Я уже упоминал в одном из постов на этом канале, что 2025 год очень богат на юбилейные даты. И в эту череду юбилеев вполне уместно вставить ещё один - 140-летие изобретения автомобиля. Хотя...вот с этой датой есть некоторые сомнения. Об этом и вообще об изобретателях автомобиля рассказывает эта статья.
Для выяснения вопроса для начала обратимся к старым журналам "Техника-молодежи" и "За рулем".
Заглянем вначале в журнал "Техника-молодежи" №4 за 1934 год, где была напечатана статья Юрия Долматовского "50 лет автомобиля".
Большая интересная статья (однако не лишенная неточностей и вышедшая несколько раньше юбилейной даты), в которой дается ретроспектива развития механического безрельсового транспорта за истекшие к тому времени года (а это даже больше 50-ти лет). И если принять за точку отсчета год создания моторных экипажей Даймлером и Бенцом (общепризнанными создателями это вида колесного транспорта) то это получится 1885 год.
Аналогичную дату мы находим в журнале "За рулем" №18 за 1935 год, где даже уточняется, что за дату рождения автомобиля следует принимать 29 августа 1885 года, когда Готлибом Даймлером был получен патент №36423 на "повозку для верховой езды с керосиновым двигателем", которая и была им построена.
Однако следует сказать, что в 1885 году Даймлером был построен вовсе не автомобиль, а...мотоцикл. А четырехколесный автомобиль Даймлера появился только в 1886 году, когда изобретатель установил двигатель своей конструкции на обыкновенную гужевую пролетку.
А вот Карл Бенц создал свой трехколесный механический экипаж осенью 1885 года, однако проводил свои опыты в тайне от всех, а патент №37435 на "экипаж с приводом от газового двигателя" он получил только 29 января 1886 года.
Эти сведения приводит Лев Шугуров в статье журнала "За рулем" №1 за 1986 год, посвященной 100-летию автомобиля, а вот в статье инженера Ипполита Демулена в журнале за 1935 год приводится другой номер патента (№43826) и другая дата: 8 апреля 1887 года.
Позволю себе небольшое отступление от темы. Неоднократно автор обращал внимание что многие статьи в журналах "За рулем" за 1930-е годы, подписаны "инженер И. Дюмулен". До этого автор (к своему стыду) под похожей фамилией (Демулен) знал только деятеля Великой французской революции, и даже думал, что это литературный псевдоним в соответствии с духом того времени. Однако все оказалось совсем не так. Врач наполеоновской армии Генрих Дюмулен, участник похода 1812 года после ранения под Ковно и реабилитации после этого в одном из русских имений, женился на дочери владельца этого имения и решил навсегда остался в России. Его правнук - Ипполит Дюмулен - инженер-автоконструктор, много сделавший для советской мотоциклетной промышленности, являлся председателем комиссии по испытанию, был среди участников делегации по покупке автозавода компании "Форд" (теперь известного, как ГАЗ), являлся автором нескольких книг и постоянным автором статей в журнале "За рулем". По доносу одного из близких людей из семейного круга он был арестован и скончался в заключении в 1942 году. Посмертно реабилитирован в 1957 году. Потомки Дюмулена живут в России и сейчас.
Однако вернемся к теме статьи. К столетнему юбилею автомобиля празднование юбилея плавно перешло с годов, оканчивающихся на "5" на года, оканчивающиеся на "6". И в том же юбилейном 1986 году вышла книга Юрия Долматовского "Автомобиль за 100 лет", которая фактически явилась новым, немного отредактированным изданием его знаменитой книги "Повесть об автомобиле".
В книге тоже рассказывается об изобретателях автомобиля. Причем приводится их конкретное число - 416. Однако из этого числа заметный след в истории оставили только трое. Это Зигфрид Маркус, Джордж Селден и Эдуард Деламар-Дебутвиль.
Из книги Ю. Долматовского "Автомобиль за 100 лет":
Зигфрид Маркус (1831 - 1898) был чиновником, инженерных знаний ему не хватало. Его "безлошадная повозка" оказалась неспособной ездить без помощи лошади. Однако должна же родина Маркуса, империя Австро-Венгрия, как и другие страны, иметь "своего" изобретателя автомобиля! И вот сочинили миф о замечательных качествах повозки Маркуса. Её (точнее её копию, изготовленную в 1949 году) можно видеть в Техническом музее в Вене....
Справедливости ради, надо сказать, что вторая повозка Маркуса, созданная им в 1887 году, кое-как действовала и что Маркус предложил интересные решения отдельных механизмов машины, например - карбюратора.
