другие законы. Обычно свойства взаимодействия и проявления человеческих эмоций носят название темперамент.
Эмоции могут быть запрограммированы в искусственном интеллекте как в отдельном индивидууме..
Эмоции влияют не только на проявление в виде действий и поступков, но и на восприятие и оценку окружающей действительности. Так формируются зачатки чувств.
Чувства формируются как комплекс эмоций отношения интеллекта к образу, созданному собственным внутренним воображением. Такие эмоции основанные на воображении для каждого индивидуума формируются независимо и не могут быть заранее запрограммированы.
Сами чувства могут сформироваться только в обществе во время взаимодействия с другими индивидуумами. Они формируются в семье, коллективе, социальной или национальной группе. Они формируют коллективные категории общества этику и мораль.
В искусственном интеллекте в отличие от эмоций все это не может быть запрограммировано, а только воспитано общением с такими же искусственными интеллектами.
Воображение
С чувствами неразрывно связано необходимое для их формирования свойство интеллекта – воображение. Воображение помогает дополнить общую картину окружающей действительности недостающими, еще неизвестными фактами и составить её модель – образ. Такой образ помогает интеллекту анализировать и рассчитывать реакции окружающей действительности на его действия. Возникает не один, а множество образов, и интеллект постоянно использует эти образы,, определяющие его поведение. Образы связаны между собой их взаимодействие определяет иную логику, образное мышление.
Образное мышление позволяет рассматривать проблему не по частям, а в целом. Ведь любая окружающая действительность и её модель имеют свою логику, понять или даже предположить которую можно только рассматриваю её целиком, хотя бы в виде модели.
Поскольку образы не вполне достоверны, они постоянно корректируются и образное мышление соответственно постоянно меняет и логику и её направление. Собственно это может быть реализовано в ЭВМ но в другой ЭВМ с другими принципами построения программ и другой структурой. Эволюция живого мира уже давно поняла это методом проб и ошибок и постаралась разделить два способа мышления. Однако при этом создалась возможность противоречия между ними - нарушения психики. Эволюция живого интеллекта пошла и дальше, сформировав третий диспетчерский тип мышления , который позволяет ставить во главу один из первых двух в зависимости от ситуации, что достигается только опытом (развитием самосознания) . Хотя формирование самосознания процесс во многом случайный.
Этот третий тип мышления уж точно должен использовать диалектические методы, только так можно примирить противоречия. Роль диспетчера состоит не только в выборе одного направления из двух, но иногда перспективно использовать оба одновременно. Конечно такое чревато раздвоением сознания, но иногда риск оправдан, все великие гипотезы и и открытия получались при таком отходе от единой логики в человеческом мозгу и отбрасывании предрассудков и традиций, а что будет в мозгах искусственного интеллекта, посмотрим.
И, наконец, рассмотрим интеллект сверх человеческий, я имею в виду коллективный интеллект. Многим знаком термин «ноосфера», в литературе этому термину придается мо многом идеалистический смысл. Но мы как материалисты опустимся с небес на землю. Такой интеллект начал появляться в давние времена у коллективных насекомых пчел, муравьев и тп.. и этот интеллект у них единственный. Он возникает в результате взаимодействия безусловных рефлексов разных групп индивидуумов одного коллектива, сами эти рефлексы для каждого бессмысленны. Но результатом является поведение сообщества, гибко приспособляющегося к внешним обстоятельствам .
В человеческом обществе в силу разделения на большое число не очень связанных между собой групп (государств, народов) коллективный интеллект приобретает многовариантный вид. Его называют менталитетом. Общего в мире не образуется.
Для искусственного менталитета все проще, связь между ЭВМ может быть установлена более тесной, чем между людьми. Примеры такой связи были, организовывались и имели успех попытки объединения нескольких ЭВМ в один комплекс, но хотя они не имели собственного интеллекта, они смогли работать по единой программе, суммарная мощность возрастала больше, простого сложения. Если бы они были интеллектуальны, мощность индивидуальных интеллектов, сложившись, значительно бы возросла. Предсказать результат невозможно.
Цифровая диалектика
В логике словесное определение связи между понятиями называется тезисом. Противоположное определение - отрицание тезиса называется антитезисом. Соответственно тезис и антитезис находятся в противоречии. Логика преодолевает противоречия путем сопоставления некоторого количества тезисов и, возможно, антитезисов, делая из их взаимодействия выводы, называемые умозаключениями. Построив систему умозаключений, получаем логическую теорию.
В диалектике иначе. Она рассматривает противоречия не между тезисами, а между самими понятиями, причем относящимися к одному объекту. Такие понятия раскрывают какие-либо стороны объекта. Они с одной стороны являются характерными чертами объекта, с другой стороны в чем-то противоречат друг другу и являются противоположностями. Отношение противоположностей друг к другу переменчиво в нем превалирует то единство, характеризующее объект, то взаимо-противоположное влияние, называемое борьбой противоположностей.
Диалектическое рассмотрение начинается с формулирования понятий. Их может возникнуть много, но может ли их рассмотрение, сравнение и противопоставление привести к успеху, то есть к выяснению скрытой истины, а также методики достижения желанной цели.
Существующие ЭВМ и их программы основаны на логике и её математической абстракции. К диалектическому анализу они не способны. Попробуем их приспособить.
Рассмотрим программы. Начнём с выбора операндов. Ясно, что операнды не являются числами, таблицами или массивами. Понятия являются комбинациями, характеризующих их признаков, как положительных (желательных), так и отрицательных. Простейшее, упрощенное представление, это слово из двух байтов, где биты по определенным правилам соответствуют признакам понятия. Для сложных понятий количество байтов не ограничено. Место признака в байте определено заранее.
Главные операторы, составляющие программу это операторы сравнения и комбинирования. Дополнительные операторы, это операторы последовательного использования (произведения) и операторы параллельного использования (сложения).
Характеристика понятия меняется в зависимости от внешних условий, это диктует применение условных операторов, операторов инерции (консервативных) и операторов развития (реформаторских). Остальные операторы аналогичны традиционным.
Важной составной частью программ являются стандарты – база данных соотношений признаков, как противоположных, так и согласных.
Такая система позволяет составить работоспособную программу, однако требующую специфического устройства схемы компьютера. Один их вариантов – схема параллельных конвейеров.
Кроме того, основной элемент битовой логики должен иметь три состояния: больше, меньше, или равновероятно. Некоторые элементы будут иметь временные свойства аналого-импульсной техники. Конечно, можно приспособить и прежнюю элементную базу, но для ускорения обработки предполагаемых супербольших объемов, элементную базу лучше тоже модернизировать.
Следует до начала использования диалектических машин наработать библиотеку типовых решений, используемых для сравнения ситуации со стандартом.
Диалектика и ход времени
Диалектика начинается с противоречий. Еще Гегель считал противоречия источником всех движущих сил как в природе, так и в обществе.
Диалектика позволяет найти имеющиеся противоречия, определить направления в которых они воздействуют, определить процессы , которые ими вызываются, или противодействуют им. Наиболее сильный результат даёт снятие противоречия, и этот процесс имеет революционный характер. Таким образом диалектика помогает определить естественное направление предстоящих изменений и выяснить силы, противодействующие и содействующие изменениям. Однако диалектика не может предсказать к чему приведут произведенные и последующие изменения и с какой динамикой они будут проходить. Диалектика, обогащенная материализмом, сможет рассчитать вероятности тех или иных результатов, однако точность ответов останется под вопросом.
Точность добавит только исторический анализ. У нас имеется механизм , доставшийся нам от классиков, исторический материализм. Часто приходится слышать фразу «Классики не только соединили диалектику с материализмом, они распространили диалектику на общественные процессы».
Но распространив диалектику на общественные процессы , видим, что среди противоречий есть противоречия понятий, разделенных временем. Как снять эти противоречия? Необходимо учитывать, что противоречия одного времени уже не обязательно являются противоречиями в другом времени.
Динамика противоречий и последствий их снятия, это не шаг момента, а процесс , который начинается не сегодня и закончится не завтра. Исторический материализм анализирует процессы во времени. Ход процессов определяется не размышлениями, а взаимодействием объектов, отраженным взаимодействием понятий. А объекты взаимодействуют и в обществе, и в природе как живой, так и неживой
Исторический материализм строит логику динамики исторических процессов и соединяет логику прошлого и логику будущего, а поскольку прошлое нам известно то мы получаем возможность анализа будущего.
Попытки исследовать будущее предпринимались многими , были и успехи и неудачи, но польза этих попыток явно была, выяснились подробности и трудности
Во-первых, результаты анализа всегда будут носить вероятностный характер, правда при анализе большой страны и максимальном расширении анализа по закону больших чисел вероятное приближается к обязательному.