Запомним фразу "каждая страна хочет иметь своего изобретателя автомобиля" и переместимся теперь в США.
Из книги Ю. Долматовского "Автомобиль за 100 лет":
В городе Рочестере (США) жил другой изобретатель- Джордж Селден (1846 - 1932). Он тоже был чиновником, нотариусом, и его самоходный экипаж тоже никто не видел действующим. Но Селден, хорошо знакомый с законами, еще в 1879 году сделал патентную заявку на устройство автомобиля. В ней все было записано в таких выражениях, что любой экипаж с бензиновым двигателем оказывался как бы изобретенным Селденом. И как только в 90-х годах XIX века в Соединенных Штатах началось производство автомобилей, изобретатель предъявил иск фабрикантам. Одни из них приобрели патент Селдена и создали "Ассоциацию лицензированных автомобильных машиностроителей" (АЛАМ), другие затеяли судебный процесс против него, длившийся до 1910 года. Разбогатевший на торговле патентом изобретатель пошел на то, чтобы построить автомобиль по своему проекту, как того требовал суд. На горе противникам АЛАМ автомобиль оказался работоспособным! Все же им удалось доказать, что машина Селдена - не автомобиль, а повозка с моторным передком, ее двигатель (к тому же типа "Брайтон", а не Отто - Даймлера, как у всех автомобилей) смонтирован на передней оси, поворачивается вместе с ней и вращает передние колеса. Повозка Селдена хранится в музее Института Стивенса в США.
А это уже Франция со своим "изобретателем автомобиля".
Из книги Ю. Долматовского "Автомобиль за 100 лет":
В литературе можно встретить упоминание о математике Эдуарде Деламаре-Дебутвиле (1856 - 1901), которого вместе с механиком Л. Меланденом называют первоизобретателем автомобиля. В связи с этими именами 1984 год объявили "французским годом автомобиля", тогда как "всемирным годом" официально считается 1986-й. Во французских источниках приводят взятую из патентной заявки схему обыкновенной конной - её называют "охотничей" - повозки с "приспособленными к ней" (выражение Ф. Бернабо из его статьи в сборнике "Автомобиль и его большие проблемы") механизмами. Вместе с тем такие (французские же) солидные источники, как энциклопедия "Ларусс", монография И. Фондена "Автомобиль- полвека истории" и другие, называя ряд имен изобретателей, вовсе не упоминают Деламара-Дебутвиля. Никогда и нигде не были опубликованы хотя бы дагерротипы образца его машины, нет её, конечно, и ни в одном музее. К юбилею пришлось по патентному схематическому чертежу заново сконструировать и построить автомобиль. Видно и в этом случае речь идет о стремлении патриотов похвалиться "своим" изобретателем автомобиля.
Однако и сам Юрий Долматовский в свое время не избежал соблазна представить широкой публике "русских изобретателей автомобиля". В книге "Повесть об автомобиле" (издание 1958 года) он пишет:
Одними из первых, наряду с австрийцем Маркусом и американцем Селденом, были близки к удачному решению задачи русские инженеры Путилов и Хлобов. Хотя достаточно подробных документов с описанием их изобретения, к сожалению, не сохранилось, однако известно, что ещё в 1882 году Путилов и Хлобов построили автомобиль, на котором совершались регулярные поездки.
Однако, никаких документальных свидетельств этого события в архивах найдено не было. Вероятно Долматовский руководствовался информацией из статьи в журнале "За рулем" №20 за 1929 год.
Недоверие к этой информации вызывает хотя бы тот факт, что никакого города Пестрова в России никогда не существовало. Кстати, в книге 1986 года упоминания о Хлобове и Путилове уже нет.
Конечно некоторым нашим патриотам этот вывод не понравится, но в утешение им (и остальным жителям России) совершенно официально можно считать "самокатку" Кулибина прообразом схемы автомобиля Бенца.
Итак, несмотря на публикации 1930-х годов и очевидное появление работающих образцов мотоцикла и трицикла в 1885 году, появление четырехколесного автомобиля приходится именно на 1886 год и очередной юбилей автомобиля, а именно 140-летие его создания, человечество будет отмечать в 2026 году. Так что в этом году обойдемся другими юбилейными датами. Но ничего. Как говорил дядя Митя из всеми любимого фильма: "Повод есть...".
В этом году можно, например, отметить 130-летие первой автомобильной гонки, а именно: 1 200-километровую гонку по трассе Париж - Бордо - Париж, прошедшую в 1895 году, о чем нам сообщает журнал "За рулем" №6 за 1965 год.
Так что будьте счастливы и берегите печень.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.