Трудно учесть возникающую обратную связь между результатами процесса и самим процессом
Невозможно в точности предусмотреть окружающие условия и их изменения, а также возникновение новых противоречий и прочие изменения
Мы пока ничего не знаем об относительности законов природы и общества, связанных не только с пространством и движением, но и непосредственно с временем.
К тому же, недостаточное развитие науки Исторический Материализм, остановившееся в период застоя, не находило продолжения . напрасны были призывы вождя, политическое творчество масс влияет и на теорию.
Если руководство государства и партии недостаточно подготовлено в теории и не обладает творческим талантом, то среди партийных и беспартийных масс найдутся способные к политическому творчеству личности, существование которых порождает в обществе сомнения в пригодности руководителей к своим должностям. Соответственно , руководство строго ограничивало тематику политучебы и обсуждения теории.
Исторический марксизм, обращенный в будущее, приводит к пониманию, что всякая новая независимая структура сохраняется, если обладает гомеостатической устойчивостью. Существует множество возможностей комбинаций классов, прослоек, национальных групп, деклассированных элементов. Устойчивая общность сохраняется, неустойчивая распадается или присоединяется к устойчивой.
Устойчивую структуру, охватывающую государство или группу государств, называют формацией. Развитие способа производства и производительных сил меняет и устойчивость формации. Помимо того, власти могут и поменять стимулирующие и ограничивающие условия . Появляются более устойчивые и лучше развивающиеся формации и приоритет в стране или в мире переходит к новой формации. При сохранении органов власти СМИ могут и «не заметить» .происшедших изменений .
Противоречия, пронизывающие все общество, разделяют его на крупные группы по границам, соответствующим отношениям. Образуются классы и с течением времени по-разному. Противоречия меняются и классовое деление меняется, что нужно учитывать, хотим мы этого, или не хотим.
При капитализме изменения происходят прежде всего в двух классовых структурах:
В пролетариате за счёт его расширения , появления новых отрядов пролетариата, роста пролетариата сферы услуг и сведения на уровень пролетариата системой трудовых договоров и контрактов большей части образованного общества,
В буржуазии за счёт слияния собственников средств производства, финансовых собственников и представителей власти, контролирующих и курирующих работу частных и государственных фирм и имеющих от этого крупные доходы.
Противоречия в социалистическом процессе
Мы знаем, что переходной процесс социализма начался с установления госкапитализма. Основы социализма заложило установление общенародной собственности на средства производства. Хотя и не полное , но оно привело к изменению производственных отношений, производительных сил и надстройки. Можно сказать к формационным изменениям, Следующие изменения начинались в сфере распределения, появились жилищные, социальные, детские, образовательные и прочие государственные фонды, выводящие распределение из сферы ТДО. А это изменение производственных отношений, приводящее к формационным изменениям. Предстояло освобождение труда и полная отмена ТДО. Это должно было привести к кардинальному изменению надстройки и производственных отношений.
Для обеспечения всех изменений требовались значительный технологический прогресс, изменение производительности труда, эффективности производства , уровня обеспечения потребностей трудящихся. Все это требует десятилетий. Временной период велик для сохранения установленной властью стабильности. Поэтому следовало бы придерживаться принципа постепенной эволюции как структуры власти, так и системы выборов с целью неуклонного исполнения намеченных экономических реформ.
Формационные различия слишком велики, чтобы считать весь период одной формацией. Но в то же время важность сохранения направления развития общества требует построения экономической и политической теории переходного процесса, образовательной , воспитательной работы, чтобы избежать накопления противоречий, и для постепенности процесса разделить предстоящие революционные процессы на не меняющие их сущности последовательные ступени.
Процесс развития сопровождается изменениями в отдельных частях общества, причём часто не связанными между собой. Мало того, что происходящие изменения вызваны обостряющимися противоречиями, но и сами изменения вызывают новые противоречия, поскольку происходят не повсеместно и не одновременно. Текущие противоречия не предсказуемы и организованным структурам общества приходится реагировать на последствия изменений. Чтобы соблюдать баланс нужно постоянно иметь ввиду главные изменения в основных частях общества , изменения основных экономических отношений, изменения политических отношений и изменения юридических отношений в соответствии с законами. Также нельзя не замечать профессиональных, технологических и научных изменений, культурного развития и деградации. Классификация всех изменений и всех противоречий должна помочь органам власти выработать решения по смягчению и преодолению противоречий. Разумеется это не относится к органам исполнительной власти, задача которых не вырабатывать свои решения, а исполнять решения вышестоящих органов.
Рассмотрим противоречия существующей системы отношений между частями производственного процесса, а также процесса потребления.
Производственный процесс характеризуется производственными отношениями между рабочими силами, средствами производства и надстройкой. Надстройка состоит из документированной системы отношений и мнений , укоренившихся в сознании представителей власти и участвующих в производстве масс. Бытие является основой развития сознания, с изменением бытия меняется направление развития сознания, появляется противоречие между сознанием и документированными отношениями, между законодательством и привычными традициями, между надстройкой и производственными отношениями. Рабочие силы развиваются сами по себе, а средства производства по воле частных хозяев, появляется противоречие производительных сил и производственных отношений.
В социалистическом процессе тем более резкие изменения, связанные с постепенным снятием противоречий капитализма, и возникновением новых, главным образом психологических противоречий. Новое устройство общества воспринимается не сразу , даже теми, кто поставил изменения общества своей целью.
В начале процесса в производстве и в обществе слишком много капиталистического, чтобы бытие способствовало перестройке сознания. Первое противоречие, с которым мы встречаемся, это недостаточный коллективизм, отсутствие ответственности за результаты работы своего коллектива, и тем более, за использование этих результатов другими работниками. Преодоление противоречия это введение самоуправления, оно при капитализме уже есть, ведь хозяева сами управляют своим производством, но это не наше самоуправление. Чтобы самоуправление стало пролетарским, необходимо придать ему новые черты. Во-первых, оно должно быть коллективным , во-вторых оно должно быть централизованным , в-третьих касаться не только трудовых коллективов, но и потребителей, и тех кто оказывается под влиянием этого производства. Такая проблематика может быть решена только системно.
Одновременно мы натолкнёмся на нехватку управленцев, к преодолению нехватки нужно готовиться как к взятию власти. Кандидаты в нашу представительную власть должны стать и управленцами производства, а не только протирать штаны и высказывать «одобрямс» .и это тоже системный вопрос, требующий подготовки.
Второе, не менее важное противоречие возникает между работой по способностям, вознаграждаемой по потребностям. Ранее использовался буржуазный принцип оплаты по труду. Он не служит воспитанию нового сознания. Таким образом, без разработки экономической теории потребления и перестройки системы распределения не обойтись.
Поскольку противоречия, а точнее их снятие и являются источником развития, то для развития социалистического процесса необходимы меры по проведению воспитательной работы среди работников и изменению системы распределения при начале процесса и во время его прохождения.
Еще одно противоречие возникает от убеждённости многих в том что национализация средств производства является первым шагом к социализму.
Никаким шагом она не является. Переход управления в руки назначенных государственных управляющих означает лишь то , что управление от частных лиц перешло к коллективному органу правящего класса, а режим эксплуатации не изменидся. И даже переход управления к общественным организациям типа профсоюзов или советов трудовых коллективов, сушества режима не меняет. Только общенародная собственность решает вопрос, но она же противоречит самоуправлению. Требуется переработка структуры общенародной собственности и схемы самоуправления для их жесткого согласования.
И, всё же реальное движение развития социализма и построения коммунизма начнется только с исключения зависимости развития производства от финансовых структур, а это возможно после отказа от товарно-денежного обмена.
Просто отказаться от ТДО мы не можем. Его можно заменить, чем заменить, это вопрос экономической теории, которая должна быть предварительно проработана. В рамках разработки новой теории требуется установить общий расчетный параметр, новые критерии оптимальности процессов, также нужен механизм, который будет инструментом поддержания оптимального графика развития. [1] (см. в разделе книги РУСО)
Противоречия накапливаются и в отношениях человека и природы. Поскольку человек часть природы, его развитие и развитие общества связано с развитием природы. Ясно, что они должны находиться в балансе. А механизма обеспечения баланса пока не создано. И это тоже наша задача и применяемых нами методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов Ю.Н. Эскизы нетоварной экономики Материалы для размышления
М. : Издательство Российского союза писателей, 2024. – 132 с.
ISBN 978-5-4477-3767-2
2. Антонов Ю..Н. Технология мышления. Практика философии : пособие для школ политпросвещения / – 2-е изд., испр. и доп. –
М. : Издательство Российского союза писателей, 2024. – 110 с. ISBN 978-5-4477-3736-8